kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию. Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства» Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

                  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка»

Формирование функциональной грамотности

учащихся на уроках русского языка

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию. Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем [4].

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. Одним из наиболее известных международных оценочных исследовании основанных на концепции функциональной грамотности является «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (РISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-8-х классов). В ходе тестирования в рамках РISA оценивают три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность, проводится раз в три года. Казахстан впервые принял участие в исследовании РISA в 2009 году, затем в 2012году и 2015 году. Участие Казахстана в международном исследовании РISA становится традиционным мониторингом казахстанского образования, с которым будут сталкиваться наши ученики. Поэтому Казахстан взял курс на развитие функциональной грамотности чтения, математической грамотности, естественнонаучной.

В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [1].

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? И новыми главными качествами личности нового школьника являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Это, когда учитель должен в первую очередь заботиться о формировании у ученика определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, которые обеспечат интеграцию личности в национальную и мировую культуру[5].

Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности-письму, чтению, рассказыванию, слушанию, счету, поэтому развитие общеучебных умений- путь к функциональной грамотной личности.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность-это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

-знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнидеятельности;

-умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности учащихся учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений;

-обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

-уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определенные изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками, главная же задача и обязанность учителя- помочь ученику принять и выполнить принятое им решение;

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Составляющие работы по обучению функциональной грамотности на уроках русского языка:

1.Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения.

2.Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

3.Развитие устной и письменной речи:

-развитие орфоэпических навыков;

-работа по обогащению словарного запаса;

-развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;

-развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;

-развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьезное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. С целью решения данной проблемы определяем для себя задачу: формирование орфографической грамотности учащихся через развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса к предмету. Работу начинаем с формирования у учащихся потребности в знании правил. Правила учим на уроке. Для того, чтобы они быстро и легко запоминались, выбираем самую краткую формулировку правила, используем схемы, правила-стихи, короткие сочетания слов. Приведу примеры:

-Жи, -ши,-ци пиши через И.

Исключения: Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц».

Так, изучая написание –тся, -ться в глаголах, можно использовать такое стихотворение-правило:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Так как мягкий знак в вопросе,

И в глагол его мы вносим.

Приведу стихотворный алгоритм написания слов с корнями –бер, -бир, -мер, -мир, -пер, -пир, -тер, -тир.

Если есть за корнем А

В корне будет И всегда.

Вот пример запоминай:

Ноги вытер? –Вытирай.

А теперь сравним 2 алгоритма-стихотворный и обычный: Чтобы нам не ошибаться,

Когда –кас- должен писаться.

А когда напишем –кос-

Мы ответим на вопрос:

Есть за корнем суффикс –а-?

-Кас- напишем мы всегда:

-Кос- напишем мы тогда,

Когда нет за корнем –а-.

Чтобы узнать, когда в корнях кос\кас, пишется –о или –а, смотри:

1.Следует ли за корнем суффикс –а-?

2.Если да, то пиши в корне –А.

Если нет, то пиши в корне –О.

Убедилась, что использование таких рифмованных алгоритмов в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка.

Особое внимание уделяю на своих уроках работе со словарными словами. Провожу ее в такой последовательности:

-Запиши слова, выдели орфограмму.

-Объясни лексическое значение слова.

-Составь словосочетание или предложение с данным словом.

Словарную работу провожу на каждом уроке. Большое внимание уделяю также работе над ошибками. Анализ провожу по двум позициям: количество ошибок в работе и классификация ошибок по орфограммам. Затем намечаю пути устранения ошибок, приобщаю учеников к самостоятельной работе над ошибками. Данная работа является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у ребят ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно.

Способствуют формированию орфографической грамотности учеников различные задания.

Вот некоторые из них: списывание с орфографическим проговариванием, простые списывания и осложненные заданиями, комментированное письмо с указанием орфограмм, письмо с проговариванием, различные виды диктантов с обязательным графическим выделением орфограмм, письмо по памяти, творческие задания.

Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определенным орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне четко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу. Используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками дает свои положительные результаты.

Многократные упражнения и систематическое повторение материала дают неплохие результаты. Но даже после многократных упражнений, твердо зная правила, владея алгоритмом их применения, ученики допускают ошибки. Причины кроются в бедном словарном запасе школьников, вследствие чего они не всегда могут подобрать нужное слово или форму слова. Учащиеся потеряли интерес к чтению, а ведь чтение развивает интеллект, обогащает словарный запас. Поэтому работу по грамматике и орфографии необходимо вести одновременно и с работой по развитию потребности читать, читать не по принуждению, а для удовольствия.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:

-определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;

-прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;

-вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль. Механизм речи развивается на таких упражнениях:

-механизм эквивалентных замен;

-механизм памяти;

-механизм сжатия текста;

-механизм предвидения, предугадывания.

Задача развития механизма речи может реализовываться путем выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описанния (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста- для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

-по ходу чтения подчеркни слова, уазывающие на принадлежность текста к определенному стилю;

-подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану.

В 7-м и 8-классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.

Комплексное использование текста на уроках русского языка дает возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение. Пробные работы показывают сформированность у учащихся умений воспринимать информацию, содержащуюся в текстах, выделять основную мысль текста, определять позицию автора и на этой основе строить замысел собственного высказывания, выбрав нужный стиль, тип речи, языковые средства, обеспечивающие ее точность и выразительность, умение высказать свою личностную позицию. Вот несколько отрывков из ученических сочинений.

«Прочитав тексты К.Паустовского и М.Пришвина, я поняла, что нужно не только видеть, но и уметь ценить красоту родной природы. Тексты написаны разными авторами, а основная мысль у них одна- люди не понимают, что нужно любить природу». (Кадыржан Жаннур)

«Я согласна с авторами в том, что никакая красота в других краях не может сравниться с красотой моей Родины. Особенно ясно человек понимает это тогда, когда вдыхает родной воздух и любуется родными просторами». (Утегалиева Дария)

«Наступила осень. Я вышел в осенний сад и воскликнул от удивления. Как красиво в саду стало! Листья на деревьях стали разноцветными и от этого прекрасного вида дух захватывает». (Муслимов Асет)

«Осень. Листьев на деревьях все меньше и меньше. Держатся самые устойчивые. Но ударил мороз, и листья начали опадать. Ветер подхватывал их, и они кружились, как в танце. Это был удивительный разноцветный хоровод». (Мадихов Меирбек)

Учащиеся пишут сочинение в форме письма другу, сочинение научного стиля о словах, сочинение о природе, о своих увлечениях. Часто эти сочинения с грамматическим заданием:употребить имена существительные, различные виды глаголов, местоимений.

Прочитав лекции по развитию функциональной грамотности учащихся по чтению и пониманию текста и проработав их на практике, я изменила свой взгляд на работу с текстами, научилась подбирать тексты и задания к ним, которые будут способствовать развитию знаний, умений и навыков у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни.

Создание проблемных ситуаций на уроках-это один из способов развития творческого мышления школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На уроке по теме «Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением» использую такое задание: на доске слова с пропущенными безударными гласными

т...традь гр...за

п...нал з...рно

к...рандаш б...бры

-Вставьте пропущенные буквы. Сравните слова первого и второго столбиков. Чем они отличаются? Какие гласные подлежат проверке? Все ли гласные можно проверить? Как называются слова с непроверяемыми гласными?

Вывод: проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой ученику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовыватьи воспитывать культуру умственного труда.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются различные игры. Одной из часто используемых мною технологий является игровая технология. Игровые педагогические технологии-это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. На уроках чаще всего я предлагаю такие игры:

  1. Фонетические игры: фонемное различение слов, различение глухих и звонких согласных, оглушение и озвончение,различение твердых и мягких согласных, определение ударного слога, особенности русского ударения.

  2. Лексико-фразеологические игры: а)на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды), системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото);

переводчик: б)необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.

Например, показать на портрете (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы: око-глаз, чело-лоб, выя-шея, длань-ладонь, чрево-живот, перст-палец, ланиты-щеки, уста-губы и т. д.

  1. Игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования ( «от одного корня», «корень и дерево», «слова по схеме»). Подобным образои подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

Игра –это и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучат идеи доброты и милосердия, игра учит быть отзывчивым, обогащает внутренний мир. Любят мои ученики беседы, игры о правилах поведения. На занятиях мы разыгрываем ситуации: в гостях, в транспорте, знакомство. Естественно, что знания и практические навыки, приобретенные в такой ситуации, лучше сохраняются в памяти. Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах-играх, например, «Кенгуру», «Золотое руно», «Русский медвежонок».

Перспективным в плане повышения уровня функциональной грамотности учащихся представляется мне проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет ее по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.

Последние 5 лет мои ученики занимаются проектно-исследовательской деятельностью и принимают активное участие в школьных, районных, областных конкурсах. Ученик Аккалиев Олжас два года подряд занял в областном конкурсе юных исследователей призовое место и принимал участие в республиканском конкурсе научно-исследовательских работ учеников в Алматы. Тема его работы « Молодежный сленг». А в этом году ученик 5 класса Муслимов Асет выступил на областном конкурсе со своей работой на тему « Выбери свое лицо» и ІІ место.

В настоящее время мои ученики работают над следующими проектными работами: «День рождения-праздник детства» и «Спасибо» и «Рахмет»-волшебные слова». Включение школьников в проектную деятельность учить их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную оценку и ,главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи или отдельные элементы речетворчества на уроках русского языка. Научиться писать сочинение-значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи учеников я часто использую сочиения-миниатюры, изложении-миниатюры, которые развивают образное мышление ученика. Например, и при изучении имени прилагательного в 6 классе пишем сочинение-миниатюру о зиме. Нужно создать разные образы зимы: зима-волшебница,зима-художница, зима-хозяйка, зима-злая ведьма, зима-шалунья. Ребята подбирают разные эпитеты к слову зима: сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, унылая, грозная, румяная, веселая, колдунья, чародейка, фея, заснеженная. В 5-6 классе ребята с удовольствием составляют небольшие рассказы по заданному сюжету или по сюжетным картинкам. Работу провожу и устно, и письменно, от лица одного из героев, от 3 лица. Чтобы повысить интерес к слову, показать его разнообразие и своеобразие, пытаемся сочинять стихи, пишем маленькие рассказы, придумываем сказки. Вот сказка «Лиса и кот», придуманная ученицей 6 класса Ертаргыновой Арухан.

Лиса и кот

Жил-был кот. Однажды ему захотелось погулять в лесу. Он взял с собой молоко, чтобы перекусить. Кот встретил лису. Он спросил: "Что ты ищешь, лисонька?" Лиса отвечает: " Я хочу полакомиться птенчиками. Достань их мне, а не то я съем тебя!!!" «Хорошо, хорошо пусть будет по –твоему». Он поставил банку с молоком и полез на дерево, на котором было гнездо с птенцами. Он увидел, что птенчики были совсем беззащитные, и сжалился над ними. Лиса ворчит: " Подавай их сюда быстро!" "Нет, лисонька, я не буду делать зло,"-ответил кот. Злобная лиса постояла, постояла, и ушла. А кот слез с дерева, выпил молоко. Птичка- мама поблагодарила доброго кота. Кот пошел домой, полакомился вкусной едой, залез на печку лег и уснул. А лиса осталась голодная и пошла спать.

Родина

Родина! Как прекрасно звучит она.

Здесь солнце и вода.

Здесь ночь и холода.

Ведь это важней всегда.

Муслимов Асет


Красавица Весна.

Красавица Весна

Идет к нам не одна.

Вместе с нею летят птицы

Они отличные певицы.

Весна добром сияет,

Ей птицы все поют.

И песни сочиняют

Про красивую весну.

Гайнеденов Жанболат

Большой эффект в развитии функциональной грамотности дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи учеников. Достоинством такой формы работы является еще и то, что он развивает способность ребенка к фантазированию, способность слышать другого человека, сотрудничество, развивает коммуникативные навыки.

Современный урок русского языка и литературы часто сопровождается использованием ИКТ. Они дают широкие возможности для развития широкого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.

Сегодняшний урок немыслим без применения разноуровневого дифференцированного подхода, который является одним из основных принципов обучения. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Использование мною различных методических приемов на уроках русского языка повлияло на мотивацию учащихся к обучению русского языка и итоговые результаты.

1.Появилась возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне.

2.Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

3.Слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Мои ученики учатся ставить конкретную цель на уроке, работать в сотрудничестве, оценивать себя и своих сверстников, появилась у детей мотивация к учебе.

Используемые на уроках формы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Мы, учителя, должны увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности: формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики К


















Использованная литература



1.Национальный план действии на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

2. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла». Методическое пособие.-Астана: Национальная академия образования имени И.Алтынсарина, 2013.- 40 стр.

3.Бирибаева Н.Ж. Пути практической реализации «Национального плана на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников».

Уроки русского языка и литературы в школе-№6, 2013.


4.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000, стр.19


4.Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности. Педагогика.-1999, №2. стр.26-31.


5.Хасеинова В.А. О подготовке к формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы. Открытая школа-№2, 2014.


6. У.А.Жанпеис, Ш.Т.Кожакеева. Русский язык. Учебник для 5 класса. Алматы «Атамұра».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка

Автор: Даулетова Бибигуль Бисеновнв

Дата: 05.06.2019

Номер свидетельства: 513439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(88) "puti-povyshieniia-funktsional-noi-ghramotnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "158537"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421759385"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "623109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673783033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства