Особенности формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Особенности формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Вашему вниманию предоставляется исследовательская работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
В теоретической части представленной работы приводятся научные данные о психологической структуре орфографического навыка; так же раскрываются психолого-педагогическая характеристика орфографической зоркости как навыка и этапы его формирования. Весь материал логически структурирован, подан полно и глубоко.
Во, второй, методической части подробно раскрываются основные методы формирования орфографической зоркости у учащихся, даётся анализ программы 2 класса по предмету «Русский язык». Свои практические наработки по означенной проблеме, я представляю в третьей части материала на примере изучения орфограммы «Правописание гласных после шипящих». Третья часть представляет наибольший практический интерес, так как содержит в подробном изложении особенности организации работы по формированию у детей орфографической зоркости. Там же представлены некоторые, наиболее действенные приёмы для повышения орфографической зоркости. В подтверждении эффективности своего исследования показаны результаты мониторинга успешности.
Актуальность данной проблемы, обусловлена недостаточной разработанностью методики формирования орфографической зоркости у учащихся в младших классах, обусловлено отсутствием полных научно обоснованных рекомендаций о том, как следует формировать этот навык.
Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса формирования орфографической зоркости у учащихся в младших классах.
Объектом исследования является процесс языкового обучения учащихся младших классов.
Предмет исследования поиск эффективных методов и приемов в формировании орфографической зоркости учащихся.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данному вопросу;
- выявить принципы формирования орфографической зоркости у учащихся;
- рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию орфографической зоркости у учащихся;
- разработать комплекс заданий, способствующий формированию орфографической зоркости у учащихся.
Слайд 8. В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
а) изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
б) наблюдение за учебным процессом;
в) проведение эксперимента;
г) статистическая обработка данных.
На уроках обучения русскому языку, используется учебник, под редакцией С.А. Никитина, Л.П. Якунина, Р.Т. Мендекинова,дораб. – Алматы: Атамура, 2013.
Гипотеза исследования состоит в том, что предлагаемая система перфокарт, заданий и упражнений, карточек с элементами орфографического и грамматического разбора с графическим изображением орфограмм способствует эффективному формированию орфографической зоркости у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка »
Макосова Светлана Юрьевна
КГУ «Средняя школа № 7 города Зыряновска»
Учитель начальных классов
Стаж работы: 16 лет
Категория: 1
Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
повысить уровень общего развития учащихся
научить их правильно и осмысленно читать
Задачи преподавания русского языка в школе программа формулирует следующим образом:
вооружить учащихся умением последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме
выработать у них навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма
Особенности формированияорфографической зоркостина уроках русского языка у младших школьников
Актуальностьданной проблемы, обусловлена недостаточной разработанностью методики формирования орфографической зоркости у учащихся в младших классах, обусловлено отсутствием полных научно-обоснованных рекомендаций о том, как следует формировать этот навык.
Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса формирования орфографической зоркости у учащихся в младших классах.
Объектом исследования является процесс языкового обучения учащихся младших классов.
Предмет исследования поиск эффективных методов и приемов в формировании орфографической зоркости учащихся.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данному вопросу;
- выявить принципы формирования орфографической зоркости у учащихся;
- рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию орфографической зоркости у учащихся;
- разработать комплекс заданий, способствующий формированию орфографической зоркости у учащихся.
изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме
наблюдение за учебным процессом
Методы
исследования:
проведение эксперимента
статистическая обработка данных
Гипотеза исследования состоит в том, что предлагаемая система перфокарт, заданий и упражнений карточек с элементами орфографического и грамматического разбора с графическим изображением орфограмм способствует эффективному формированию орфографической зоркости у учащихся.
Новизна и практическая значимость
направление деятельности
поиск занимательных форм и методов
последовательность упражнений для развития орфографической зоркости
создание своей системы деятельности по развитию орфографической зоркости
База исследования: второй класс
КГУ «Средняя школа № 7 г. Зыряновска»
Этапы исследования:
Подготовительный
Констатирующий
Экспериментальный (формирующий )
Заключительный
Показатели поI критерию
( сформированность ОЗ)
Уровни
Высокий
1.Умение выделять орфограммы при списывании
20-26 орфограмм
Средний
2.Умение выделять орфограммы в тексте, записанном под диктовку
Низкий
14-19 орфограмм
15-18 орфограмм
3.Умение называть орфограммы при списывании
Все
Менее 13
4.Умение подбирать примеры на указанную орфограмму
10-14 орфограмм
5.Умение найти допущенные ошибки и доказательно исправить
Подобрал 3 примера на безударный гласный звук в корне
Менее 9
Не менее половины
Нашел и исправил 3 ошибки
Менее половины
Подобрал 1-2 примера
Не подобрал ни одного примера
Нашел и исправил 1-2 ошибки
Не нашел ни одной ошибки
Показатели по II критерию
( грамотность учащихся)
1. Умение грамотно писать контрольный диктант
Высокий
2.Умение писать грамотно словарный диктант
Не допустил ни одной ошибки
Средний
3.Умение писать грамотно творческую работу(свободный диктант)
Не допустил ни одной ошибки
Допустил 1-2 ошибки
Низкий
Допустил более 3 ошибок
Допустил 1 ошибку
Не допустил ни одной ошибки
Допустил более 2 ошибок
Допустил 1-2 ошибки
Допустил более 3 ошибок
Упражнения для развитияорфографической зоркости:
моделирование
комментированное письмо
орфографическое проговаривание
зрительный диктант
сигнальные карточки
Алгоритм упражнений в процессе усвоения учащимисянавыков
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)
Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)
Творческие упражнения
Контроль, коррекция навыков и умений
Контрольные упражнения
Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений)
Творческие упражнения
Контроль, коррекция навыков и умений
Контрольные упражнения
Диктант
Утром я встаю. Сначала делаю зарядку. Потом я умываюсь и одеваюсь. Иду в школу.
Оценочные критерии распределения учащихся по уровням
Уровень орфографической зоркости
Количество ошибок
Высокий
1-3
Средний
3-6
Низкий
6-9
Уровни знаний учащихся в процентах
Уровни знаний учащихся
Контроль
Высокий
ный класс
Эксперименталь
10
Средний
ный класс
80
10
Низкий
75
10
15
Результаты первого диктанта
Методика по формированию орфографической зоркости
использование орфографического и грамматического разбора с графическим обозначением орфограмм в слове.
с обязательным проговариванием по слогам проверяемых слов;
использование наглядных пособий с целью запоминания зрительного«образа», общего вида слова;
выполнение заданий«письмо»по памяти;
работа с перфокартами и карточками
Количество допущенных ошибок во втором диктанте
Слова
Билет
Экспериментальныйкласс
Контрольныйкласс
1
Экскурсия
4
6
Космонавт
7
Адрес
8
12
0
Семена
5
Автомобиль
5
3
11
Электричество
7
7
Двенадцать
Вокзал
5
12
9
Слова
1
Сверкать
5
Эксперименталь
ный класс
2
Портрет
Контроль
ный класс
Телефон
5
3
4
2
Прекрасный
7
2
Путешествие
5
4
ВСЕГО
4
46
100
Уровни знаний учащихся в процентах
Уровни знаний учащихся
Контрольный класс
Высокий
Эксперим.
10
Средний
класс
50
80
Низкий
50
10
0
Результаты после проведения эксперимента
Сравнительная характеристика сформированности Орфографической зоркости (сентябрь, 2013 ) и (апрель 2014) учебного года. 1. Контрольный 2. экспериментальный
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:
— учащиеся усвоили основные виды орфограмм и их опознавательные признаки;
— достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости и грамотности учащихся;