Эффективные приёмы
обучения решению простых задач
Поступая в школу, ребёнок должен уметь решать простые задачи. Решение задач – то, с чего обычно начинают в семье математическое образование детей. Дети учатся получать правильный ответ задачи пересчётом, сводя решение задач лишь к элементарной вычислительной деятельности.
Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Формируя умение решать простые задачи, учитель развивает все психические процессы, учит рассуждать, доказывать, аргументировать действия, способствует усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определённой жизненной ситуацией, формировать пространственные и количественные представления, расширять кругозор детей.
Процесс решения задач оказывает положительное влияние на умственное развитие детей, так как он требует выполнения умственных операций:
- анализа (вопроса от условия, выделение данных и искомых);
- синтеза (определение плана решения);
- конкретизации (представление условия);
- сравнения;
- обобщения (при многократном решении задач)
Первоклассники в течение всего учебного года учатся решать задачи нескольких видов:
- На нахождение суммы и остатка,
- На нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого,
- На увеличение и уменьшение на несколько единиц (в прямой форме),
Научить детей решать задачи – значит, научить их устанавливать связи между данными и искомыми и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметическое действие. Известно, что при решении задач дети испытывают большие трудности, поэтому я отрабатываю все
этапы работы над задачами и приёмы их выполнения:
I.Подготовительная работа:
- действия с конкретным материалом (пересчёт);
- конкретный смысл действия сложения и вычитания;
- усвоение структуры задачи (предметная иллюстрация):
- задачи с недостающим данным,
- сравнение задачи с рассказом,
- задачи с искажённым вопросом,
- задачи с выбором вопроса,
- задачи с постановкой вопроса,
- отличие задачи от загадки.
II.Ознакомление с решением задач:
- ознакомление с содержанием задачи:
- осмысление ситуации,
- правильное чтение (с ударением на числовых данных и на словах, что определяет выбор действия, вопроса),
- правильное слушание,
- пояснение непонятных слов, предложений,
- разбиение текста на смысловые части,
- переформулировка текста (изменение текста),
- приучать читать задачу до запоминания с первого раза,
- словесная картинка.
- драматизация или оживление предметов;
- поиск решения задачи:
- иллюстрирование (предметами, схематично),
- разбор (постановка специальных вопросов).
III.Решение задачи:
- пояснение выбора действия,
- запись решения,
- наименование.
IV.Проверка решения:
- составление и решение обратной задачи,
- прикидка ответа,
- введение в текст задачи вместо вопроса готовый ответ.
V.Работа над задачей после её решения:
- изменение данного (данных),
- изменение условия по выражению,
- изменение вопроса, опорных слов.
Формируя умение решать простые задачи у первоклассников, использую разнообразные приёмы в работе над ошибками,
что способствует прочному усвоению математических знаний:
1.Решить аналогичную задачу с подробным анализом её решения (ученик объясняет решение).
2.Предложить задачи, имеющие одни и те же данные, но разные вопросы, установить, чем они похожи и чем отличаются, затем сравнить их решения.
3.Предложить дополнительную конкретизацию условия задачи (чертёж, краткая запись, постановка вспомогательных вопросов).
4.Решить аналогичную задачу с меньшими числами.
5.Предложить задачу с недостающими данными.
6.Предложить задачу, которая является частью другой задачи, в которой сделана ошибка.
7.Предложить схему решения задачи.
8.Записать наряду с неверным решением – верное, предложить верное выбрать.
9.В процессе беседы показать образец рассуждений, приводящих к правильному решению задачи.
10.Дать готовое решение и попросить объяснить выполненное действие.
11. Проанализировать неверное решение и найти нелогичность в рассуждениях учеников.
Для развития интереса к математике включаю нестандартные задачи, которые беру из разных журналов и пособий по математике. Такие задачи для нас становятся рассказом из жизни. Детям становится интересно всё – и действующие лица и их действия, и ситуация, в которой оказались действующие лица и числа. Некоторые задачи – хорошая тема для рисунков, другие – хорошая тема для пересказа, третьи – хороши для инсценировки, задача-инсценировка становится понятной и для самого слабого ученика. Такая работа успешна. Каждый ребёнок получает возможность активно говорить. Даже самые застенчивые дети смелее выходят к доске, начинают легко и свободно говорить, объяснять, доказывать своё мнение, отвечать на вопросы. Прежде чем записать решение, обдумывают его, составляют иллюстрацию самостоятельно, правильно выбирают действие и записывают ответ. Родители отмечают успехи в развитии своих детей.