Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Отчёт о проведении предметной недели методического объединения учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, формирование активной гражданской позиции, духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения. В связи с этим планируемые мероприятия предметной недели были направлены на реализацию следующих целей и задач:
сохранение и укрепление памяти о Великой Отечественной войне, стимулирование интереса подрастающего поколения к изучению истории Великой Отечественной войны;
формирование чувства национальной гордости и достоинства, высокого патриотического сознания, формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к историческому прошлому страны;
развитие коммуникативных способностей обучающихся и потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности ребёнка;
стимулирование интереса обучающихся и педагогов к освоению информационных технологий, проектных методов деятельности;
развитие у обучающихся творческих способностей;
формирование информационной и учебно-познавательной компетенций.
В соответствии с разработанным и утверждённым планом-графиком предметной недели с 20 по 25 апреля были проведены следующие мероприятия: школьный конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!», тематическая экскурсия в «Полевой кинозал» центральной городской библиотеки г.Энгельса, межпредметный интегрированный творческий проект «Дети XXI века о войне», конкурс плакатов «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и историко-литературная композиция «Детство, опалённое войной».
Открыл предметную неделю ставший традиционным школьный конкурс чтецов, приуроченный к юбилейной дате празднования Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли участие 17 учащихся 6-10-ых классов. В ходе подготовки к конкурсу организаторами конкурса – учителями русского языка и литературы Гура Т.В. и Кусмарцевой Л.Ю. – был тщательно подобран эмоционально насыщенный стихотворный материал для сценария с учётом возраста и особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, использованы материалы кинохроники военных лет, музыкальные видеоклипы с субтитрами. Оборудованием для конкурса также послужила компьютерная презентация.
На уроках литературы, на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП учителя русского языка и литературы и учителя-дефектологи кропотливо работали над совершенствованием навыков выразительного чтения, обогащали словарный запас учащихся военной тематикой, углубляли знания детей с нарушением слуха о Великой Отечественной войне. Решая важнейшие задачи патриотического воспитания подрастающего поколения: воспитания уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны, воспитания чувства любви к Родине и гордости за русский народ, победивший фашизм, конкурс чтецов также способствовал популяризации произведений отечественной поэзии патриотической направленности, выявлению, поддержке и стимулированию юных исполнителей, развитию их творческих способностей. Проведённое мероприятие содействовало личностному развитию учащихся, дало возможность каждому участнику проявить себя. Членами жюри (Ляховой Натальей Станиславовной – учителем-дефектологом слухового кабинета, Скардовой Мариной Евгеньевной – учителем по РСВ и ФП, Зеленской Светланой Викторовной – учителем начальных классов) были определены победители конкурса. Дипломами I степени награждены учащиеся 10,7а,6а,6б классов; дипломами II степени – учащиеся 10, 9б, 8, 6б классов; дипломами III степени – учащиеся 8, 6а, 6в классов. Сертификаты участников конкурса чтецов получили учащиеся 9а, 9б, 6б классов.
21 апреля 2015 года в читальном зале центральной городской библиотеки прошел ретро-киновечер «Их оружие кинокамера» в рамках проекта «Я помню! Я горжусь!», приуроченного к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В нём приняли участие учащиеся 6б, 6в, 7в и 9б классов, а также библиотекарь школы Щербакова С.А, учитель истории Колчина Т.А, учителя русского языка и литературы Кусмарцева Л.Ю. и Гура Т.В. Из электронной презентации «Живые свидетели той страшной войны» ребята узнали о роли кинематографа в годы войны, о создателях кинолетописей героической борьбы нашего народа с фашистскими захватчиками, о том, как день за днем, шаг за шагом фронтовые кинооператоры фиксировали боевой путь от Москвы до Берлина. Сотрудник библиотеки Юдина Анастасия Валентиновна рассказала ребятам о нелёгком и опасном труде фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов, которые за четыре года войны сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли более трёх с половиной миллионов метров киноплёнки, чтобы донести до нас, потомков того военного времени, бесценные кино и фотодокументы Второй мировой войны. Ребята просмотрели уникальные кадры военной кинохроники битвы под Москвой, Сталинградского сражения, блокадного Ленинграда и других событий Великой Отечественной.
Документальная хроника военного времени навсегда останется в памяти юного поколения. В завершение ретро-киновечера ребята на память получили книжные закладки, прозвучала широко известная песня «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца!» в исполнении известного актёра Марка Бернеса.
22 апреля 2015 г. состоялась защита творческого проекта «Дети XXI века о войне». Защита подводила итоги работы над проектом учащихся 4а класса «Моя семья в годы ВОВ» и проектом учащихся 7в, 8, 9а,10 классов «ВОВ в истории моей семьи». Руководители проекта: Абитова Э.Ф., Кондрашова Т.Н. и Базыма Л.Н. В ходе работы над проектом были проведены классные часы «Что я знаю о войне» и «Блокада Ленинграда» (с участием школьного библиотекаря Щербаковой С.А.), конкурс докладов «Дети XXI века о войне», конкурс плакатов «Великая Отечественная война в истории моей семьи», акция «Красных платочков», внеклассное мероприятие «Суд над фашизмом».
Задачи мероприятия:
дать представление о фашизме;
формировать активную жизненную позицию;
воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;
способствовать формированию гордости за свой народ, который сумел выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;
развивать творческие способности учащихся.
На защите проекта присутствовали гости: заместитель директора Энгельсского краеведческого музея Садовникова Т.Н. и учитель-дефектолог школы №17 Абубякерова А.Т. Ребята достойно рассказали о своих прадедушках, участниках ВОВ. Они по крупицам собирали сведения о своих родственниках, выпустили плакаты о своих родных – прадедушках и прабабушках – участниках войны, подготовили доклады о них. Учащиеся прониклись событиями из истории своих семей, получили огромный патриотический заряд. Они с удовольствием разучивали песни на жестовом языке; оформляли доклады, собирая материалы, фотографии, наградные документы своих родных. Многие впервые узнали о том, что их прадедушки и прабабушки были участниками ВОВ, тружениками тыла и имеют награды. Ребята также приняли участие в акции «Красных платочков». Из них они сшили символическое знамя Победы с именами своих родных, участников ВОВ. Знамя было передано в Энгельсский краеведческий музей. Это послужило уроком патриотизма, воспитанием чувства гордости за свою страну и свою семью.
Ученики 4а, 7в, 8, 9а, 10 классов, участвовавшие в конкурсе докладов «Дети XXI века о войне», проводившийся в рамках проекта, были поделены на две творческие группы: 1 группа (10 человек) – темы докладов «Дети о войне», 2 группа (21 человек) – темы докладов «ВОВ в истории моей семьи». Решением жюри конкурса в составе Мясниковой Л.А., Колчиной Т.А., Кусмарцевой Л.Ю., Ляховой Н.С., Рыбалкиной М.В., Орловой Е.В., Кочергиной О.Ю. учащимся 1 группы были присуждены следующие места: I место – учащейся 4а кл. за доклад «Наша землячка-летчица полка М.Расковой» и учащемуся 9а кл. за доклад «Об угнанных во время ВОВ в Германию детях»; II место – учащемуся 4а кл. за доклад «Памятники участникам ВОВ в Энгельсе», учащейся 9а кл. – «О детях блокадного Ленинграда»; III место – учащемуся 10 кл. за доклад «О борьбе партизан с фашистами»; остальные учащиеся 7в, 8, 10 классов – получили сертификаты участника. Всех учащихся 2 группы (21 человек) было решено отметить дипломами победителей за большую творческую исследовательскую работу и замечательное оформление своих работ. Это ученики 4а класса – руководитель Абитова Э.Ф.; ученики 7в класса – руководитель Кондрашова Т.Н.; 8 класса – руководитель Кондрашова Т.Н.; ученики 9а класса – руководитель Базыма Л.Н.; ученики 10 класса – руководитель Базыма Л.Н.
В рамках проекта уроком патриотизма и гордости за своих родных, участников ВОВ, стал конкурс плакатов, посвященный 70-летию Великой Победы ( ответственные Базыма Л.Н. и Кондрашова Т.Н.). Дипломами за конкурс плакатов "Великая Отечественная война в истории моей семьи" награждены коллективы учащихся 4а, 7в, 8, 9а, 10 классов.
23 апреля 2015г. в целях реализации проекта «Мы этой памяти верны» учителями Ерифиренко О.Ф. и Колчиной Т.А. была проведена историко-литературная композиция «Детство, опалённое войной», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Композиция была представлена в яркой презентации «Война и дети». Учащиеся 6-ых и 7-ых классов с большим чувством и волнением читали прозу и стихи о детях войны, на чьи хрупкие плечи легла тяжесть военных лет. С большим проникновением прозвучали стихи о детях блокадного Ленинграда и был дан Дневник Тани Савичевой с её девятью короткими записями о смерти своих родных. Ёмко и образно рассказали учащиеся о пионерах-героях. Композиция закончилась минутой молчания, в которой торжественно приняли участие учащиеся 1а класса.
Завершилась предметная неделя подведением итогов и награждением победителей и активных её участников в торжественной обстановке.
Предметная неделя, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошла на эмоциональном подъёме и стала подлинным праздником для ребят. Проведённые мероприятия привлекли школьников с нарушением слуха своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью. Все поставленные цели и задачи удалось реализовать. Эффективность предметной недели проявилась в том, что материал одной темы был сконцентрирован и реализован в разнообразных формах внеклассной работы. Мероприятия предметной недели носили как традиционный, так и инновационный характер. Наблюдался творческий подход со стороны учителей (членов методического объединения) при выборе средств, форм и методов при планировании и проведении мероприятий. Не случайный их набор, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий. Не менее важным итогом недели можно назвать активное использование компьютерных технологий, вовлечение учащихся в совместную творческую и исследовательскую проектную деятельность, что способствовало развитию навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразию форм деятельности во внеурочное время, осуществлению индивидуального подхода, максимальному раскрытию творческого потенциала учащихся с нарушением слуха, улучшению организации мероприятий, повышению интереса к изучению предметов гуманитарного цикла. Совместный труд школьников, педагогов, родителей способствовал формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подростков. Практическая значимость состоявшейся предметной недели заключается ещё и в том, что у её участников появились уникальные знания о военном периоде в истории страны, усилилась позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей вошло более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Разнообразная работа по патриотическому воспитанию, проводимая в рамках предметной недели, позволила не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыла значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья, помогла осознать важность патриотизма как национальной идеи российского народа. Мероприятия предметной недели не только оставят неизгладимый след в детских душах, но и помогут сохранить историческую память о тех суровых днях, сформировать гражданина и патриота России в эстетическом, культурном и нравственном отношениях.
30.04.2015г.
Руководитель МО: ______________ / Гура Т.В./
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне »
Отчёт о проведении предметной недели методического объединения учителей
русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, формирование активной гражданской позиции, духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения. В связи с этим планируемые мероприятия предметной недели были направлены на реализацию следующих целей и задач:
сохранение и укрепление памяти о Великой Отечественной войне, стимулирование интереса подрастающего поколения к изучению истории Великой Отечественной войны;
формирование чувства национальной гордости и достоинства, высокого патриотического сознания, формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к историческому прошлому страны;
развитие коммуникативных способностей обучающихся и потребности к самореализации творческого потенциала, заложенного в личности ребёнка;
стимулирование интереса обучающихся и педагогов к освоению информационных технологий, проектных методов деятельности;
развитие у обучающихся творческих способностей;
формирование информационной и учебно-познавательной компетенций.
В соответствии с разработанным и утверждённым планом-графиком предметной недели с 20 по 25 апреля были проведены следующие мероприятия: школьный конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!», тематическая экскурсия в «Полевой кинозал» центральной городской библиотеки г.Энгельса, межпредметный интегрированный творческий проект «Дети XXI века о войне», конкурс плакатов «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и историко-литературная композиция «Детство, опалённое войной».
Открыл предметную неделю ставший традиционным школьный конкурс чтецов, приуроченный к юбилейной дате празднования Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли участие 17 учащихся 6-10-ых классов. В ходе подготовки к конкурсу организаторами конкурса – учителями русского языка и литературы Гура Т.В. и Кусмарцевой Л.Ю. – был тщательно подобран эмоционально насыщенный стихотворный материал для сценария с учётом возраста и особенностей речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, использованы материалы кинохроники военных лет, музыкальные видеоклипы с субтитрами. Оборудованием для конкурса также послужила компьютерная презентация.
На уроках литературы, на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП учителя русского языка и литературы и учителя-дефектологи кропотливо работали над совершенствованием навыков выразительного чтения, обогащали словарный запас учащихся военной тематикой, углубляли знания детей с нарушением слуха о Великой Отечественной войне. Решая важнейшие задачи патриотического воспитания подрастающего поколения: воспитания уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны, воспитания чувства любви к Родине и гордости за русский народ, победивший фашизм, конкурс чтецов также способствовал популяризации произведений отечественной поэзии патриотической направленности, выявлению, поддержке и стимулированию юных исполнителей, развитию их творческих способностей. Проведённое мероприятие содействовало личностному развитию учащихся, дало возможность каждому участнику проявить себя. Членами жюри (Ляховой Натальей Станиславовной – учителем-дефектологом слухового кабинета, Скардовой Мариной Евгеньевной – учителем по РСВ и ФП, Зеленской Светланой Викторовной – учителем начальных классов) были определены победители конкурса. Дипломами I степени награждены учащиеся 10,7а,6а,6б классов; дипломами II степени – учащиеся 10, 9б, 8, 6б классов; дипломами III степени – учащиеся 8, 6а, 6в классов. Сертификаты участников конкурса чтецов получили учащиеся 9а, 9б, 6б классов.
21 апреля 2015 года в читальном зале центральной городской библиотеки прошел ретро-киновечер «Их оружие кинокамера» в рамках проекта «Я помню! Я горжусь!», приуроченного к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В нём приняли участие учащиеся 6б, 6в, 7в и 9б классов, а также библиотекарь школы Щербакова С.А, учитель истории Колчина Т.А, учителя русского языка и литературы Кусмарцева Л.Ю. и Гура Т.В. Из электронной презентации «Живые свидетели той страшной войны» ребята узнали о роли кинематографа в годы войны, о создателях кинолетописей героической борьбы нашего народа с фашистскими захватчиками, о том, как день за днем, шаг за шагом фронтовые кинооператоры фиксировали боевой путь от Москвы до Берлина. Сотрудник библиотеки Юдина Анастасия Валентиновна рассказала ребятам о нелёгком и опасном труде фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов, которые за четыре года войны сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли более трёх с половиной миллионов метров киноплёнки, чтобы донести до нас, потомков того военного времени, бесценные кино и фотодокументы Второй мировой войны. Ребята просмотрели уникальные кадры военной кинохроники битвы под Москвой, Сталинградского сражения, блокадного Ленинграда и других событий Великой Отечественной. Документальная хроника военного времени навсегда останется в памяти юного поколения. В завершение ретро-киновечера ребята на память получили книжные закладки, прозвучала широко известная песня «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца!» в исполнении известного актёра Марка Бернеса.
22 апреля 2015 г. состоялась защита творческого проекта «Дети XXI века о войне». Защита подводила итоги работы над проектом учащихся 4а класса «Моя семья в годы ВОВ» и проектом учащихся 7в, 8, 9а,10 классов «ВОВ в истории моей семьи». Руководители проекта: Абитова Э.Ф., Кондрашова Т.Н. и Базыма Л.Н. В ходе работы над проектом были проведены классные часы «Что я знаю о войне» и «Блокада Ленинграда» (с участием школьного библиотекаря Щербаковой С.А.), конкурс докладов «Дети XXI века о войне», конкурс плакатов «Великая Отечественная война в истории моей семьи», акция «Красных платочков», внеклассное мероприятие «Суд над фашизмом».
Задачи мероприятия:
дать представление о фашизме;
формировать активную жизненную позицию;
воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;
способствовать формированию гордости за свой народ, который сумел выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;
развивать творческие способности учащихся.
На защите проекта присутствовали гости: заместитель директора Энгельсского краеведческого музея Садовникова Т.Н. и учитель-дефектолог школы №17 Абубякерова А.Т. Ребята достойно рассказали о своих прадедушках, участниках ВОВ. Они по крупицам собирали сведения о своих родственниках, выпустили плакаты о своих родных – прадедушках и прабабушках – участниках войны, подготовили доклады о них. Учащиеся прониклись событиями из истории своих семей, получили огромный патриотический заряд. Они с удовольствием разучивали песни на жестовом языке; оформляли доклады, собирая материалы, фотографии, наградные документы своих родных. Многие впервые узнали о том, что их прадедушки и прабабушки были участниками ВОВ, тружениками тыла и имеют награды. Ребята также приняли участие в акции «Красных платочков». Из них они сшили символическое знамя Победы с именами своих родных, участников ВОВ. Знамя было передано в Энгельсский краеведческий музей. Это послужило уроком патриотизма, воспитанием чувства гордости за свою страну и свою семью.
Ученики 4а, 7в, 8, 9а, 10 классов, участвовавшие в конкурсе докладов «Дети XXI века о войне», проводившийся в рамках проекта, были поделены на две творческие группы: 1 группа (10 человек) – темы докладов «Дети о войне», 2 группа (21 человек) – темы докладов «ВОВ в истории моей семьи». Решением жюри конкурса в составе Мясниковой Л.А., Колчиной Т.А., Кусмарцевой Л.Ю., Ляховой Н.С., Рыбалкиной М.В., Орловой Е.В., Кочергиной О.Ю. учащимся 1 группы были присуждены следующие места: I место – учащейся 4а кл. за доклад «Наша землячка-летчица полка М.Расковой» и учащемуся 9а кл. за доклад «Об угнанных во время ВОВ в Германию детях»; II место – учащемуся 4а кл. за доклад «Памятники участникам ВОВ в Энгельсе», учащейся 9а кл. – «О детях блокадного Ленинграда»; III место – учащемуся 10 кл. за доклад «О борьбе партизан с фашистами»; остальные учащиеся 7в , 8, 10 классов – получили сертификаты участника. Всех учащихся 2 группы (21 человек) было решено отметить дипломами победителей за большую творческую исследовательскую работу и замечательное оформление своих работ. Это ученики 4а класса – руководитель Абитова Э.Ф.; ученики 7в класса – руководитель Кондрашова Т.Н.; 8 класса – руководитель Кондрашова Т.Н.; ученики 9а класса – руководитель Базыма Л.Н.; ученики 10 класса – руководитель Базыма Л.Н.
В рамках проекта уроком патриотизма и гордости за своих родных, участников ВОВ, стал конкурс плакатов, посвященный 70-летию Великой Победы ( ответственные Базыма Л.Н. и Кондрашова Т.Н.). Дипломами за конкурс плакатов "Великая Отечественная война в истории моей семьи" награждены коллективы учащихся 4а , 7в, 8, 9а, 10 классов.
23 апреля 2015г. в целях реализации проекта «Мы этой памяти верны» учителями Ерифиренко О.Ф. и Колчиной Т.А. была проведена историко-литературная композиция «Детство, опалённое войной», посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне». Композиция была представлена в яркой презентации «Война и дети». Учащиеся 6-ых и 7-ых классов с большим чувством и волнением читали прозу и стихи о детях войны, на чьи хрупкие плечи легла тяжесть военных лет. С большим проникновением прозвучали стихи о детях блокадного Ленинграда и был дан Дневник Тани Савичевой с её девятью короткими записями о смерти своих родных. Ёмко и образно рассказали учащиеся о пионерах-героях. Композиция закончилась минутой молчания, в которой торжественно приняли участие учащиеся 1а класса.
Завершилась предметная неделя подведением итогов и награждением победителей и активных её участников в торжественной обстановке.
Предметная неделя, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошла на эмоциональном подъёме и стала подлинным праздником для ребят. Проведённые мероприятия привлекли школьников с нарушением слуха своей познавательной стороной и эмоциональной насыщенностью. Все поставленные цели и задачи удалось реализовать. Эффективность предметной недели проявилась в том, что материал одной темы был сконцентрирован и реализован в разнообразных формах внеклассной работы. Мероприятия предметной недели носили как традиционный, так и инновационный характер. Наблюдался творческий подход со стороны учителей (членов методического объединения) при выборе средств, форм и методов при планировании и проведении мероприятий. Не случайный их набор, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий. Не менее важным итогом недели можно назвать активное использование компьютерных технологий, вовлечение учащихся в совместную творческую и исследовательскую проектную деятельность, что способствовало развитию навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразию форм деятельности во внеурочное время, осуществлению индивидуального подхода, максимальному раскрытию творческого потенциала учащихся с нарушением слуха, улучшению организации мероприятий, повышению интереса к изучению предметов гуманитарного цикла. Совместный труд школьников, педагогов, родителей способствовал формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подростков. Практическая значимость состоявшейся предметной недели заключается ещё и в том, что у её участников появились уникальные знания о военном периоде в истории страны, усилилась позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей вошло более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Разнообразная работа по патриотическому воспитанию, проводимая в рамках предметной недели, позволила не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыла значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья, помогла осознать важность патриотизма как национальной идеи российского народа. Мероприятия предметной недели не только оставят неизгладимый след в детских душах, но и помогут сохранить историческую память о тех суровых днях, сформировать гражданина и патриота России в эстетическом, культурном и нравственном отношениях.