Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы работы с текстом»
Обобщение опыта
Работа с текстом
на уроках русского языка
как средство формирования языковой компетенции учащихся
2018 год
Целью моей работы является формирование языковой компетенции учащихся на основе использования работы с текстом.
Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
3.Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки
Практическое применение
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
В комплексной работе с текстом выделяются основные организационные формы анализа текста:
коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
одна из форм самостоятельной работы учащихся;
одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся.
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Особое значение придаю подбору текстов для комплексного анализа, хотя можно практически любой текст из учебника взять за основу. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:
- должен быть понятным по содержанию;
- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;
- оказывать воспитательное воздействие;
- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Работа с текстом при обучениисочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Написание сочинения-рассуждения при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить выпускников. Учащимся необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст и читательский опыт.
Работа с текстом в системе помогает учащимся уже чётко представлять особенности написания собственного текста и видеть структуру сочинения-рассуждения.
Сопоставительный анализ текстов
Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повысить интерес к слову.
Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:
- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);
- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);
- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).
Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Лингвистический эксперимент
Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:
· устранение данного языкового явления из текста;
· подстановка или замена языкового элемента синонимичным;
· распространение текста другими языковыми элементами;
· свёртывание текста;
· перестановка слов и других языковых единиц.
Для этой работы используются папки «Рабочее место ученика». В этих папках содержится основная информация, необходимая учащимся при выполнении той или иной работы. При работе с текстом дети пользуются таблицей «Выразительные средства языка»
Работа с «деформированным» текстом
Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. Подбираю свой дидактический материал, в котором собраны тексты с учетом возрастных особенностей школьников согласно требованиям стандарта.
На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.