Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)
Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)
Презентация представляет собой алгоритм подготовки девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения 13.2, содержит пошаговое объяснение написания каждой композиционной части сочинения, фразы-клише.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения 13.2 (в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку)»
Алгоритм написания сочинения-рассуждения 13.2
Кваша Светлана Александровна, МБОУ СОШ № 25 г. Сургута ХМАО-Югры
Формулировка задания
Общие условия для сочинений 13.1,13.2,13.3
Особенности сочинения-рассуждения 13.2
Структура сочинения-рассуждения 13.2
1 абзац
Вступление
1 абзац
Объяснение содержания фрагмента
Фрагмент уже даётся в формулировке задания 13.2, Вам же нужно раскрыть его, то есть объяснить другими словами, в чём заключается смысл цитаты. Принаписанииэтойчастисочинениянужноопиратьсянатекст,атакженапримеры,которыеВыбудетеиспользовать.
Например:
В предложенном фрагменте есть следующие слова «И две женщины, большая и маленькая, обнимаясь, понимали друг друга, как равные». Смысл этого фрагмента понимаю так: Аграфена Ивановна и девочка были как две родственные души. Несмотря на тяжёлое время, они заботились друг о друге и старались помочь, ведь знали, какую боль причиняет утрата близких. Героини действительно сроднились.
Впредложенномдляанализатекстеестьследующиеслова: «Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички – высиживал ей птенцов». Смысл этого фрагмента я понимаю так: птенец каменки отблагодарил пеночку- пересмешку за то, что она приняла его, стала выращивать и кормить «как родного». «Новая мать» заботилась о нём, поэтому приёмыш решил ответить добром на добро. Они поступили милосердно по отношению друг к другу. Это напоминает нам о важной истине: добрые поступки всегда возвращаются .
1 абзац
Для объяснения фрагмента содержания можно использовать КЛИШЕ :
ФИО – известный русский писатель, публицист. В данном художественном отрывке автор затрагивает проблему…..
Полезнаяинформацияобэтойчастисочинения:
Средний объём первого абзаца = 3-4предложения , где первое предложение – цитата, остальные – пояснение фрагмента.
Не нужно забывать о том, что цитату в дальнейшем нельзя будет использоватьдляпримероввсочинении.
При написании объяснения содержания фрагмента нужнопроанализироватьтекст и опиратьсянанего .
1 абзац
Переход ко 2 абзацу
Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста (ФИО автора) .
Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
2 абзац
Примеры
Чтотакоепример?
Пример иллюстрирует то, о чём Вы писали в первом абзаце, он помогает раскрыть смысл содержания фрагмента.
Примерможетбытьоформленразнымиспособами:
ссылканапредложенияиихнебольшойпересказ (можно прибегать к элементам цитирования и вставлять небольшие кусочки из текста).
Пример: В предложениях 21- 24 говорится о том, что птица «с недоверием разглядывала чужое голубое яйцо», которое положил рассказчик.
подводкакцитатеисамацитата.
Пример: Вот как описывает свои эмоции Миша: «Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. Всё утратило свою привлекательность без друга».
можнокомбинироватьданныеспособы.
2 абзац
Вводныефразыдляоформленияпримера№1изтекста:
Втексте(ИмяОтчествоФамилияавтора)говоритсяотом, как…Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №…Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...]Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].
Во-первых, в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… Доказательства находим в тексте… Так, в предложении №…
Моё рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста [...]
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению [...].
Логическиепереходывнутрипримера:
Автор обращает внимание читателя на …, чтобы …
Автор акцентирует внимание на (чём- то), чтобы …
Автор подробно описывает …, чтобы …
Также необходимо сказать о …
Хотелось бы обратить внимание на следующие слова: …
Далее стоит отметить/хотелось бы отметить/стоит обратить внимание на …
Далее стоит/важно сказать о …
Кроме того,/Более того, необходимо обратить внимание на…
3 абзац
Вводныефразыдляоформленияпримера№ 2изтекста:
Такжевтекстеговоритсяотом,как…
Такжевтекстеописангерой,который…
Такжевэтомотрывкерассказываетсяотом,как…
Впредложении(-ях)…говоритсяотом,как…
Крометого,стоитобратитьвниманиена…
Болеетого,важноотметить,что…
Чтоважнознатьопримерах?
Пример должен быть конкретным , то есть содержать детали, благодаря которым можно понять, о чём идёт речь, без обращения к тексту (т.е. нельзя сделать просто отсылку к какой- то части текста).
При выборе примера ненужноиспользоватьинформацию,котораяужечёткосформулированаавтором (иначе потом вывод из написанного сделать не удастся). Обращайте внимание на яркиеописания(вт.ч.метафоры),эмоциигероев,ихдиалоги , ведь это всё представляет собой некую «картинку», которую можно пояснить.
Неделайтепримерыоднотипными .
Избегайте чрезмерного цитирования и не делайте пример слишком объёмным.
Ссылатьсянапредложенияприоформлениипримераможно.
2-3 абзац
Чтотакоемини-вывод/пояснениек примеру?
Мини-вывод/пояснение–выводизпримера (отвечает на едующие вопросы:
«Чтоможнопонятьизнаписанного?Чтохотелпоказатьавтор?» ). Помните: хороший пример – залог качественного пояснения.
При пояснении не забывайте давать характеристику героям, оценивать их отношение к чему-то/поведение и т.д.
Делайте отсылку к тезису (объяснение содержания фрагмента и комментарий к нему), связывайте написанное с ним.
4 абзац
Вывод
Чтотакоевывод?Вывод – обобщениенаписанного ; он необходимдлялогическогозавершенияработы .
Для написания вывода можно использовать клише:
В заключение хотелось бы отметить, что …
Таким образом, …
Хочется верить, что читатели задумаются о том, почему/как …, и осознают, что…
Заключение, как правило, состоит из двух предложений :
Первое предложение обобщает сказанное, подводит итог всем размышлениям,
Второе предложение выражает надежду на лучшее.
Примечание : в выводе не нужно высказывать новые мысли, нужно подытожить все, что было высказано до него.
Шаблон №1 для написания сочинения-рассуждения 13.2
1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста (ФИО автора) , подтверждающие эти мысли.
2.Во-первых (так), в предложении…автор говорит: ……. Это значит, что…
3.Во-вторых, в предложении… автор замечает (утверждает): ……. Это свидетельствует о том, что…
4.В заключение хочется сказать, что…
Шаблон №2 для написания сочинения-рассуждения 13.2
1.Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).
2.Так , в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).
3. Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент). Это значит, что…
4.Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).
Шаблон №3 для написания сочинения-рассуждения 13.2
1. В предложенном для анализа тексте (ФИО автора) есть следующие слова: …( объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Докажу справедливость своих слов конкретными примерами .
2. Обратимся к предложению [...] (вкратце о первом аргументе). Мы осознаём/видим/можем понять/понимаем: …
3. Также в этом отрывке рассказывается о том, как… (вкратце о втором аргументе). Автор показывает/стремится показать …