Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С)
Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С)
Презентация предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Предлагается пошаговая инструкция для учащихся, алгоритм написания сочинения-рассуждения: вступление, проблемы, над которыми размышляет автор, комментарий, выявление позиции автора,собственное мнение, аргументы (не менее 2), вывод.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С) »
Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
Медовкина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ-СОШ № 4 г. Маркса, Саратовской области
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста .. Этот текст (статья) о …Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему .
Проблема
Какой вопрос выбрать?
Шаблоны: автором проблема может быть:
Возможные проблемы:
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
Возможные проблемы:
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
Возможные проблемы:
Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
Возможные проблемы:
Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
Проблеме коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему .
3. Комментируем проблему .
3. Комментируем проблему .
Как автор подошел к своей задаче?
Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию.
Какова точка видения писателя?
Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя?
С каким настроением пишет автор?
Что подчеркивает?
Что из этого следует?
К каким выводам подводит нас?
Проблема может быть :
Значимость проблемыможно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая
животрепещущая
жизненная
насущная
первоочередная
острая
важная
серьёзная
спорная
глубокая
злободневная
актуальная
главная
сложная
принципиальная
жгучая
наболевшая
основная
неразрешимая
назревшая
Проблема может заставить читателя:
В комментариине должно быть:
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает.
Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает.
От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена.
Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности;
призывность;
оценочность;
доступность;
простота и т.д.
Автор может :
Автор может :
Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
Раскрывать сущность поставленных проблеем
Точно формулировать (выражать)мысль
Автор может :
Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
Подчёркивать остроту поставленной проблемы
Автор может :
Видеть глубину и актуальность проблемы
Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
Выражать мнение большинства
Пытаться понять, почему
Использовать ряд убедительных аргументов
Побуждать искать истину
Стараться объяснить, почему
Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
Автор может :
Автор может :
Автор может :
Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни.
Убедительно доказывать, используя конкретные примеры.
Дать новую жизнь старой теме.
Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам.
Подчеркнуть истинное положение вещей.
Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях.
Автор может :
Автор стремится реализовать цели:
Клише:
Клише:
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
: тезис - аргументация (1,2) - вывод
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Шаблоны:
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения. Во-первых,… Во-вторых,… Таким образом,
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Аргументы
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью вводных слов и словосочетаний:
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?