kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достижение метапредметных результатов в изучении русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации рассказывается о метапредметном обучении русскому языку.Рассматриваются приёмы метапредметного обучения в монокультурной и полткультурной образовательной среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достижение метапредметных результатов в изучении русского языка»

Школьное обучение русскому языку в различных предметных областях и внеклассной деятельности

Школьное обучение

русскому языку в различных предметных областях

и внеклассной деятельности

ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

ФГОС РФ: метапредметные результаты школьного обучения

  • «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике.

Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

  • умение   определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение
Обучение русскому языку и  стандарты общего образования  Российский стандарт : понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. _________________________________________ Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [ Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 ].

Обучение русскому языку и стандарты общего образования

Российский стандарт : понимание определяющей роли русского языка (родного) в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

_________________________________________

Русский язык (неродной) является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания [ Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 ].

Метапредметный объект:  язык, на котором происходит обучение школьников  Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют

Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют

  • русский язык как предмет изучения и
  • русский язык как средство обучения в других предметных областях.
Из Примерных программ по математике: (из личностных результатов ) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов ) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов ) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.

Из Примерных программ по математике:

  • (из личностных результатов ) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • (из метапредметных результатов ) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • (из предметных результатов ) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.

Из Примерных программ по физике: (из метапредметных результатов )  формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов )  коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Из Примерных программ по физике:

  • (из метапредметных результатов ) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • (из предметных результатов ) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Общие языковые проблемы учителей разных предметов Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса

Общие языковые проблемы учителей разных предметов

  • Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам?
  • Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке?
  • Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания?
  • Как помочь запомнить то или иное правило?

Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам :

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет

школьникам :

  • освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности ( метапредметный результат ) ;
  • осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам ( личностные результаты)
Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям:

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет

учителям:

  • повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции,
  • модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками)
  • использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в холдинги (комплексы).
Что изменится в образовательном процессе:

Что изменится в образовательном процессе:

  • для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета,
  • у них формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии,
  • язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения
Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:

Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:

  • овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации,
  • овладение знаниями о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях,
  • освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных),
  • формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения,
  • освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры,
  • языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.
Одно из направлений – обучение русскому языку в поликультурной среде Необходимые условия успешности обучения:  лингвистическая компетентность учителя, владение современными стратегиями разноуровневого обучения языку Ведущими в курсе «Русский язык» для детей-инофонов являются УУД, связанные с формированием интеллекта и   коммуникативности ,   а именно - с запросом, получением и обработкой информации из любого источника

Одно из направлений – обучение русскому языку в поликультурной среде

Необходимые условия успешности обучения:

  • лингвистическая компетентность учителя,
  • владение современными стратегиями разноуровневого обучения языку

Ведущими в курсе «Русский язык» для детей-инофонов являются УУД, связанные с формированием интеллекта и коммуникативности ,

а именно - с запросом, получением и обработкой информации из любого источника

Как осуществить качественные результаты в разноуровневом  (по владению русским языком) классе?

Как осуществить качественные результаты в разноуровневом (по владению русским языком) классе?

  • Необходима образовательная инклюзия для детей-инофонов (в том числе детей мигрантов) в полиэтническом пространстве класса.
  • Необходимо осуществление горизонтальных связей курса русского языка как метапредмета с другими учебными курсами.
  • Необходимо осознание факта специфики предмета «русский язык» для инофонов.
Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия

Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия

  • формирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда на мир через язык);
  • повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка);
  • систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками
Метапредметное обучение русскому языку: методические установки

Метапредметное обучение русскому языку: методические установки

  • содержательная связь в обучении русскому и другим языкам (использование элементов сравнительного языкознания),
  • специальное внимание к фактам отражения жизни народа и отдельного человека в языке,
  • обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей),
  • выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.
Метапредметное обучение русскому языку в поликультурной среде

Метапредметное обучение русскому языку в поликультурной среде

  • при наличии в классе представителей разных народов - установка на выявление позитива, а не на преодоление негатива,
  • комплексное решение проблем обучения: применение метапредметного подхода как для носителей русского языка, так и для инофонов,
  • использование образовательного, воспитательного и развивающего потенциала русского языка и родных языков школьников-инофонов
Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях, в монокультурной и поликультурной образовательной среде) Лингвистическая активность Ее виды:

Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях, в монокультурной и поликультурной образовательной среде)

Лингвистическая активность

Ее виды:

  • внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций);
  • выяснение этимологии слов и выражений;
  • выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов;
  • фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом, выражением;
  • включение слова, выражения в языковую игру;
  • выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста
Примеры работы с формулировками заданий в учебниках математики Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами. Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49). Вариант упрощения (предложен учащимися): « Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей» .   Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов. На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача). Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : « у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?

Примеры работы с формулировками заданий в учебниках математики

  • Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами.

Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49).

Вариант упрощения (предложен учащимися): « Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей» .

  •   Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов.

На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача).

Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : « у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?

Примеры лексических явлений в химическом языке   Метафора: язычок пламени, горлышко колбы, лапка штатива, «химически недотроги» (щелочные металлы), «химические ленивцы» (благородные газы). Полисемия (многозначность): пестик, трубка, цилиндр. Синонимия:  хлорид натрия – хлористый натрий – поваренная соль; растворимые основания – щелочи. Антонимия:  окисление – восстановление, кислота – основание, металл – неметалл, положительный – отрицательный, протон – электрон.

Примеры лексических явлений в химическом языке

Метафора: язычок пламени, горлышко колбы, лапка штатива, «химически недотроги» (щелочные металлы), «химические ленивцы» (благородные газы).

Полисемия (многозначность): пестик, трубка, цилиндр.

Синонимия: хлорид натрия – хлористый натрий – поваренная соль; растворимые основания – щелочи.

Антонимия: окисление – восстановление, кислота – основание, металл – неметалл, положительный – отрицательный, протон – электрон.

Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов  «гидрофобный» греч. «гидро-» - имеющий отношение к воде  греч. «фобос» - страх  «гидрофобный» – боящийся воды

Сопоставление морфем - помощь в понимании смысла терминов

«гидрофобный»

греч. «гидро-» - имеющий отношение к воде

греч. «фобос» - страх

«гидрофобный» – боящийся воды

Пример использования элементов сравнительного языкознания  ПРОБИРКА   Рус.: связь со словами проба, пробовать, делать пробу Англ.: пробовать, испытывать – to test, пробирка – test-tube Нем.: пробовать, испытывать, проверять – probieren, пробирка – Probierglas Франц.: пробовать, испытывать, проверять – prouve, пробирка - eprouvette

Пример использования элементов сравнительного языкознания

ПРОБИРКА

Рус.: связь со словами проба, пробовать, делать пробу

Англ.: пробовать, испытывать – to test, пробирка – test-tube

Нем.: пробовать, испытывать, проверять – probieren, пробирка – Probierglas

Франц.: пробовать, испытывать, проверять – prouve, пробирка - eprouvette

Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети Химия  (типичные  языковые  ошибки школьников) География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом). Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка). «Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти». класс Правильный вариант 8 9 Ковалентная полярная Ошибочный вариант Электро , лиз Ковалентная сдвинутая 10 Электроли , з Одинарная связь 11 Катодный процесс Единичная связь Катионный процесс

Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети

Химия

(типичные

языковые

ошибки

школьников)

География

«К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом).

Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка).

«Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти».

класс

Правильный вариант

8

9

Ковалентная полярная

Ошибочный вариант

Электро , лиз

Ковалентная сдвинутая

10

Электроли , з

Одинарная связь

11

Катодный процесс

Единичная связь

Катионный процесс

Лингвистический компонент воспитательной работы

Лингвистический компонент воспитательной работы

  • Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу)
  • Формирование словаря школьника : знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.)
  • Работа с родителями , например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)
Способы сотрудничества педагогов ОУ на основе выделения лингвистического компонента Постоянно действующие  методобъединения : совместные заседания (учителей русского языка и иностранных языков) для взаимоучета содержания программ; составление плана сотрудничества с методобъединениями других предметников; взаимопосещение открытых уроков с использованием лингвистического компонента (языковой работы).  29

Способы сотрудничества педагогов ОУ на основе выделения лингвистического компонента

  • Постоянно действующие

методобъединения :

  • совместные заседания (учителей русского языка и иностранных языков) для взаимоучета содержания программ;
  • составление плана сотрудничества с методобъединениями других предметников;
  • взаимопосещение открытых уроков с использованием лингвистического компонента (языковой работы).

29

Сотрудничество для решения общих школьных задач (на основе языковой работы)  Примеры задач Использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в образовательные комплексы (выстраивание совместной траектории работы). Ведение собственной научной работы учителями (в т.ч. освоение научного стиля). Руководство проектами и исследованиями школьников (общеучебные приемы работы с учебно-научным текстом, лингвистический компонент собственно исследования). Подготовка к олимпиадам (олимпиадные задания по русскому языку требуют сопоставления с иностр. языками; языковая подготовка перед олимпиадами по другим предметам) Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и разным видам тестирования (лингв. часть любой диагностики) Общение с родителями и воспитательная работа  Создание образовательного ресурса или среды

Сотрудничество для решения общих школьных задач (на основе языковой работы)

Примеры задач

  • Использование совместной языковой работы для объединения коллектива в процессе слияния школ в образовательные комплексы (выстраивание совместной траектории работы).
  • Ведение собственной научной работы учителями (в т.ч. освоение научного стиля).
  • Руководство проектами и исследованиями школьников (общеучебные приемы работы с учебно-научным текстом, лингвистический компонент собственно исследования).
  • Подготовка к олимпиадам (олимпиадные задания по русскому языку требуют сопоставления с иностр. языками; языковая подготовка перед олимпиадами по другим предметам)
  • Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и разным видам тестирования (лингв. часть любой диагностики)
  • Общение с родителями и воспитательная работа
  • Создание образовательного ресурса или среды

Отражение комплексной (метапредметной) лингвистической работы в различных школьных документах Образовательная программа Программа развития Положение о структурном подразделении Планы работы (учреждения, подразделения, работника) Планирование научно-методической (методическая тема школы, методобъединения или кафедры, учителя).  Рабочая программа по дисциплине (элективному курсу и т.п.), включая примерное планирование уроков по предмету.

Отражение комплексной (метапредметной) лингвистической работы в различных школьных документах

  • Образовательная программа
  • Программа развития
  • Положение о структурном подразделении
  • Планы работы (учреждения, подразделения, работника)
  • Планирование научно-методической (методическая тема школы, методобъединения или кафедры, учителя).
  • Рабочая программа по дисциплине (элективному курсу и т.п.), включая примерное планирование уроков по предмету.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Достижение метапредметных результатов в изучении русского языка

Автор: Булаева Анна Жумадурдыевна

Дата: 22.07.2017

Номер свидетельства: 424340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Русский  язык КТП "
    ["seo_title"] => string(17) "russkii-iazyk-ktp"
    ["file_id"] => string(6) "151011"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420620481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Календарно - тематическое планирование по программе "Перспективная начальная школа". Русский язык 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(115) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola-russkii-iazyk-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413816405"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(87) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "192429"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427458623"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа  по английскому языку ФГОС (2 класс) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-fgos-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105734"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402906026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства