Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах играет важную роль в развитии учащихся, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, помогает им лучше понимать окружающий мир и успешно взаимодействовать с другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Что такое приставка?
Почему приставка так называется?
Для чего нужна приставка?
Чем приставка отличается от суффикса?
Где пишется приставка в слове?
В чём отличие приставки от предлога?
Как обозначается приставка?
Что будет, если из нашей речи исчезнут приставки?
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом .
Отсроченная отгадка
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Число имён существительных»
Вопрос-загадка:
Определите число имён существительных: брюки, пальто и сахар?
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п .
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником.
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Кубик Блума
Учебник 3 класс 2часть, с. 4
(авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.),
Учащийся бросает кубик, задаёт вопрос по данному стихотворению в зависимости от выпавшей грани:
Назови части речи, которые указаны в стихотворении
Почему нарисованы часы с кукушкой?
Предложи строчку стихотворения с предлогом……
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Пометки на полях
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Аналитик
Учебник 3 класс 2 часть, с. 18
(авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.),
Задание: Прочитай славянские имена и их значение. Проанализируй, есть ли среди твоих знакомых люди с такими именами и влияет ли на их характер имя?
Использование технологии продуктивного чтения на уроках русского языка способствует формированию функциональной грамотности младших школьников
Способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом
ФГ
Это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность в отношения с внешней средой, максимально адаптироваться и функционировать в ней