Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативной и методологической компетентностей. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в обучении.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии.
Личностно-ориентированные технологии в последнее время занимают все большее место в практике школьного обучения и в моей собственной. В процессе обучения по этим технологиям учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для их реализации и получения личностных результатов.
Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащихся. Осуществлению личностного подхода на уроках повторения и обобщения способствуют такие виды уроков, как уроки контроля, практикумы, деловые и ролевые игры, дискуссии. Они создают условия для проявления способностей и интересов школьников.
Вся педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной),
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. »
Пути повышения функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Кудрявцева Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы высшей категории,
Белоградовская СШ, Тимирязевский район, Северо-Казахстанской области
Функциональная грамотность является обязательным компонентом коммуникативной и методологической компетентностей. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Программа по русскому языку определяет объем знаний, умений и навыков учащихся, а учитель намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методологического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в обучении.
Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии.
Личностно-ориентированные технологии в последнее время занимают все большее место в практике школьного обучения и в моей собственной. В процессе обучения по этим технологиям учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для их реализации и получения личностных результатов.
Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащихся. Осуществлению личностного подхода на уроках повторения и обобщения способствуют такие виды уроков, как уроки контроля, практикумы, деловые и ролевые игры, дискуссии. Они создают условия для проявления способностей и интересов школьников.
Вся педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной), которые обеспечиваются в ходе реализации системного и передовогоподхода. Для обеспечения формирования компетентностей я использую систему классных и внеурочных мероприятий, включающих в себя циклически повторяющиеся формы работы и предполагающие поэтапное освоении учащимися определенных умений и навыков при изучении различных тем. Уроки повторения и обобщения в данной системе позволяют, используя различные технологии и формы работы (игры, дебаты и т.п.) не только систематизировать пройденный материал, но и закрепить умения и сформировать условия для освоения новых.
С учетом поставленных целей и задач меняется роль и место учителя в образовательном процессе. Я полагаю, что учитель должен не только исполнять контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором, менеджером образовательного (познавательного) процесса в классе. Он должен сформировать образовательную среду, организовав цикл мероприятий и командную работу учащихся, определив информационные источники и обеспечив их доступность, создав атмосферу сотрудничества в коллективе учащихся.
Особое значение в условиях реализации компетентностного подхода приобретает система оценивания достижений учащегося. Контроль со стороны учителя не утратил своего значения, однако для увеличения эффективности контроля и усиления мотивации учащегося чрезвычайно важно увеличить количество инстанций оценивания. Особенно важны оказываются:
внешняя оценка, для чего необходимо увеличить частоту и активность участия учащихся в олимпиадном и конкурсном движении, а также регулярное проведение срезовых тестирований к составлению и проверке которых привлекаются учителя-предметники, не работающие в данном классе (членов МО);
взаимооценка, для которой учащиеся должны иметь четко определенные критерии оценивания и которая позволяет развить критическое мышление;
самооценка, благодаря использованию которой ученик не только получает адекватное представление о своих достижениях, но и может спланировать дальнейшую учебную деятельность;
портфолио, позволяющее увидеть динамику учебных и внеучебных достижений ученика за определенный период времени.
Использование различных технологий на основе личностного подхода к обучению дает свои результаты. Сегодняшний урок немыслим также без применения технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся. Используя такие формы, как парная работа на уроках, взаимопроверка, работа в группах, тестирование, лингвистические конкурсы, игры по станциям, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать 100% успеваемости учащихся.
Современный урок невозможен и без использования ИКТ, так как они дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Создание презентаций, поиск в Интернете дополнительной информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков учащихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес учащихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал. Также ИКТ помогают учителю реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, повысить уровень наглядности, ввести элементы занимательности. Наиболее активно ИКТ используются при осуществлении учебных проектов(PowerPoint– для создания презентаций, текстовые редакторыWord, Excel– для текстов).
Проекты, интегрированные в учебный процесс, предполагают выполнение творческих или исследовательских заданий в рамках изучаемой темы. На уроках повторения и обобщения наиболее типичным является использование мини-проектов в качестве домашних заданий (составление кроссвордов, тестов, опорных конспектов, написание лингвистических сказок и т.д.). Такой вид деятельности позволяет ученику повторить, обобщить, а также углубить имеющиеся знания, научиться составлять вопросы и ставить задачи по теме, развивать умение логически мыслить и использовать свои знания в новой ситуации.
Поэтому сейчас одной из задач современного учителя, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к ВОУД и ЕНТ, является нахождение подходов в обучении к каждому ученику.
В первую очередь я посмотрела на преподавание своего предмета с другой стороны. Я попыталась сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, и как следствием - независимость, самомотивированность, увлеченность предметом, уверенность и ответственность учеников с развитым критическим мышлением.
Свои уроки я строила таким образом, чтобы на каждом уроке присутствовали идеи семи модулей.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствовали развитию речевой и письменной деятельности
Вопросы на стикерах. Этот прием очень хорошо работает на уроках. Мы с ребятами применяли его так: сначала они изучили текст, предложенный учителем, затем сформулировали вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, как, почему и записали их на стикерах. Затем мы сгруппировали эти вопросы по категориям сложности, а потом отвечали на эти вопросы, постепенно переходя на новый уровень сложности. Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация остается в голове учащихся.
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию
Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.
Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, групповаяформа - это результат продуктивной работы. Наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.
Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях
Проблемные ситуации при объяснении нового материала.
При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что он проводит объяснение содержания наиболее сложных понятий, создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно- познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения , формирует с помощью учителя определённые понятия.
- Мы начинаем ближе изучать односоставные предложения. В ходе изучения этой темы мы должны убрать знаки вопроса из таблицы, ина сегодня наша задача – минимум: узнать, что такое определенно-личные предложения и чем может быть выражен главный член – сказуемое.
- Запишите тему урока ( 1 ученику доски)
Способы выражения сказуемого
1. Люблю грозу в начале мая.
1 л., ед.ч., н. вр.
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
2 л., наст. вр., ед.ч.
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
1 л., мн.ч., буд. вр.
4. Уходи, зима седая!
повелит. наклон.
-Сделайте вывод о строении определенно-личных предложений.
Вывод: на первый план в них выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий: я люблю, мы выйдем.
Сфера их использования обширна (разговорная речь, публицистика, научный и официально – деловой стили речи).
Проблемные ситуации при повторении изученного.
Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. То есть используется поисковый метод учения.
1. Игра «Эстафета» для двух команд. Учащиеся ( один за другим) из каждой команды выходят к доске и записывают по одному орфографически трудному слову ( на память). Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.
Затем предлагается проблемно-поисковое задание – определить, какие орфограммы нашли отражение в записанных на доске словах ( сначала анализируются слова, записанные 1-й командой, потом 2-й).
Делается вывод о знаниях учащихся по изученным словам.
Проблемные задания в словарной работе.
Такие задания побуждают учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
1.Записать на доске и в тетрадях слова с удвоенными согласными :
Объяснить устно значение слова колосс. Сделать его фонетический разбор.
2.Записать слова, заменяющие слово портретист, провести словообразовательный анализ этого слова.
(ПОРТРЕТИСТ – художник, автор портрета, мастер живописи, создатель картины, живописец, певец гения, фамилия, имя, отчество и т.д.).
3.- Докажите (устно), что правописание слов зависит от знания частей речи и их морфологических признаков ( иногда контекста).
1. Письмо (не) написано, (не) отправлено, (не) получено, (не) зачем.
2. Детский плач. Ты не плачь. Ожег руку. Сильный ожог.
Проблемные ситуации при закреплении изученного материала.
Закрепление организуется путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия.
1.Коллективные задания.
- Докажите, что двоеточие в предложениях относятся к трем разным правилам.
I. 1. Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. 2. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Му-му, ни тяжкого всплеска воды.3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.(И. Тургенев)
II. 1. Я поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 2. Ничто не шевелилось: ни одна трава внизу, ни один лист на верхней ветке. 3. Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает». Я говорю: «Что ему надобно?»
2.Интонационно – смысловой анализ текста. Докажите, почему поставлены запятая и точка с запятой. Определите тип речи.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветви берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.( И. Тургенев).
Текст по содержанию и интонации делится на две части. В 1-й части ( до слов Вот и лес) быстрая смена приятных впечатлений обозначается перечислительной интонацией с небольшими паузами между простыми предложениями ( в составе БСП), следующими почти одновременно, и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой. Ставятся запятые.
Во 2-й части текста дается изображение лесной тишины и спокойствия, поэтому темп речи замедляется, паузы между простыми предложениями ( в составе БСП) становятся более продолжительными, голос перед паузами понижается почти до точки. Ставится точка с запятой.
Проблемные задания при обобщении изученного.
Такие задания побуждают учеников к обобщению изученного. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
1. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения на правописание приставок с последующей проверкой .
Докажите, прав ли К. Чуковский, сказав: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла».
Проблемные ситуации в домашнем задании.
Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
1. Составьте текст проблемной статьи на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?», «Что такое дружба?», «Почему надо быть гуманным?»
2. Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам .
3. Уточнение определений школьного учебника. Например, ученики дополняют определение имени существительного как части речи: «В предложении имена существительные являются подлежащими ( в форме И.п.), дополнениями ( в форме косв. падежей), обстоятельствами ( в форме косв. падежей, если отвечают на вопросы где? куда? зачем? как? и др.).
4. Разработка наглядных пособий. Например: внимательно прочитайте материал учебника, постройте таблицу по ключевым словам текста.
5. Разработка кроссвордов, обеспечивающих подготовку к изучению нового материала, а также повторение основных лингвистических терминов. Например:
- Правильно решенный кроссворд позволит узнать новую тему, к изучению которой мы приступим в ближайшее время. Вспомните, что вам известно об этой части речи, придумайте примеры. Самостоятельная или служебная, изменяемая или неизменяемая часть речи, член предложения.
Раздел науки о зыке, в котором изучаются мельчайшие единицы устной речи (фонетика).
Главный независимый член предложения (сказуемое).
Способность говорить, говорение ( речь).
Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав (лексика).
Значимая часть слова (морфема), образующая формы изменяемой части речи (окончание).
Слова с противоположными значениями (антонимы).
Второстепенный член предложения, которым является искомая часть речи.
6. Задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости – анализировать читаемые тексты газет, журналов, художественных произведений, определяя условия постановки знаков препинания и букв с формулировкой правила.
7. Анализ опечаток. Наблюдение над связью слов.
Мертвые уши. С места в карьеру. Далеко идущие посредствия. Пережатки прошлого. Ксать подано. Вычислительная техника. Кропал без вести. Под гвоздействием критики. Сереотип мышления. Рыцарь печального образца. Остались щипанные дни. В перекосном смысле. Крадукты. Завидная елеустремленность. Морально устройчив.
8. Редактирование текста.
1) Внимательно прочитайте текст. Почему он вызывает смех? К какому стилю речи данный текст тяготеет? Напишите вариант «нормального» текста.
Как допускается порча хорошего настроения. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых его наименованных мероприятиях.
На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и прочее, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}