kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Предлагается пошаговая инструкция для учащихся, алгоритм написания сочинения-рассуждения: вступление, проблемы, над которыми размышляет автор, комментарий, выявление позиции автора,собственное мнение, аргументы (не менее 2), вывод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С) »

Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С)  при подготовке к ЕГЭ.  11-й класс Медовкина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ № 4 г. Маркса, Саратовской области

Алгоритм написания сочинения -рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс

Медовкина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ-СОШ № 4 г. Маркса, Саратовской области

1. Анализ текста  начинаем с выявления темы (о чем текст).

1. Анализ текста  начинаем с выявления темы (о чем текст).

  • Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
  • … –   вот тема, к которой обращается автор текста .. Этот текст (статья) о …Автор обращается к актуальной теме – теме…
  •   Этот текст о …   Автор посвящает статью…
2.  Определив тему,  можно попытаться сформулировать проблему .

2.  Определив тему,  можно попытаться сформулировать проблему .

  • Проблема
Какой вопрос выбрать?

Какой вопрос выбрать?

    Шаблоны:    автором проблема может быть:

    Шаблоны:   автором проблема может быть:

      Возможные проблемы:

      Возможные проблемы:

      • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
      • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
      • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
      • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
      Возможные проблемы:

      Возможные проблемы:

      • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
      • Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
      • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
      Возможные проблемы:

      Возможные проблемы:

      • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
      • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
      • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
      • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);
      Возможные проблемы:

      Возможные проблемы:

      • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
      • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
      • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
      • Проблеме коммерциализации культуры.
      3. Комментируем проблему .

      3. Комментируем проблему .

        3. Комментируем проблему .

        3. Комментируем проблему .

          3. Комментируем проблему .

          3. Комментируем проблему .

          • Как автор подошел к своей задаче?
          • Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
          • Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию.
          • Какова точка видения писателя?
          • Может автор показывает это  глазами рассказчика, говорит от имени героя?
          • С каким настроением пишет автор?
          • Что подчеркивает?
          • Что из этого следует?
          • К каким выводам подводит нас?
          Проблема может быть :

          Проблема может быть :

            Значимость проблемы   можно подчеркнуть с помощью слов:

            Значимость проблемы   можно подчеркнуть с помощью слов:

            • общественно-значимая
            • животрепещущая
            • жизненная
            • насущная
            • первоочередная
            • острая
            • важная
            • серьёзная
            • спорная
            • глубокая
            • злободневная
            • актуальная
            • главная
            • сложная
            • принципиальная
            • жгучая
            • наболевшая
            • основная 
            • неразрешимая
            • назревшая
            Проблема может заставить читателя :

            Проблема может заставить читателя :

              В комментарии  не должно быть:

              В комментарии не должно быть:

                4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                • При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста.
                • Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает.
                • Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает.
                • От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
                4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                  4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                  4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

                  • Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена.
                  • Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности;
                  • призывность;
                  • оценочность;
                  • доступность;
                  • простота и т.д.
                  Автор может :

                  Автор может :

                    Автор может :

                    Автор может :

                    • Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
                    • Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
                    • Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
                    • Раскрывать сущность поставленных проблеем
                    • Точно формулировать (выражать)мысль
                    Автор может :

                    Автор может :

                    • Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
                    • Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
                    • Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
                    • Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
                    • Подчёркивать остроту поставленной проблемы
                    Автор может :

                    Автор может :

                    • Видеть глубину и актуальность проблемы
                    • Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
                    • Выражать мнение большинства
                    • Пытаться понять, почему
                    • Использовать ряд убедительных аргументов
                    • Побуждать искать истину
                    • Стараться объяснить, почему
                    • Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
                    Автор может :

                    Автор может :

                      Автор может :

                      Автор может :

                        Автор может :

                        Автор может :

                        • Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни.
                        • Убедительно доказывать, используя конкретные примеры.
                        • Дать новую жизнь старой теме.
                        • Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам.
                        • Подчеркнуть истинное положение вещей.
                        • Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях.
                        Автор может :

                        Автор может :

                          Автор стремится реализовать цели:

                          Автор стремится реализовать цели:

                            Клише:

                            Клише:

                              Клише:

                              Клише:

                                5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                  5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                  5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                    5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                    5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

                                    • Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
                                    • :   тезис - аргументация  (1,2) - вывод
                                    Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

                                    Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

                                    • Нельзя не согласиться с автором в том, что…
                                    • С автором можно поспорить …
                                    • Автор прав в том, что…
                                    • Однако его мысль о … вызывает сомнение
                                    • С автором трудно (не) согласиться
                                    • Позиция автора близка (понятна ) мне
                                    • Я (не) разделяю точку зрения автора
                                    • Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
                                    • Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
                                    • Мое мнение подтверждает  и такой факт…
                                    Шаблоны:

                                    Шаблоны:

                                    • С удовольствием прочитал…
                                    • Нельзя остаться равнодушным…
                                    • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
                                    • Автор убедительно доказывает, что…
                                    • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
                                    • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
                                    • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
                                    • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
                                    Шаблоны:

                                    Шаблоны:

                                    • Автор справедливо отмечает, что…
                                    • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
                                    • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
                                    • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
                                    • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
                                    • Автор справедливо отмечает, что…
                                    • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
                                    • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.  Во-первых,… Во-вторых,… Таким образом,
                                    Аргументы 

                                    Аргументы 

                                    • Аргументы 
                                    • Аргументы 
                                    • Аргументы
                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    • С помощью словосочетаний:
                                    • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
                                    • Достаточно привести такой пример…
                                    • Это можно доказать следующим образом..
                                    • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
                                    • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
                                    • В этом легко убедиться, обратившись к…
                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    • С помощью вводных слов и словосочетаний:
                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

                                    • С помощью союзов и придаточной части:
                                    6. Как заканчивать сочинение?

                                    6. Как заканчивать сочинение?

                                    • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
                                    7. Как начать сочинение?

                                    7. Как начать сочинение?

                                      Алгоритм написания сочинения-рассуждения

                                      Алгоритм написания сочинения-рассуждения

                                        Советы:

                                        Советы:


                                          Получите в подарок сайт учителя

                                          Предмет: Русский язык

                                          Категория: Презентации

                                          Целевая аудитория: 11 класс

                                          Скачать
                                          Презентация для учащихся 11 класса Алгоритм написания сочинения - рассуждения (части С)

                                          Автор: Медовкина Татьяна Николаевна

                                          Дата: 23.11.2014

                                          Номер свидетельства: 134232

                                          Похожие файлы

                                          object(ArrayObject)#864 (1) {
                                            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                                              ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
                                              ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
                                              ["file_id"] => string(6) "280934"
                                              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                                              ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                                              ["date"] => string(10) "1453451509"
                                            }
                                          }
                                          
                                          object(ArrayObject)#886 (1) {
                                            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                                              ["title"] => string(117) "Урок по теме: Мягкий знак после шипящих на конце наречий  7 класс "
                                              ["seo_title"] => string(78) "urok-po-tiemie-miaghkii-znak-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-7-klass"
                                              ["file_id"] => string(6) "150166"
                                              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                                              ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                                              ["date"] => string(10) "1420443533"
                                            }
                                          }
                                          
                                          object(ArrayObject)#864 (1) {
                                            ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
                                              ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
                                              ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
                                              ["file_id"] => string(6) "182290"
                                              ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
                                              ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
                                              ["date"] => string(10) "1425487423"
                                            }
                                          }
                                          


                                          Получите в подарок сайт учителя

                                          Видеоуроки для учителей

                                          Курсы для учителей

                                          ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

                                          Добавить свою работу

                                          * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

                                          Удобный поиск материалов для учителей

                                          Ваш личный кабинет
                                          Проверка свидетельства