kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические приемы повышения познавательного интереса обучающихся к урокам русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научный руководитель: Дорфман Оксана Вячеславовна - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации МГТУ им. Г.И. Носова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические приемы повышения познавательного интереса обучающихся к урокам русского языка»

Дидактические приемы повышения познавательного интереса обучающихся к урокам русского языка



Выдающий учёный, академик РАО Г.Г. Граник пишет: «Преодолеть трудности, связанные с нелюбовью детей к русскому языку, можно, только найдя пути мотивации обучения. Наиболее действенным из всех мотивов при обучении является познавательный интерес. Не просто интерес и не занимательность, а именно познавательный интерес» [Граник, 2013, с. 7].

Работа по развитию речи является логическим продолжением работы, начатой в начальной школе. С курса 1-4 классов учащиеся имеют представление о тексте, владеют тремя видами речи (повествование, описание, рассуждение), умеют писать изложение. Поэтому одной из основных задач уроков развития речи является научить детей писать сочинения. При знакомстве с основными типами сочинений необходимо опираться на известные им понятия о типах речи, помня характерные черты последних. Поэтому работа по изучению типов речи особенно значима на уроках русского языка.

Методы и приемы, направленные на мотивацию школьников к обучению русскому языку

1. «Взаимосвязь с жизнью». Является одним из главных компонентов мотивации школьников к обучению русскому языку. В данных обстоятельствах учебного процесса многие школьники проявляют безразличие к обучению в связи с тем, что школьная программа направлена на научную составляющую, а не на заинтересованность к учебному процессу. Если обучающиеся видят в задании связь с их жизнью, интерес к его выполнению возрастает. К примеру, у каждого учащегося есть любимый фильм, который он смотрел и испытал невероятные эмоции. При использовании данного метода хорошо подойдет задание, основанное именно на этом приеме: например, на уроке изучения типов речи ребятам можно предложить описать свой любимый фильм.

2. «Наглядность». Является одним из важных компонентов, который способствует развитию мотивации у школьников. Если учитель будет правильно использовать данный прием, то ученики будут внимательно слушать, воспринимать информацию и понимать ее. Главное, ученикам нужно объяснять и показывать не в научно-познавательном процессе, а в игровом, тогда заинтересованность будет гораздо выше. Для русского языка как учебной дисциплины наглядные материалы являются важными элементами, это, например, предметные изображения. Например: Повесить на доску фотографии персонажей из разных фильмов, и каждый учащийся должен назвать и описать данных героев.

Данное задание будет очень интересно для учеников, в связи с тем, что качество восприятия будет выше, чем при обычном восприятии на слух.

3. «Мыслительные задания». Являются одним из приёмов повышения мотивации к изучению русского языка. Любая умственная деятельность начинается с того, что человеку даётся задание, необходимость решения которого очевидна. К примеру, на уроке по теме «Словосочетание», прежде чем выписать из текста словосочетания и сделать их разбор, необходимо исправить речевую ошибку, допущенную в предложенном тексте.

4. «Суд». Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог.

5. «Оценка – не отметка». Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

6. «Защитный лист». Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

7. «Использование игр-упражнений», способствующих мотивации школьников к обучению русскому языку. К примеру, игра «Поле-чудес», где учащиеся по очереди должны отгадывать каждую букву в недостающем слове из текста.

8. Игра-упражнение «Кто быстрее». Данная игра заключается в том, что ученики разделяются на группы, и на время распределяют 3 текста, основанные по типам речи – описание, повествование и рассуждение - в столбцы. Кто быстрее выполнил задание, тот выигрывает и получает приз.

Одним из основных способов мотивации в изучении русского языка является занимательность, которая достигается применением игровых технологий.

Для того чтобы добиться успеха в понимании, что содержит в себе понятие «русский язык», учитель должен ясно осознавать, что он будет делать на каждом этапе урока, выбирая материал, который воздействует на восприятие, сознание, память, обеспечивая прочность знаний, а также использовать на занятии различные методы и приёмы.

Среди таких приёмов можно выделить игровой урок. Одну из его разновидностей, урок-путешествие, эффективно использовать при повторении уже изученного материала. К примеру, ученики отправляются в путешествие на поезде под названием «Речевик». Они будут останавливаться на станциях – «Описание», «Рассуждение» и «Повествование». На каждой из этих станций, их будет ждать задание, которое будет связано с определенным типом речи.

При повторении каждого типа речи, можно провести такое упражнение, как «Чудесный ученик», в котором ученики соревнуются за это звание. Основывается упражнение на том, кто из ребят больше всего запомнил определение и примеры описания, повествования и рассуждения. Таким образом, данный игровой элемент повышает мотивацию учащихся к изучению предмета; все школьники участвуют в игре, а значит можно определить уровень усвоения знаний каждого.

Прежде чем изучать новую тему, продуктивным приёмом создания мотивации на занятии является чтение фанфика-сказки, где, к примеру, определенные типы речи стали героями интересных приключений.

Или при изучении нового материала можно использовать приём «Творческое задание». Школьникам предлагается заменить окончания неправильно подобранных видо-временных форм и исправить грамматическую ошибку в предложении. К примеру: («Маша собирает ландыши, а потом их подарила», «Петя бежал в школу, и уже заходит в класс»).

Один из важных приемов, используемых для мотивации школьников к обучению русскому языку является «Инсценирование». Например, перед изучением темы, можно попросить ребят сыграть отрывок из романа «Отцы и дети» в котором каждый ученик будет герой будет.

Помогает поддержать интерес к предмету и нестандартное начало урока. Например, первый урок по теме «Описание как тип речи» в процессе рассмотрения, репродукций картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, можно провести работу по карточкам с текстом-описанием картины. В тексте вместо пропусков вставить недостающие наречия.

В старших классах на заключительном уроке по теме или разделу предлагается провести аналог знаменитой игры «Шпион». Суть этой игры состоит в следующем: каждому учащемуся достается карточка, на которой написан определенный тип речи.

Шпион: не знает записанного на карточках других школьников правила/темы, но должен угадать его и не попасться другим игрокам, задавать вопросы о правиле/теме так, чтобы остальные не смогли определить, что он шпион.

Остальные учащиеся: знают правило/тему, но не знают, кто шпион, и должны его найти, задавая наводящие вопросы о правиле/теме. Тем самым, благодаря такой игровой форме, ученики вспомнят и повторят пройденную тему или правило.

Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами общения в различных сферах человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Для поднятия мотивации обучения по русскому языку, помимо стандартных, требуется применять современные приемы. Один из таких приемов можно назвать использование фанфиков на уроках русского языка и литературы. Фанфик – это реализация личности ребенка, его самовыражение путем размышления, рассуждения и продолжения уже написанного рассказа. Фанфикшен – это любительское произведение на основе существующего произведения. Почему он является мотивацией обучения русскому языку и литературе? Все дело в том, что с помощью него у каждого учащегося вырабатывается собственное мнение, основываясь на художественном произведении, и путем использования уже пройденных типов речи, оно становится авторским.

Повышения мотивации к изучению русского языка предлагаем следующие приемы из стратегии творческой самореализации посредством фанфикшен:

1. «Письмо герою». Каждый ученик на основе выбранного произведения пишет письмо своему любимому герою путем использования таких типов речи, как описание, рассуждение и повествование. Данный прием позволяет понять, какой герой откликается в душе у каждого ребенка, и что он хочет ему написать. Соприкосновение эмоций, чувств персонажа и учащегося позволяет развить заинтересованность в выполнении упражнения, и помогает развить творческую составляющую каждого ученика (Например: Письмо Чацкому из пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова»).

2. «Долгожданная встреча». Основываясь на художественном произведении, учащиеся выбирают любимого персонажа и встречаются с ним для проведения беседы. Прием позволяет развивать творческую мысль у школьников, а также путем рассуждения, появляется возможность представить рядом с собой друга. Заинтересованность упражнения у детей будет очень высокая, в 1связи с тем, что дети отличаются от взрослых умением фантазировать и верить в придуманное. Путем анализа учитель понимает, какие проблемы могут возникнуть у школьника и найти способ решения (Например: «О чем бы Вы поговорили с Евгением Онегиным из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин?»).

3. «Рассказ-сиквел». Данный прием представляет собой размышление на тему будущего каждого персонажа. Прочитав произведение, у каждого школьника остается впечатление после прочитанного, и данное упражнение позволяет подумать, поразмышлять о продолжении судьбы героев (Например: Дальнейшая жизнь Ассоль и Грэя из произведения А. Грина «Алые паруса»).

4. «Приквел». Основываясь на нашем современном мире, все школьники смотрели сериалы, фильмы, и книги, в которых уже написана или снята история. Данный прием помогает школьникам подумать, а что же было до начала истории. Интерес к данному приему будет высоким, ведь детям будет интересно рассуждать на темы прошлого каждого из героев. Их судьба, их ошибки, любовь, придумать истории, которые станут новым авторским произведением (Например: Какая жизнь была у Хлестакова из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», до приезда в губернию).

5. «Альтернативная история». Прочитав произведение, у школьников остается впечатление, основанное на сюжете и поступках героев. А что, если все эти персонажи, с их именами, историями попадут в новый мир, написанный самим школьником? Данный прием замотивирует учащихся к изучению русского языка и литературы. Изучив типы речи, они научатся описывать героев, рассуждать на тему их взаимоотношений, судьбы, и повествовать своим одноклассникам при прочтении (Например: Что было бы, если бы Печорин стал героем романа «Отцы и дети?».

6. «Если бы…». Используя данный прием, каждый ученик ставит себя на место выбранного персонажа и пытается описать его действия, поступки, отвечая на вопрос: «Если бы я был этим персонажем, как бы я поступил в данной ситуации?» (Например: Если бы я был Томом Сойером из произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера»).

6.«Vignette». Данный прием позволяет увидеть школьникам в художественных произведениях общую картину прочитанного. Помимо персонажей и сюжета, школьник должен написать небольшую историю, описывающую одно событие или мысль. (Например: Описание и изменение жизни Раскольникова в произведении «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)

7. «Midi». Прием заключается в умении школьников донести свои мысли по прочитанному художественному произведению. Объем такого текст должен составлять от 20 до 70 страниц. (Например: Мои мысли о произведении В. Распутин «Уроки французского»).

8. «Drabble». Используя прием, уче2ники должны уметь анализировать персонажей, их характерные черты, написанные в произведении. После этого создавать свой текст, основываясь на описании героев и их переживаний. (Например: Главные внешние черты у Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

9. «Детальный разбор». После написанных авторских произведений и применив все предыдущие приемы, учитель, с помощью проверки знаний о пройденном материале может провести опрос: «Какой тип речи Вы использовали в написании своего художественного произведения?».

Таким образом, приемы, приведенные в данной статье, помогают способствовать повышению мотивации к обучению русскому языку.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Граник Г.Г. Русский язык. 1-9 кл.: учебники для общеобразоват. учреждений // Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, С.В. Шишкова, Г.Н. Владимирская, С.М. Бондаренко и др. М., 2013-2014.


1

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кленина Дарья Сергеевна

Дата: 29.06.2022

Номер свидетельства: 610781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(102) "primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427481879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства