kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой алгоритм подготовки девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения 13.2, содержит пошаговое объяснение написания каждой композиционной части сочинения, фразы-клише.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)»

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 13.2   Кваша Светлана Александровна, МБОУ СОШ № 25 г. Сургута ХМАО-Югры

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 13.2

Кваша Светлана Александровна, МБОУ СОШ № 25 г. Сургута ХМАО-Югры

Формулировка задания

Формулировка задания

Общие условия для сочинений 13.1,13.2,13.3

Общие условия для сочинений 13.1,13.2,13.3

Особенности сочинения-рассуждения 13.2

Особенности сочинения-рассуждения 13.2

Структура сочинения-рассуждения 13.2

Структура сочинения-рассуждения 13.2

1 абзац Вступление

1 абзац

Вступление

1 абзац

Объяснение содержания фрагмента

Фрагмент уже даётся в формулировке задания 13.2, Вам же нужно раскрыть его, то есть объяснить другими словами, в чём заключается смысл цитаты. При написании этой части сочинения нужно опираться на текст , а также на примеры , которые Вы будете использовать.

Например :

В предложенном фрагменте есть следующие слова «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные». Смысл этого фрагмента понимаю так: Аграфена Ивановна и девочка были как две родственные души. Несмотря на тяжёлое время, они заботились друг о друге и старались помочь, ведь знали, какую боль причиняет утрата близких. Героини действительно сроднились.

В предложенном для анализа тексте есть следующие слова: «Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал ей птенцов». Смысл этого фрагмента я понимаю так: птенец каменки отблагодарил пеночку- пересмешку за то, что она приняла его, стала выращивать и кормить «как родного». «Новая мать» заботилась о нём, поэтому приёмыш решил ответить добром на добро. Они поступили милосердно по отношению друг к другу. Это напоминает нам о важной истине: добрые поступки всегда возвращаются .

1 абзац  Для объяснения фрагмента содержания можно использовать КЛИШЕ : В  предложенном  для  анализа  тексте  есть  следующие слова:  … В  отрывке  есть  следующие  слова:  … Смысл  этого  фрагмента  я  понимаю  так:  … После  прочтения  этого(- их)  предложения(- й) я  понял/поняла, что... Смысл  этого(- их)  предложения(- й)  я  понимаю  так:  … ФИО – известный русский писатель, публицист. В данном художественном отрывке автор затрагивает проблему….. Полезная  информация  об  этой  части  сочинения:

1 абзац

Для объяснения фрагмента содержания можно использовать КЛИШЕ :

  • В предложенном для анализа тексте есть следующие слова:
  • В отрывке есть следующие слова:
  • Смысл этого фрагмента я понимаю так:
  • После прочтения этого(- их) предложения(- й) я понял/поняла, что...
  • Смысл этого(- их) предложения(- й) я понимаю так:
  • ФИО – известный русский писатель, публицист. В данном художественном отрывке автор затрагивает проблему…..

Полезная информация об этой части сочинения:

  • Средний объём первого абзаца = 3- 4 предложения , где первое предложение – цитата, остальные – пояснение фрагмента.
  • Не нужно забывать о том, что цитату в дальнейшем нельзя будет использовать для примеров в сочинении.
  • При написании объяснения содержания фрагмента нужно проанализировать текст и опираться на него .
1 абзац Переход ко 2 абзацу

1 абзац

Переход ко 2 абзацу

  • Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста  (ФИО автора)
  •   Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
2 абзац  Примеры Что  такое  пример? Пример  иллюстрирует  то,  о  чём Вы  писали  в  первом  абзаце,  он  помогает  раскрыть смысл  содержания  фрагмента.  Пример  может  быть  оформлен  разными  способами: ссылка  на  предложения  и  их  небольшой  пересказ  (можно прибегать  к  элементам  цитирования  и  вставлять  небольшие  кусочки из  текста).  Пример:  В  предложениях  21- 24  говорится  о  том,  что  птица «с  недоверием  разглядывала  чужое  голубое  яйцо»,  которое  положил рассказчик. подводка  к  цитате  и  сама  цитата.  Пример:  Вот  как  описывает  свои эмоции  Миша:  «Не  приносили  радости  ни  катание  на  коньках,  на санках,  ни  снежки,  ни  поездка  с  отцом  за  дровами,  ни  даже пойманный  заяц.  Всё  утратило  свою  привлекательность  без  друга».

2 абзац

Примеры

Что такое пример?

Пример иллюстрирует то, о чём Вы писали в первом абзаце, он помогает раскрыть смысл содержания фрагмента.

Пример может быть оформлен разными способами:

  • ссылка на предложения и их небольшой пересказ (можно прибегать к элементам цитирования и вставлять небольшие кусочки из текста).

Пример: В предложениях 21- 24 говорится о том, что птица «с недоверием разглядывала чужое голубое яйцо», которое положил рассказчик.

  • подводка к цитате и сама цитата.

Пример: Вот как описывает свои эмоции Миша: «Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. Всё утратило свою привлекательность без друга».

  • можно комбинировать данные способы.
2 абзац Вводные  фразы  для  оформления  примера  №1  из  текста:   В тексте  (Имя  Отчество  Фамилия  автора)  говорится  о  том, как… Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №… Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...] Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...]. В тексте  (Имя  Отчество  Фамилия  автора)  говорится  о  том, как… Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №… Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...] Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...]. Логические  переходы  внутри  примера:

2 абзац

Вводные фразы для оформления примера №1 из текста:

  • В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) говорится о том, как… Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №… Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...] Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].
  • В тексте (Имя Отчество Фамилия автора) говорится о том, как…
  • Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №…
  • Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...]
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].

Логические переходы внутри примера:

  • Автор обращает внимание читателя на …, чтобы …
  • Автор акцентирует внимание на (чём- то), чтобы …
  • Автор подробно описывает …, чтобы …
  • Также необходимо сказать о …
  • Хотелось бы обратить внимание на следующие слова: …
  • Далее стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на …
  • Далее стоит/важно сказать о …
  • Кроме того,/Более того, необходимо обратить внимание на…
3 абзац Вводные  фразы  для  оформления  примера  № 2  из  текста:   Также  в  тексте  говорится  о  том,  как… Также  в  тексте  описан  герой,  который… Также  в этом  отрывке  рассказывается о  том,  как… В  предложении(- ях)…говорится  о  том,  как… Кроме  того,  стоит  обратить  внимание  на… Более  того,  важно  отметить,  что… Что  важно  знать  о  примерах?

3 абзац

Вводные фразы для оформления примера № 2 из текста:

  • Также в тексте говорится о том, как…
  • Также в тексте описан герой, который…
  • Также в этом отрывке рассказывается о том, как…
  • В предложении(- ях)…говорится о том, как…
  • Кроме того, стоит обратить внимание на…
  • Более того, важно отметить, что…

Что важно знать о примерах?

  • Пример должен быть конкретным , то есть содержать детали, благодаря которым можно понять, о чём идёт речь, без обращения к тексту (т.е. нельзя сделать просто отсылку к какой- то части текста).
  • При выборе примера не нужно использовать информацию, которая уже чётко сформулирована автором (иначе потом вывод из написанного сделать не удастся). Обращайте внимание на яркие описания т.ч. метафоры), эмоции героев, их диалоги , ведь это всё представляет собой некую «картинку», которую можно пояснить.
  • Не делайте примеры однотипными .
  • Избегайте чрезмерного цитирования и не делайте пример слишком объёмным.
  • Ссылаться на предложения при оформлении примера можно.
2-3 абзац         Что такое мини- вывод/пояснение к п римеру?   Мини-вывод/пояснение  –  вывод  из  примера  (отвечает  на едующие  вопросы: «Что  можно  понять  из  написанного?  Что  хотел показать  автор?» ).  Помните:  хороший  пример  – залог  качественного  пояснения. Клише  для  мини- вывода/пояснения: Автор  хотел  показать,  что  … Автор  показывает/стремится  показать  … Автор  хотел  донести до  читателя  важную/следующую мысль:  … Читатель  понимает/видит/осознаёт/может  понять:  … Мы  осознаём/видим/можем  понять/понимаем:  … Важные  моменты:

2-3 абзац

Что такое мини- вывод/пояснение к п римеру?

Мини-вывод/пояснение вывод из примера (отвечает на едующие вопросы:

«Что можно понять из написанного? Что хотел показать автор?» ). Помните: хороший пример – залог качественного пояснения.

Клише для мини- вывода/пояснения:

  • Автор хотел показать, что
  • Автор показывает/стремится показать
  • Автор хотел донести до читателя важную/следующую мысль:
  • Читатель понимает/видит/осознаёт/может понять:
  • Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем:

Важные моменты:

  • Рекомендуется писать пояснение после примера .
  • При пояснении не забывайте давать характеристику героям, оценивать их отношение к чему-то/поведение и т.д.
  • Делайте отсылку к тезису (объяснение содержания фрагмента и комментарий к нему), связывайте написанное с ним.
4 абзац Вывод Что  такое  вывод? Вывод  –  обобщение  написанного ; он  необходим  для  логического завершения  работы . Для написания вывода можно использовать клише : В заключение хотелось бы отметить, что … Таким образом, … Хочется верить, что читатели задумаются о том, почему/как …, и осознают, что… Заключение, как правило, состоит из двух предложений : Первое предложение обобщает сказанное, подводит итог всем размышлениям, Второе предложение выражает надежду на лучшее. Примечание : в выводе не нужно высказывать новые мысли, нужно подытожить все, что было высказано до него.

4 абзац

Вывод

Что такое вывод? Выводобобщение написанного ; он необходим для логического завершения работы .

Для написания вывода можно использовать клише :

  • В заключение хотелось бы отметить, что …
  • Таким образом, …
  • Хочется верить, что читатели задумаются о том, почему/как …, и осознают, что…

Заключение, как правило, состоит из двух предложений :

  • Первое предложение обобщает сказанное, подводит итог всем размышлениям,
  • Второе предложение выражает надежду на лучшее.

Примечание : в выводе не нужно высказывать новые мысли, нужно подытожить все, что было высказано до него.

Шаблон №1 для написания сочинения-рассуждения 13.2 1. Смысл данной фразы  (фрагмента текста)  я понимаю так:  (объясняем смысл фразы, фрагмента текста).  Приведем примеры из текста (ФИО автора) , подтверждающие эти мысли. 2.Во-первых  (так), в предложении…автор говорит: ……. Это значит, что… 3.Во-вторых ,  в предложении… автор замечает (утверждает): ……. Это свидетельствует о том, что… 4.В заключение хочется сказать, что…

Шаблон №1 для написания сочинения-рассуждения 13.2

1. Смысл данной фразы  (фрагмента текста)  я понимаю так:  (объясняем смысл фразы, фрагмента текста).  Приведем примеры из текста (ФИО автора) , подтверждающие эти мысли.

2.Во-первых  (так), в предложении…автор говорит: ……. Это значит, что…

3.Во-вторых ,  в предложении… автор замечает (утверждает): ……. Это свидетельствует о том, что…

4.В заключение хочется сказать, что…

Шаблон №2 для написания сочинения-рассуждения 13.2 1.Смысл данного отрывка  (финала текста, фразы из текста…)  я понимаю так:  … (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор). 2.Так , в предложении …(номер предложения)  говорится о том,  что … (вкратце о первом аргументе).  Это свидетельствует о  … (микровывод по первому аргументу). 3. Кроме того,  в … (номер предложения)  предложении … прослеживается мысль о том, что ….  (второй аргумент). Это значит, что… 4.Таким образом ,  мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Шаблон №2 для написания сочинения-рассуждения 13.2

1.Смысл данного отрывка  (финала текста, фразы из текста…)  я понимаю так:  … (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

2.Так , в предложении …(номер предложения)  говорится о том,  что … (вкратце о первом аргументе).  Это свидетельствует о  … (микровывод по первому аргументу).

3. Кроме того,  в … (номер предложения)  предложении … прослеживается мысль о том, что ….  (второй аргумент). Это значит, что…

4.Таким образом ,  мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Шаблон №3 для написания сочинения-рассуждения 13.2 1. В предложенном для анализа тексте (ФИО автора) есть следующие слова: …( объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Докажу справедливость своих слов конкретными примерами . 2 . Обратимся к предложению [...] (вкратце о первом аргументе). Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: … 3. Также в этом отрывке рассказывается о том, как… (вкратце о втором аргументе). Автор показывает/стремится показать … 4. Таким образом, можно сделать вывод о том, что…

Шаблон №3 для написания сочинения-рассуждения 13.2

1. В предложенном для анализа тексте (ФИО автора) есть следующие слова: …( объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Докажу справедливость своих слов конкретными примерами .

2 . Обратимся к предложению [...] (вкратце о первом аргументе). Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …

3. Также в этом отрывке рассказывается о том, как… (вкратце о втором аргументе). Автор показывает/стремится показать

4. Таким образом, можно сделать вывод о том, что…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)

Автор: Кваша Светлана Александровна

Дата: 01.02.2025

Номер свидетельства: 664537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства