kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритм написания сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-эссе, задание части С ЕГЭ по русскому языку, - одно из наиболее сложных заданий. К сожалению, существует немалое количество ошибок, «кочующих» из одной работы в другую. Оставляю попытки «достучаться» до детей в аудиальной форме и прибегаю к форме «визуальной». Очень рекомендую непосредственно перед ЕГЭ просмотреть сей документ и зафиксировать в памяти основные его моменты. Напоминаю также, что за грамотность в эссе можно получить или НЕ получить целых 10 баллов из 23 возможных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения »









Алгоритм написания сочинения

1 этап работы (К1-К3)

Особенности работы на I этапе


После прочтения текста необходимо выделить одну из проблем, поднимаемых автором. Проблем может быть несколько, удобнее работать с основной, т.к. ее легче комментировать.

Проблема (K1) - сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего произведения. Весь авторский текст посвящен исследованию этого вопроса (проблемы). Это находит отражение в отборе материала, в выделении автором таких аспектов, которые кажутся емy наиболее о значимыми с социальной, идейной, нравственной или психологической точек зрения.

При работе с художественным текстом важно помнить, что речь идет не о проблемах героев, а о тех общечеловеческих проблем, которые автор раскрывает через образы героев.

Чтобы определить проблему, необходимо понять, над чем заставляет нас задуматься автор. В этой работе помогает правильное определение основной мысли.

Проблему можно сформулировать разными способами.

1. Если формулировка проблемы совпадает с формулировкой основной мысли, то работа оказывается предельно простой. В одной части сложного предложения используются слова, передающие тревогу, волнение автора, в другой - основная мысль текста.

Например: «Д. Гранин переживает из-за того, что милосердие исчезает из нашей жизни». «А. Андреев обеспокоен тем, что сериалы о бандитах формируют безнравственные идеалы». «Человек бывает неоправданно жесток, и это тревожит Г. Горина».

2. Можно использовать ключевое слово «проблема» тогда сама проблема формулируется в родительном падеже (проблема чего?).

Например: «Д. Гранин поднимает проблему исчезновения милосердия в нашей жизни». «А. Андреев ставит проблему влияния сериалов о бандитах на формирование безнравственных идеалов», «Г. Гарин затрагивает проблему неоправданной жестокости человека».

3. Можно выразить проблему в форме вопроса.

Например: «Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье». «Как влияют сериалы о бандитах на формирование нравственных идеалов? Об этом размышляет А. Андреев», «Г. Горин ищет ответ на вопрос: Почему человек бывает порой неоправданно жесток?».

4. Проблему можно сформулировать через назывные предложения.

Например: «Милосердие и современность. Есть ли ему место в нашей жизни? Ответ на этот вопрос ищет Д. Гранин. «Сериалы о бандитах. Их влияние на современного человека. Об этом размышляет А.Андреев». «Человек и жестокость. Вот проблема, которую поднимает Г.Горин».

Комментарий (К2) – толкование, разъяснение текст в аспекте выделенной проблемы. При составлении комментария используются элементы сжатого пересказа текста. Следует помнить о необходимости дать к пересказу пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста в аспекте выделенной проблемы.

В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания авторского текста.

Комментарий - это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.

Комментарий художественного текста предполагает очень краткое объяснение того, как через образы героев, приемы, используемые для создания этих образов, автор раскрывает проблему.

В комментарии можно использовать следующие конструкции:

- Свои рассуждения…. начинает с….. .

- Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…..

- Автору не все кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…. .

- Самыми убедительными доводами являются…. .

- Также автор отмечает... .

- Автор исследует…. отмечает... и на основе этого делает вывод о…..

Позиция автора (К3) – это отношение автора к проблеме, возможные пути ее решения. Это тот вывод, к которому приводит нас автор. Позиция автора очень часто звучит открыто в тезисе и/или выводе. В художественных текстах авторская позиция выражается не прямо, а через образы героев, в том, как автор их изображает. Нельзя путать позицию автора и позицию героев. Необходимо быть особенно внимательным в тех случаях, когда автор использует иронию.

Для выражения позиции автора можно использовать следующие конструкции:

- Автор убежден (по его убеждению).

- Автора печалит (радует, возмущает, тревожит).

- Автор откровенно иронизирует.

- Ирония автора становится горькой, когда... .

- Автор считает, что…

- Для автора очень важно то, что….

- По мнению автора.. .

Проблема и позиция автора должны соотноситься друг с другом.

Упражнение 1. Вашему вниманию предлагаются первые три критерия, по которым эксперты будут оценивать сочинения. Прочитайте их. Задумайтесь о том, какие умения вы должны будете продемонстрировать, чтобы получить высокие баллы.


Критерии оценивания ответа на задание С1

Балл

I

Содержание сочинения


К 1

Формулировка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемая проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием проблемы исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемая проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанных с пониманием проблемы исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста



Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0


Упражнение 2. Объясните значение терминов «философские проблемы», «нравственные проблемы», «социальные проблемы».

Вашему вниманию предлагается список наиболее часто встречающихся проблем. Согласны ли вы с таким делением проблем на философские нравственные, социальные? Попробуйте продолжить список.

Социальные:

  • проблема отношений личности и общества (способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?);

  • проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?);

  • проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека?);

  • проблема любви к родине; проблема русского характера (в чем особенность русского патриотизма? В чем особенность русского характера? В чем сила русского характера?);

  • проблема истинного и формального отношения к памяти павших;

  • проблема памяти, социальной незащищенности;

  • проблема эмиграции;

  • проблема национализма;

  • проблема наркомании;

  • проблема выбора профессии;

  • проблема общения с близкими;

  • проблема неуважительного отношения юношества к старости и к старикам.

Нравственные:

  • проблема человеческого поступка (что управляет человеческим поведением?);

  • проблема нравственного долга;

  • проблема нравственного выбора;

  • проблема жестокости (что делает людей жестокими'? Почему даже минимальная власть делает делает некоторых людей жестокими?);

  • проблема исчезновения милоседия, сочуствия, доброго отношения к людям;

  • проблема одиночества;

  • проблема внутренней культуры человека;

  • проблема истинных ценностей на войне;

  • проблемы чести и человеческого достоинства;

  • проблема ошибок и возможности их исправить;

  • проблема человеческой совести;

  • проблема любви (достоин ли любви человек, сам не способный любить?) и т.п.

Философские

  • проблема добра и зла;

  • проблема истинных и ложных ценностей;

  • проблема свободы личности;

  • проблема соответствия целей и средств;

  • отношение человека к красоте и т.п.

Упражнение 3. Попробуйте поработать над формулировками тезиса (основной мысли), проблемы (К1) и позиции автора (К3). Для удобства работы тексты, из которых взяты тезисы и проблемы, вашему вниманию не предлагаются.

1. Прочитайте тезисы. Нa основе этих тезисов сформулируйте проблемы (K10), которые могут волновать авторов текстов.

  • Археология помогает нам понять, что каждый человек на земле принадлежит к единой семье – человечеству.

  • Цель не оправдывает средства.

  • Ошибаться не стыдно. Стыдно не замечать своих ошибок.

  • Человек должен отвечать за свои поступки.

  • Без памяти не прожить.

  • Красота пробуждает в человеке лучшие качества.

  • Теряя язык, мы теряем нашу народность.

2. Прочитайте разные формулировки одной проблемы (К1). Сформулируйте возможное отношение автора (К3) к этой проблеме.

  • Проблема одинокой старости.

  • Почему старость так печальна? – этот вопрос волнует автора.

  • Автора волнует то, что в старости многие люди остаются одинокими.

  • Старость. Одиночество. Как страшно, когда эти два слова стоят рядом.

Упражнение 4. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор (К 1), И отношение автора к этой проблеме (К3).

(1) Стоял сентябрь. (2) Мы уже десятый день на этом Сталинградском заводе. (3) Десятый день немцы бомбят город. (4) Бомбят – значит, там еще наши. (5) Значит, идут бои. (6) Значит, есть фронт. (7) Это лучше, чем в школе, когда мы отступали…

(8) Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:

(9) – Не умеем мы воевать.

(10) – А что такое уметь, Георгий Акимович?

(11) – Уметь? (12) От Берлина до Волги дойти – вот что значит уметь.

(13) – Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

(14) Георгий Акимович смеется мелким сухим смешком. (15) Игорь начинает злиться.

(16) – мы будем воевать до последнего солдата. (17) русские всегда так воюют. (18) Но шансов у нас все-таки мало. (19) Нас сможет спасти только чудо. (20) Иначе нас задавят. (21) Задавят организованностью и танками.

(22) Чудо?...

(23) Недавно ночью шли мимо солдаты. (24) Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25) Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26) Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27) Я подошел. (28) Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями.

(29) Мигали огоньками цигарок. (30) И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(31) – Нет, Вась… (32) ты уж не говори. (33) лучше нашей нигде не сыщешь. (34) Ей-Богу… (35) Как масло земля - жирная, настоящая. (36) Он даже причмокнул как-то по-особенному . – (37) А хлеб взойдет – с головой закроет…

(38) А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(39) Я так и не увидел того, кто это сказал. (40) Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41) Все зашевелились, загремели котелками. (42) и пошли. (43) Пошли медленным, тяжелым шагом.

(44) Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(45) Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(46) Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47) и не только запоминаются. (48) Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как будто символом.

(49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то… (50) Я даже не знаю, как это назвать. (51)Толстой называл по «скрытой теплотой патриотизма».

(52)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждем мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами...

По В. Некарасову


Упражнение 5. Прочитайте возможные формулировки проблем, поднимаемых автором текста (упражнение 4) и формулировки авторского отношения к проблеме. Какая авторская позиция какой проблеме соответствует?

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема русского характера (В чем особенность русского патриотизма? В чем сила русского характера?).

1. Патриотизм - любовь к Родине - наиважнейшее на войне чувство, без которого невозможна победа; именно любовь к Родине является залогом победы на воине.

2. Проблема любви к родине (Что такое патриотизм? 3а что воюют простые люди защищая родную страну?).

2. На войне простые человеческие ценности приобретают особое значение, земля, которую защищали русские бойцы, и являлась для них непреходящей ценностью.


3. Проблема истинных ценностей на войне (в чем смысл простых человеческих ценностей? Какие они?).

3. Чудо русского патриотизма в искренней любви людей к своей Родине, земле; именно вера русского народа в свою страну спасла Россию от фашизма.


Упражнение 6. Прочитайте фрагмент ученического сочинения, (по тесту упр. 4), оцените по критерию (K1, K2, К3). Сочинение дано без корректорской правки.

Война...нет, кажется, более страшного слова. Война - это смерть и боль, потери и разрушения, страх и ненависть. Именно этой серьезной теме В. Некрасов посвятил свой текст. Мне кажется, что проблема, поднимаемая автором, очень актуальна - проблема влияния патриотизма на душевное состояние человека. Некрасов описывает первые годы войны, самые кровопролитные. Автор рисует страшную картину: бомбежки, немецкое наступление. Треск автоматов. Мне кажется, что многие в такой ситуации просто бы испугались и думали бы о том, как спасти свою жизнь. Но советские солдаты, которых описывает Некрасов, не такие. Они спокойно идут в атаку, хотя эхо, почти всегда, верная смерть. Их спокойствие, как показывает нам писатель, вызвано любовью к родной земле: эти солдаты знали, за что они сражаются. С какой теплотой они говорят о ней: «лучше нашей нигде не сыскать», «как масло земля – жирная, настоящая». Но для автора и песня о Днепре и журавлях, разговор о хлебах - все это проявление патриотизма, так необходимого на фронте. Некрасов полагает, что такие проявления – «чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами».

Упражнение 7. Прочитайте тексты. Сформулируйте проблемы, которые поднимают авторы, и отношение авторов к этой проблеме.

1.

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опоздание, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны,. надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках..

(2) Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень, споро, - привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику. (8 )Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид, по-собачьи преданно, перехватил ее взгляд.

(10)Потом они препирались насчет нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11) - Ну, хорошо, хорошо! - (12) Поцеловав усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте. (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14) Он засмущался, начал извиняться предо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15) - Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

(17) Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18) Поскольку мы были оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20) Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно 6ыло в пути.

(21)Долго не мог устнуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22) И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23) Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.

По В. Астафьеву­

2.

(1) - Бабуля, это к тебе, - объявила Танечка. (2) - Ты покажи им все, ладно? (3)А я побежала. (4) – И умчалась,

(5)А слепая Анна Федотовна осталась, не видя, но точно зная, что трое ребятишек жмутся у порога.

(6) - Раздевайтесь, - сказала. (7) - И проходите. (8) Садитесь, кому где удобнее.

(9) Кажется, дети так и не сели, но долго шушукались, подталкивая друг друга. (10) Наконец мальчика, видать, вытолкнули в ораторы.

(11) - Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на вечере. (12)А У нас в школе почин: «Нет неизвестных героев». (13)A она сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря и что он вам писал письма:

(14) Анна Федотовна уточнила:

(15) - Игорь успел написать всего одно письмо (16)А второе написал после его смерти его товарищ. (17) Протянула руку, открыла шкатулку, бережно достала бесценные листочки.

(18) - Можете посмотреть. (19) Здесь письма и … (20) И похоронка. (21) Дети долго разглядывали документы, шептались.

(22) - Вы должны передать эти документы нам. (23) Пожалуйста.

(24) - То есть как это? - удивилась она. (25) – Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

(26) - Потому что у нас в школе организуется музей.

(27) - Я с удовольствием отдам вашему музею копии писем.

(28) - А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вклинилась вдруг звеньевая, и Анна Федотовна подивилась, каким официально­нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки. (29) - Ведь копия ­это же просто бумажка.

(30) Анне Федотовне очень не понравился этот вызывающий, полный непонятной для неё претензии тон, и она сказала:

(31) - Пожалуйста, верните мне документы.

(32) Дети снова возбуждённо зашептались.

(33) - Бабушка, - впервые заговорила самая маленькая, и голосок у неё оказался совсем ещё детским. (34) - Вы ведь очень старенькая, правда? (35)А вдруг вам станет нехорошо, и тогда все ваши патриотические примеры могут для нас пропасть.

(36) - Вот когда помру, тогда и забирайте, - угрюмо сказала Анна Федотовна…

(37) Она скоро позабыла о визите детей, но чем ближе к вечеру клонился этот день, тем все более явно ощущала она некую безадресную тревогу.

(38) – Переутомление,- определила Римма, когда по возвращении услышала смутную жалобу Анны Федотовны. (39) – Ложись в постель.

(40) Анна Федотовна легла, но вдруг привстала на кровати.

(41) - Римма, загляни в шкатулку. (42) Загляни в шкатулку…

(43) Не очень еще понимания, Римма встала, открыла шкатулку. (44)Старуха ждала, подавившись вперед в судорожном напряжении.

(45) - Нету? (46) Ну? (47)Что ты молчишь?

(48.) – Нету, - тихо сказала Римма. (49)- Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет.

(50) - Только одна похоронка… - прохрипела Анна Федотовна.

(51) «Я вернулась мама».(52) Нет, не слышала она больше этих слов. (53) Она ясно помнила, где, как и когда произнёс их Игорь, но голос его более не звучал в её душе. (54) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.

По Б. Васильеву

Упражнение 8. Прочитайте возможные формулировки проблем, поднимаемых авторами текстов (упражнение 7) и формулировки авторского отношения к проблеме. Какая авторская позиция какой проблеме соответствует?

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между близкими людьми (могут ли близкие отношения строиться на неуважении одного человека другими?).

1. Человек, который лишь позволяет себя любить и не способен ответить на чувство другого вниманием и заботой, не достоин любви.

2. Проблема любви (достоин ли любви человек, сам неспособный любить?).

2. По мнению автора взаимоотношения между близкими людьми не могут строиться на неуважении одного человека другим.

3. Проблема соответствия целей и средств (можно ли добиваться благородных целей низкими средствами).

3. Формальное отношение к памяти павших не только не полезно, но и вредно для молодого поколения.

4.Проблема отношения юношества к старости и старикам.

4. Нельзя добиваться благородных целей недостойными, низкими средствами.

5.Проблема истинного и формального отношения к памяти павших (полезно ли для детей организовывать музеи памяти героев только потому, что этого требуют взрослые?).

5. Старость достойна уважительного, внимательного, тактичного уважения.

6. Проблема материнской любви и памяти (может ли мать смириться с гибелью своего сына?).

6. Материнская любовь не может смириться с гибелью ребенка.

Упражнение 9. Прочитайте фрагмент ученического сочинения (по тексту упражнения 7), оцените по критериям (K1, K2, К3). Сочинение дано без корректорской правки.

В данном тексте Борис Васильев поднимает проблему отношения молодежи к более старшему поколению, а именно к бабушкам и дедушкам. Эта проблема очень актуальна, особенно в настоящее время. Например, в данном тексте ребята украли у бабушки письма, которые eй писал ее сын Игорь. Убитый фашистами. Д.ля бабушки эти письма - «бесценные листочки», а для ребят они лишь экспонат для музея.

Автор данного текста считает, что для достижения своей цели молодежь может переступить через чувства и интересы какого-либо человека. Молодежь не ценит и не уважает те вещи, которые очень дороги старым людям.

Упражнение 10. Прочитайте тексты. Сформулируйте проблему, которую поднимают каждый из авторов, и отношение авторов к этой проблеме.

1.

(1)Машина ехала с включёнными фарами. (2) В столбах света танцевали снежинки. (3)Дворники, скрипя, ползали вправо-влево, расчищая ветровое стекло. (4)Людмила Михайловна и Игорь Алексеевич о чём-то негромко разговаривали, потом кто-то из них включил радио, и диктор стал читать последние известия. (5) В машине было темно, только светились стрелки и точки на панели управления. (6)Мне казалось, что всё это происходит не со мной, что я об этом уже читала.

(7)Но именно я сижу в машине, и Юркина рука лежит на моей руке, а я боюсь повернуть голову и взглянуть на него, потому что чудо, которое происходит со мной в эти минуты, может нарушиться.

(8)Неожиданно мaшина резко затормозила и нас с Юркой прижала к спинке переднего сиденья, а потом откинуло назад.

(9) - Ненормальная! - испуганно вскрикнула Людмила Михайловна. (10)Фары осветили женщину с большим узлом, который она обхватила обеими руками.

(11) Людмила Михайловна отпустила боковое стекло:

(12) - Да вы что? (13) A если бы я не успела затормозить? (14) В наступившей тишине резко заскрипел снег под ногами женщины. (15) Она наклонилась к окну.

(16) – Довезите до города, - попросила попросила она, тяжело дыша. – (17) Срочно нужно...

(18) – Куда же я вас посажу? – удивилась Людмила Михайловна. - (19)У нас полная машина.

(20)Она торопливыми движениями подняла стекло и тронула с места. (21) Женщина поплыла назад и фигура ее слилась с темнотой проселка. (22) Но в тот момент, когда она еще не скрылась в темноте, я успела разглядеть, что у неё в руках не узел, а ребенок, завернутый в ватное одеяло.

(23) - Прямо под колёса лезет! - заново переживая происшествие, сказала Людмила Михайловна. - (24) Ужас, как я испугалась!

(.25) - У неё ребёнок! - сказала я.

(26) - Разве?.. - не сразу отозвалась Людмила Михайловна. - (27)Ах, как неловко...(28)Да теперь уж далеко отъехал.

(29) – Может, вернемся всё-таки? – сказал Игорь Алексеевич.

(30) - Смысла нет. (31) В театр опоздаем.

(32) - А вдруг нужно в больницу?

(33) - А вдруг, а вдруг! - резко возразила Людмила Михайловна. (34)А вдруг этот ребёнок заразный? (35)У нас тоже. между прочим, дети. (3б)И я отвечаю за Аленку и Юру.

(37) - Всё равно, нельзя так, - с осуждением сказал Игорь Алексеевич.

(38) – Ну, не сработало, виновата, - легко согласилась Людмила Михайловна. (39) - Да тут всего метров двести по шоссе. (40) И автобусная остановка рядом. (41)Да подберет их кто-нибудь. (42) У нас же действительно машина полная.

(43)Мы выехали на шоссе и понеслись по расчищенному и уже снова заметённому снегом асфальту. (44)Я никак не могла осознать того, что произошло. (45)Мне казалось, что я просто чего-то не поняла, что такого не может быть. (46) Я молчала и ненавидела себя даже больше, чем Людмилу Михайловну. (48) У меня было чувство, как будто я - та женщина. (49) Я стою в темноте, на морозе, снег засыпает моего больного ребёнка, а мимо, не останавливаясь, проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах.

По А. Масс

2.

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2) Лена Болдырева, томная, пышноволосая красавица закапризничала:

(3) – Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнес с плачущей интонацией:

(5) - А кого она не достала!

(6) Этих двух реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула, будто порох. (7) Наш одиннадцатый «А» считался образцовым классом, в нем учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги екало сердце, еще никто не знал, во что выльется наше приключение, но обратной дороги уже не было. Мы двинулись к дверям, Васька Попов выглянул в коридор и доложил, что там никого нет.

- Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витек Носков.

Честно говоря, мне сбегать с урока особого резона не было, так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четверка, но воля коллектива выше личных интересов. Я направился к дверям. В классе оставался только Петруха Васильев, он спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то написал в тетради.

- Василек, ты чего присох?! – крикнул Носков. (-Времени, понимаешь в обрез: весь класс когти рвет…

- А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

- У Дмитрия Ивановича Менделеева тоже есть фанаты! – ехидно пропела Лена Болдырева.

Носков злобно сощурился:

- Петруха, против коллектива идешь!

- Я что-то не так делаю? Вам не надо – вы ухóдите, мне надо – я стараюсь.

- Кончай говорю, писать и давай собирайся…

- Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – опять состарила Болдырева.

- Петруха, трус, предатель!

Петруха спокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

- Хочешь пробиться в любимчики за счет остальных? Знай: подхалимов нигде не любят! Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. Стало тихо, и в этой напряженной тишине отчетливо прозвучал голос Васильева:

- Я никуда не пойду!

- Ну смотри! – сказал носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

Внезапно от нас определил Игорь Елисеев. Он сел на свое место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

- Гарри, а ты чего? – недоуменно спросил Носков.

- Я тоже остаюсь…

- Друга, что ли спасаешь? – Носков хмыкнул.

У его матери инфаркт был, начнется канитель с нашим побегом – ее в школу начнут дергать… Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

- Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал носков и плюхнулся на свой стул. Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. Передо мной сидели Васильев и Елисеев. Я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём свой взгляд и легонько тронул его за локоть… (43) Елисеева на самом деле спросила про гидролиз солей, и он получил пятерку.

По Н. Татаринцеву.


Упражнение 11. Прочитайте фрагменты ученических сочинений (тексты упражнения 10), оцените их по критериям (К1, К2, К3). Сочинения даны без редакторской правки, поэтому можно их оценить и по критериям К7-К12 (см. упражнение 17).

1.

Часто ли мы поступаем по совести? Часто ли мы задумываемся о том. Что происходит вокруг нас с другими людьми? Автор статьи пытается ответить на эти вопросы.

Действительно, не всегда мы поступаем, так, как велит нам совесть. Иногда мы ее просто заглушаем, после начинаем оправдывать себя в том, что по-другому невозможно было поступить.

Наши сердца черствы к чужим просьбам, бедам. Ведь принято считать не со мной случилось несчастье, значит хорошо. Но если поставить себя место той беспомощной женщины с ребенком, то становится стыдно, неловко.

Автор сожалеет, что не послушала голоса совести, И поэтому, призывает нас к тому, чтобы мы никогдa не поступали, так, как она.

2.

Перед нами текст Л. Масс на тему человеческих взаимоотношений. Автор затрагивает ряд проблем, актуальных в наши дни. Основная проблема текста, по моему мнению, это проблема взаимопомощи между людьми. Ведь мы редко задумываемся о том, что есть люди которые нуждaются в нашей помощи. Нам не интересны их чаяния. Каждый из нас устраивает свою жизнь, и никого не волнует судьба своего соседа, бедняка с улицы продавщицы в магазине. С одной стороны, это правильно, но не во всех случаях.

Позиция автора данного текста достаточно ярко выражена: он осуждает равнодушие героини – Людмилы Михайловны к женщине с ребенком, попросившей помощи. Негодование автора выражено в авторских ремарках «с осуждением сказал», «легко согласилась». Также слова осуждения выражены в отношении рассказчицы к происходящему: «У меня было чувство, как - будто я - та женщина. Я стою в темноте, на морозе, снег засыпает моего больного ребенка, а мимо, не останавливаясь, проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах». В словах героини выразился протест протии людского равнодушии к чаяниям ближних.


3.

Мы каждый день вынуждены выбирать: оставаться личность или быть частью коллектива. Именно эту злободневную проблему поднимает Татаринцев в своем тексте – проблему личности в коллективе.

Автор не приводит нам сложных примеров, он показывает данную проблему на конкретном случае из школьной жизни. Это побег с урока. Кто не попадал в такую ситуацию? Но, на таком, казалось бы, банальном примере писатель раскрывает острый конфликт. Это конфликт между коллективом одиннадцатого «А» и Петрухой Васильевым. Суть заключается в том, что Петруха, не захотел сбежать с химии, пойдя против воли коллектива. И он сразу становится «трусом», «предателем» и «подхалимом». Автор ведет свое повествование от лица ученика. Это делает текст более близким читателю, особенно школьнику. Писатель не поучает нас, оставляет нам право выбора. Мы сами решаем, какой герой нам ближе.

В концe текста автор символически поощряет героя, который не смотря на волю коллектива, пошел против него. Этот Игорь Елисеев, который в итоге получил пятерку по химии. Эта незначительная деталь дает нам понять, мнение автора. Становится ясно, что он выступает против тупого следования за коллективом.


16





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алгоритм написания сочинения

Автор: Лыжина Надежда Михайловна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация : "От анализа текста к сочинению. Алгоритм написания сочинения в формате ЕГЭ.""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_ot_analiza_tieksta_k_sochinieniiu_alghoritm_napisaniia_sochinien"
    ["file_id"] => string(6) "356473"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478565340"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С) "
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-alghoritm-napisaniia-sochinieniia-rassuzhdieniia-chasti-s"
    ["file_id"] => string(6) "134232"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416691256"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Мастер-класс на тему Алгоритм написания сочинения-рассуждения "
    ["seo_title"] => string(71) "mastier-klass-na-tiemu-alghoritm-napisaniia-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "195510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427910713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка "Подготовка учащихся выпускных классов  к написанию сочинения-рассуждения " "
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaia-razrabotka-podghotovka-uchashchikhsia-vypusknykh-klassov-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "173087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423922927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Готовимся к ЕГЭ. Алгоритм написания сочинения-рассуждения"
    ["seo_title"] => string(66) "gotovimsia_k_iege_alghoritm_napisaniia_sochinieniia_rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "416462"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495050431"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства