kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данное выступление было озвучено на методическом совещании, где делились опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках.Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.      Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.»

Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

(из опыта работы учителя русского языка и литературы

ВКО, Зыряновский район КГУ «Средняя школа имени Михаила Бикетова»)

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе, но

всех выше должно стоять образование нравственное.

В.Г. Белинский


Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается, прежде всего, в слове. «Через родное слово, - отмечал педагог К. Ушинский, - отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Под «духовно – нравственным» воспитанием понимается процесс содействия духовно - нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной

любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной

рассудительности, послушания, доброй воли).


На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает

ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения».

Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.

На доске записана пословица: «Кто один раз солжѐт, тому в другой раз неповезѐт».

Вопросы и задания:

1.Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

Честность – нечестность

Правдивость - лживость

Искренность - неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?


Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность. Богатому жадность не дает покоя.


После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу,

написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.

Например, при изучении темы «Признаки глагола у причастий» в 7 классе провожу выборочный диктант по тексту: «Сколько стоит хлеб? Копейки? Рязанскому жителю Анатолию Мерзлову, спасшему от огня хлебные поля, он стоил жизни. Широко известны имена школьников, пренебрегающих опасностью и вступавших в борьбу за хлеб со стихией. Пал на обуглившейся ниве калининский школьник Гена Воронов. Газета, рассказывавшая о делах ребят, писала об отважном поступке школьника из Смоленской области Васи Богомолова, поднявшем на борьбу с огнем за хлеб все село. Нет ничего горше и обиднее, чем боль, нанесенная хлебу. Нельзя уважать человека, не ценящего хлеб. К каждому колоску, подобранному в поле, к булке в школьной столовой должно быть бережное отношение».

Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу:

1. Определите тему текста, главную мысль.

2. Озаглавьте текст.

3. Почему мы должны бережно относиться к хлебу? Что значит «относиться бережно к хлебу»?

4. Как достается хлеб вашим родителям, работающим на полях, выращивающим его?

5. Всегда ли бережно вы относитесь к хлебу?

Затем уже учащиеся должны выбрать в этом тексте словосочетания с причастиями.

На повторительно - обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга, к поиску правильного решения.


Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал.

Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В одном из интервью на вопросы корреспондента: «Что значит для Вас «хорошее сердце и правильная душа»? С этим рождаются или воспитываются? Что здесь могут сделать семья,

школа, учитель литературы?» - писатель Валентин Распутин ответил:

«Почему говорят: хороший человек? Человек доброго, отзывчивого, сострадательного, любящего сердца, живущий не для себя одного. Мы не всегда в состоянии различить, где функция сердца (не органа, перекачивающего кровь, а теплового источника, внутреннего «солнца») и где душа – ведь то же самое приложимо и к ней: добрая, сострадательная, любящая душа тоже источник тепла.

В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить. Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно - нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни. Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще. Именно здесь уместно замечательное стихотворение нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны:

Говори красивые слова,

Чтобы губы стали еще слаще,

Чтоб от счастья кругом голова,

Чтоб хотелось видеть тебя чаще.


Хлебом ты с голодным поделись —

То души надежная подкова,

На людскую глупость ты не злись,

Ведь духовность — красоты основа.


Чтобы волос шелком отливал —

Прядями малыш пускай играет.

Боль других ты сердцем принимай —

Душу равнодушье обижает.

Человек нуждается в тепле —

Даже вещь оставленная плачет...

Души тонут лишь в холодном зле —

И судьбу оно переиначит.


Мы, старея, вдруг осознаем —

Две руки от Бога мы имеем:

Ближнему одной мы отдаем,

А другой — себя всю жизнь жалеем.


Красота в глазах отражена —

Значит, есть любовь в твоем сердечке,

Значит, эта дверь отворена,

И тепло струится, как из печки.


Легче станут к старости шаги,

Только тверже будут убежденья...

И прошепчешь внуку: ― Сбереги

Ты в душе своей любви волненья.


Близких ты заботой напои,

Поднимайся без оглядки к звездам,

Чтобы пели в сердце соловьи,

И свивала, чтоб удача гнезда.



Будь красивым с детства, и тогда

Красота души богатством станет...

К нам приходит в дом тогда беда,

Коль душа легко и смело ранит.


Данное стихотворение глубоко проникло в мою душу, и я обязательно буду использовать его на своих уроках. Сколько теплоты, любви в нём! Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины». И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти

виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее народа...

Забудь покой, забудь уют,

К чертям отошли усталость.

Ты выбрал в жизни трудный путь

И на судьбу не жалуйся...

Скорее в жизнь смелей внедряй

Ты школьную реформу,

Чтобы быстрей поставить все

На новую платформу.

Пусть недосуг тебе порой

Сходить в кино с сынишкой

И не дочитана ему

Обещанная книжка.

Но счастлив ты, что день прожил

Сегодня не напрасно.

Ты дать урок сумел на «5»

В самом трудном классе.

Полсотни глаз зажечь сумел

Ты на своем уроке.

Десятки душ увлечь сумел

Сегодня на уроке.

Ты добрый след оставил

В сердцах своих детей.

И жизнь пройдет недаром,

И это всех важней.


Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания

долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.

Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. За учителем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование, наклон ее фигуры, смысл ее цивилизации..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно - нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.

Автор: Ионина Лариса Анатольевна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Духовно-нравственное  воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(92) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "184173"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426001996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454385028"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация на тему : "Олимпийское образование на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(92) "priezientatsiia-na-tiemu-olimpiiskoie-obrazovaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414355231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства