Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо
( Толковый словарь )
Комментировать проблему можно в два этапа
(двумя способами)
Комментарийсамой проблемы как таковой– сразу после того, как она сформулирована:
насколько актуальна проблема;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
какова «история вопроса»;
как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы ;
есть ли по этому вопросу иная точка зрения , не совпадающая с авторской.
2. Комментарий исходного текста, авторского отношения к проблеме (анализ текста, объяснение его – но
не пересказ!)
Можно:
указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
обратить внимание на композицию текста , способствующую прояснению авторской позиции;
отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.
Последовательность действий
4.Определить и сформулировать позицию автора
т.е. основную мысль текста
(К-3)
( Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную )
Последовательность действий
5. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х)
(К-4)
При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…»)
Сильные (логические)аргументы
Факты, события.
Статистические данные.
Свидетельства очевидцев.
Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
Пословицы и поговорки
Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.
Эмоциональные (психологические) аргументы:
Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», сострадать, сопереживать ему - или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется.
Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент.
Своя позиция должна быть выражена четко, каждый аргумент – обозначен определенными лексическими и стилистическими приемами:
Во-первых,…
Во-вторых,…
Наконец,…
Это подтверждается также…
К этому можно добавить…
И т.д.
Заключение
Яркие цитаты
Глубокие умозаключения
«Закольцованность» с началом сочинения
Домашнее задание
1 уровень. Написать чистовой вариант по данному тексту.
2 уровень. Подобрать примеры аргументов из различных источников литературы и жизни к новому тексту
Л. Лазарева
3 уровень. Написать сочинение – рассуждение на текст Л. Лазарева
В презентации использованы:
Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык», 2006,№12 ( http://rus.1september.ru/2006/12/ )
Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М.:ФИПИ , 2016. http://www.fipi.ru/view/sections/63/docs/376.html
Материалы кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО (презентация)