Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС
Пятакова Алена Александровна,
учитель музыки
МБОУ НОШ № 11
город Ханты-Мансийск
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Искусство имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Воспитание подрастающего поколения сегодня следует рассматривать как одну из главных стратегических задач развития современного общества. Не случайно образовательные стандарты ориентированы на воспитательные цели и имеют основу, заключающуюся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Музыка» Е.Д. Критской, которую я использую в своей работе, основана на приоритете общечеловеческих ценностей и устремлена к сохранению и воспитанию духовной культуры. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. В соответствии с новыми образовательными стандартами в нашей школе разработана и реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, в ней показаны основные направления и ценностные установки, которые я стремлюсь воспитывать у своих учеников на уроках музыки.
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Отсюда возникает необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Музыкальный фольклор представлен в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. При этом я стараюсь не забывать и донести до детей, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек придают урокам музыки яркий эмоциональный настрой и праздничную атмосферу. Особый интерес к русскому музыкальному фольклору проявляется на уроках, посвященных музыкальным инструментам России. Ребята становятся самостоятельными исполнителями, а кроме того они превращаются в музыкальных мастеров. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Вот и наши ученики с удовольствием пробуют изготовить простейшие музыкальные инструменты из подручных средств, узнают историю возникновения названий этих инструментов. Тем самым проявляя богатство фантазии, интерес и любовь к своей Отчизне и своему народу. Основное направление воспитательной работы на этих урока - воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания. Ценности, о которых ребята узнают на уроках - любовь к России, своему народу; представление о духовной культуре и этике.
Народная музыка - источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина. В разделе «Россия – Родина моя» дети знакомятся с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории. Урок «Виват, Россия!» знакомит ребят с военными победами Петра I. Знакомство происходит через яркие, торжествующие музыкальные канты, звучавшие в те времена. Урок «Наша слава – русская держава» знакомит ребят с победами полководца Александра Суворова в XVIII в., который говорил, что «музыка удваивает, утраивает армию», и подвигами русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 году. Особо ребят заинтересовывает тот факт, что в знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов.
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам, знакомит ребят с историей защиты Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII веке.
Музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей, русскую историю и совершения.
Воспитание патриотизма на этих уроках, уважения к правам, свободам и обязанностям человека формирует такие ценностные установки как служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода личная и национальная.
На один из разделов нашей программы мне бы хотелось обратить особое внимание. Он назван поэтической строкой Игоря Северянина «О России петь – что стремиться в храм». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4-х классов в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме.
Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично в храме сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две самостоятельные линии: святые земли Русской и значимые праздники православной церкви.
Дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былинам. Этот мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.
Ребята с огромным удовольствием узнают виды колоколов и колокольного звона и постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве. Самостоятельно анализируя, какие виды колоколов можно встретить в нашем городе, ребята выполняют очень интересные поисковые задания.
Основные направления и воспитательные линии на этих уроках следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности, о духовном мире человека.
Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.
Список использованной литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС »
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС
Пятакова Алена Александровна,
учитель музыки
МБОУ НОШ № 11
город Ханты-Мансийск
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Искусство имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Воспитание подрастающего поколения сегодня следует рассматривать как одну из главных стратегических задач развития современного общества. Не случайно образовательные стандарты ориентированы на воспитательные цели и имеют основу, заключающуюся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Музыка» Е.Д. Критской, которую я использую в своей работе, основана на приоритете общечеловеческих ценностей и устремлена к сохранению и воспитанию духовной культуры. Школа, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. В соответствии с новыми образовательными стандартами в нашей школе разработана и реализуется программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. В моем выступлении будут показаны основные направления и ценностные установки, которые я стремлюсь воспитывать у своих учеников на уроках музыки.
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. Отсюда возникает необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Музыкальный фольклор представлен в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. При этом я стараюсь не забывать и донести до детей, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и что момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Дети знакомятся с некоторыми чертами и приметами народных праздников. Разучивание масленичных песен и весенних закличек придают урокам музыки яркий эмоциональный настрой и праздничную атмосферу. Особый интерес к русскому музыкальному фольклору проявляется на уроках, посвященных музыкальным инструментам России. Ребята становятся самостоятельными исполнителями, а кроме того они превращаются в музыкальных мастеров. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог зазвучать, если к нему прикасались умелые руки. Вот и наши ученики с удовольствием пробуют изготовить простейшие музыкальные инструменты из подручных средств, узнают историю возникновения названий этих инструментов. Тем самым проявляя богатство фантазии, интерес и любовь к своей Отчизне и своему народу. Основное направление воспитательной работы на этих урока - воспитание гражданственности, нравственных чувств и этического сознания. Ценности, о которых ребята узнают на уроках - любовь к России, своему народу; представление о духовной культуре и этике.
Народная музыка - источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина. В разделе «Россия – Родина моя» дети знакомятся с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории. Урок «Виват, Россия!» знакомит ребят с военными победами Петра I. Знакомство происходит через яркие, торжествующие музыкальные канты, звучавшие в те времена. Урок «Наша слава – русская держава» знакомит ребят с победами полководца Александра Суворова в XVIII в., который говорил, что «музыка удваивает, утраивает армию», и подвигами русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 году. Особо ребят заинтересовывает тот факт, что в знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3000 военных музыкантов.
Кантата С. Прокофьева «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам, знакомит ребят с историей защиты Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII веке.
Музыка М.И. Глинки, воспевающая подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII веке, воспитывает у ребят чувство гордости за русских людей, русскую историю и совершения.
Воспитание патриотизма на этих уроках, уважения к правам, свободам и обязанностям человека формирует такие ценностные установки как служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода личная и национальная.
На один из разделов нашей программы мне бы хотелось обратить особое внимание. Он назван поэтической строкой Игоря Северянина «О России петь – что стремиться в храм». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся 1-4-х классов в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации подлинных молитв, звучащих в православном храме.
Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично в храме сливаются все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две самостоятельные линии: святые земли Русской и значимые праздники православной церкви.
Дети узнают о том, что у каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому и Сергию Радонежскому – святым земли Русской. Образ русского богатыря Ильи Муромца знаком каждому по былинам. Этот мужественный, могучий, храбрый богатырь не только былинный герой, но и русский святой.
Ребята с огромным удовольствием узнают виды колоколов и колокольного звона и постепенно начинают его воспринимать как художественное явление в русском искусстве. Самостоятельно анализируя, какие виды колоколов можно встретить в нашем городе, ребята выполняют очень интересные поисковые задания.
Основные направления и воспитательные линии на этих уроках следующие: семья с ее любовью и верностью, заботой, помощью и поддержкой, уважением к родителям, заботой о старших и младших, где символом материнства является Богородица; образы русских святых – патриотическая воспитательная линия; традиционные религии — представление о вере, духовности, толерантности,о духовном мире человека.
Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом и в итоге формируется полноценная личность.
Список использованной литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.