Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в 5-7 классах.»
Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в 5-7 классах.
В настоящее время одной из важнейших задач учителя русского языка является формирование орфографических навыков обучающихся. Результаты письменных работ, мониторинговых исследований зачастую говорят о недостаточно высоком уровне грамотности школьников. Орфографические ошибки чаще всего возникают не потому, что школьник не знает правила, а потому, что он не обладает достаточными орфографическими навыками.
Немалую роль в решении этой проблемы на этапе первичного закрепления орфографических правил играет выполнение устных упражнений, во время которых обучающийся устно проговаривает условия выбора орфограммы, и комментированный диктант, в процессе которого происходит многократное проговаривание изучаемого правила во время записи слов.
На более поздних этапах закрепления знаний и навыков, на уроках обобщающего повторения я использую объяснительный диктант. Предлагаемыйматериал сначала записывается обучающимися самостоятельно, а затем проводится проверка и объяснение написанного. Объяснительный диктант развивает основные виды деятельности учащихся: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Использование на уроке предупредительного диктанта требует от обучающихся максимальную самостоятельность при выборе условий изучаемой орфограммы. Его проведение перед контрольным диктантом по изученной теме позволяет определить пробелы в знаниях учеников и организовать коллективную и индивидуальную работу по их ликвидации и предупреждению ошибок в контрольной работе. В процессе проверки предупредительного диктанта можно предложить учащимся взаимопроверку или самопроверку. Все допущенные ошибки комментируются в классе. При выполнении этого вида работы школьники учатся находить и объяснять ошибки в написании слов.
Хорошим способом закрепления нового материала для обучающихся со слабым уровнем знаний является домашняя подготовка к словарному диктанту из учебника. Этот вид работы позволяет снять психологический дискомфорт на уроке, повысить самооценку учеников: дети получают возможность проанализировать орфограммы, вспомнить и повторить правила. Во время проверочной работы они не только покажут хорошие результаты, но и повысят свою орфографическую зоркость.
Таким образом, применение рассмотренных приёмов и форм работы на уроках русского языка в 5-7 классах будет способствовать совершенствованию практической орфографической грамотности обучающихся.