Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья " Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы" направлена на воспитание учащихся, находящихся в пенитенциарных учреждениях, как наполнять их красотой и добром на уроках русского языка и литературы.Как помочь найти свое место в жизни и быть гражданином своего Отечества.Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждать интерес к предмету, привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести.
На уроках при изучении тем необходимо подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. Включать тексты как прозаические, так и поэтические, которые бы стали примером для подражания, чтобы хотелось измениться, сделать что-то хорошее.Учащиеся, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, – не обычные школьники. Они переживают самый трудный жизненный этап, поэтому перед ними стоят сложные нравственные проблемы. Поэтому необходимо подбирать такой материал, где они смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира, особенностями их поведения, взаимоотношений.
В процессе восприятия художественного произведения учащиеся должны усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, должны убеждаться в правильности тех или иных решений, получать опыт нравственной оценки.
Темы урока литературы позволяют весь урок полностью посвятить духовно-нравственному образованию.
Так при изучении мира сказок, пословиц, поговорок, загадок, идет познавание удивительной образности, точности языка.Сказки учат постоять за себя словом и делом, учат чувству долга, мужеству, храбрости.
О прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: сила героев в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины.И много других примеров, которые помогают учителю исправлять негативное отношение к жизни и положительным поступкам учащихся,находящихся в пенитенциарных учреждениях,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы. »
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Автор Сыкчина Т.П.
Эпиграф.
- Откуда берется звук флейты?
- Из воздуха.
- Но ведь я все время в нем - и ничего
- А ты найди свое место, и воздух
удивится, что ты есть...
Ю.Кононенко
Какие уроки в школе могут начаться с этих слов? Конечно, уроки русского языка и литературы . Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души учащихся, находящихся в пенитенциарных учреждениях, и наполнять их красотой и добром. Как научить слышать звук флейты в мире, окружающем нас? Как помочь найти свое место в жизни и быть гражданином своего Отечества.
В современном обществе в системе воспитания наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных молодых людей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию . Шедевры мирового искусства вытеснили телевидение и интернет. Как разбудить в душах наших учащихся верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя задуматься, как восполнить на уроках эти пробелы, эту пустоту.
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждать интерес к предмету, привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, необходимо. Побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
На своих уроках при изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба и т.д. Включаю тексты как прозаические, так и поэтические.
Наши ученики – не обычные школьники. Они переживают самый трудный жизненный этап, поэтому перед ними стоят сложные нравственные проблемы. Почти в каждом художественном произведении они смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира, особенностями их поведения, взаимоотношений.
В процессе восприятия художественного произведения учащиеся усваивают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаются в правильности тех или иных решений, получают опыт нравственной оценки.
Темы урока литературы позволяют весь урок полностью посвятить духовно-нравственному образованию.
Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, идет познавание удивительной образности, точности языка.
Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит чувству долга, мужеству, храбрости.
При изучении темы «Пословицы» с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов нашей Родины.
Например:
Десять пальцев сильнее, чем один палец (бурятская).
Дружные люди под бараньей шкурой помещаются (бурятская).
Если будет вражда между своими, то не будет добра (бурятская).
В беде - друг подмога (ненецкая).
Дружба силу добавляет (якутская).
Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде».
Пословицы:
Ум не от старости, а от увиденного и услышанного (бурятская).
Учившийся - море, а не учившийся - тьма (бурятская).
У него в голове не мозг, а мох (ненецкая) перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Ученье – свет, а не ученье - тьма».
Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, учащимся можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит» и др. Напоминаю замечательные слова В. Соколова о пословице:
В ней мысль, как озарение,
Слова, как жемчуга,
Для друга одобрение,
Острастка для врага…
В работе над сказкой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» можно использовать синонимы, антонимы, дающие характеристику персонажа, определяя как положительные, так и отрицательные качества героев сказки. Коварный Черномор и Руслан, готовый на всё ради любимой, Ратмир и Рогдай помогают ребятам сделать выбор в пользу истинных человеческих качеств.
А литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью, эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, учащиеся узнают, что писатель был некрасивым, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы можем поговорить о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты.
Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют по-новому взглянуть на привычные картины природы. Очень уместно прослушать романсы на стихи Тютчева, песни на стихи Есенина; продемонстрировать репродукции картин знаменитых русских художников: И.Левитана «Золотая осень», И.Шишкина «Дорожка в лесу», А.Васнецова «Первомайский парк».
В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. Здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, природой по-настоящему правят миром, как писатель мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.
Раздел «Устное народное творчество» представлен былиной «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», где в былинном герое, обладающем недюжинной силой, смелостью, смекалкой, воплощены мечты народа о защитнике Земли Русской. Особое внимание учеников можно обратить на построение и язык былины. Говорю о том, что образность языка достигается за счёт художественных изобразительных средств: повторов, гиперболы, литоты («мальчик-с-пальчик», «мужичок-с ноготок»), постоянных эпитетов. Многие былины посвящены Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу, Микуле Селяниновичу, но с особой любовью показан русский богатырь Илья Муромец, крестьянский сын:
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силу великую,
Стал конём топтать да копьём колоть,
Ай побил он эту силу великую…
Особое воспитательное значение имеют летописные произведения Древней Руси. «Повесть временных лет» знакомит нас с бытом Древней Руси, нравами и обычаями наших предков, приобщает к духовному миру древнерусского человека.
А «Слово о погибели Русской земли» прославляет патриотический подвиг русских воинов. С любовью и гордостью неизвестный автор говорит о мужестве, настоящем подвиге русских в борьбе с половцами, хазарами и печенегами Золотой Орды, жестокость и коварство которых не смогли сломить силу духа защитников земли Русской.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение. Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в силе искренности любовного чувства героя.
Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: о боевом товариществе Запорожской Сечи, её нравах и обычаях. Тарас и его соратники не идеальные герои. У Тараса и без того достаточно положительных качеств, чтобы видеть в нём необыкновенного человека. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины.
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и в отличие от средних классов строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси в XIX веке (1 и 2 половины) и XX век. В народных песнях выражаются горе и радость сердца, патриотические и освободительные стремления народа, что может вызывать в ребятах сострадание и сочувствие.
Особое место занимает житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского» повествует о Сергии Радонежском, подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. Он жил в трудное время татарского ига на Руси. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк». Так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современного поколения?
Используемая литература: 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс. (Стандарты второго поколения).
2. Программа по литературе под редакцией Коровиной, В.Я.