kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Подготовка учащихся выпускных классов к написанию сочинения-рассуждения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая  разработка   «Подготовка учащихся выпускных классов к написанию сочинения-рассуждения»  актуальна,  так  как   рассматривает    примеры    доступных  для  понимания  подростками   положений   политического  документа    и  использования  их при  обучении  написанию  сочинения-рассуждения  на   лингвистическую    и  нравственно-этическую   темы.

         Целью  данной  работы   является   создание   ряда  примерных  образцов  сочинений   для   обучения  учащихся   алгоритму  написания   сочинения-рассуждения  и   выработки   навыков  подборки  аргументов   как  на  лингвистическую,  так  и  нравственно-этическую  тему.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Подготовка учащихся выпускных классов к написанию сочинения-рассуждения " »



Министерство образования Российской Федерации

Комитет по вопросам образования администрации г. Березники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 28

___________А.Н. Алексеев

«____»___________ 2013г.







Методическая разработка

Подготовка учащихся выпускных классов

к написанию сочинения-рассуждения



Автор: Сырохватова Ф.Н.учитель русского языка и литературы





г. Березники





Содержание

Пояснительная записка 3

1. Работа с учащимися над сочинением-рассуждением 5

1.1. Структура и содержание ГИА по русскому языку 5

1.3. Использование Послания Президента РФ Федеральному собранию для написания сочинения-рассуждения в качестве идейного источника, определяющего ценностные ориентиры развития

общества 6

1.4. Примерные образцы сочинений и рекомендации по работе с ними при подготовке учащихся к ГИА в контексте идей Послания Президента Федеральному собранию 8

2. Ожидаемый результат и практическая значимость разработки 12

2.1. Ожидаемый результат 12

2.2. Практическая значимость разработки 12

Список использованной литературы 13

Интернет - ресурсы 13

Приложения 14






























Пояснительная записка

Методическая разработка «Подготовка учащихся выпускных классов к написанию сочинения-рассуждения» актуальна, так как рассматривает примеры доступных для понимания подростками положений политического документа и использования их при обучении написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую и нравственно-этическую темы.

Целью данной работы является создание ряда примерных образцов сочинений для обучения учащихся алгоритму написания сочинения-рассуждения и выработки навыков подборки аргументов как на лингвистическую, так и нравственно-этическую тему.

Задачи данной методической разработки:

1. Использовать положения Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию от 12 .12.2012 года при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения.

2. Подготовить образцы сочинений для обсуждения и подборки аргументов при написании учащимися собственных работ.

3. Вызвать у учащихся интерес к ежегодному Посланию президента РФ как к руководству действиями не только Федерального Собрания, но и всей нации, каждого человека в отдельности.

Использование положений Послания Президента в данной методической разработке объясняется тем, что в них изложена позиция и планы руководства страны на ближайшую и среднесрочную перспективу, то есть именно на период взросления и обучения учащихся, которым в 2013 году предстоит держать экзамен ГИА и продолжить образование, выбирать профессию, строить планы на будущее. Ибо движение вперёд каждого человека находится в прямой зависимости от движения вперёд государства.

«Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию», - сказал Президент РФ В.В.Путин во вступительной части Послания. Это важнейшее положение национальной идеи должно пронизывать все сферы деятельности, в том числе обучения и воспитания россиян.

Обеспокоенность Президента РФ В.В.Путина будущим нации не может не вызвать у учащихся понимания своей ответственности за будущее страны. Им, безусловно, близки и понятны слова: «Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации… Идёт становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства».

«…интересы нации требуют от нас решительный действий», - призвал Президент. Он с горечью признал, что в начале XXI века «мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всё и так развалится само по себе».

Ставя задачи необходимости преодоления безответственного отношения в вопросах здорового образа жизни, в занятиях физической культурой и спортом, в улучшении демографической ситуации и в необходимости для России достижения нормы семьи с тремя детьми, В.В.Путин констатировал, что в настоящее время на улицах городов и посёлков мы нередко сталкиваемся с проявлениями оскорбительного поведения. «И всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы,… создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности да и целостности России».

















1. Работа с учащимися над сочинением-рассуждением


1.1. Структура и содержание ГИА по русскому языку

Первая часть экзамена по русскому языку – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.

Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.


1.2. Методы и приемы подготовки к ГИА

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость.

Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.


Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но не указывать их в тексте.

В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.


1.3. Использование Послания президента РФ Федеральному собранию для написания сочинения-рассуждения как идейный источник, определяющий ценностные ориентиры развития общества

Многие положения Послания президента РФ Федеральному Собранию обращены к сердцам каждого человека, а не только к депутатам Федерального Собрания. Эти идеи должны быть донесены учителями и до учащихся. Необходимо добиться того, чтобы они вызывали у них сочувствие и желание изменить ситуацию, внести свой вклад в общенародное дело. Прежде всего необходимо обратить внимание учеников на высказывание Президента о «духовных скрепах»: « Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

Мысль о передаче народом нравственности из поколения в поколение - одна из самых важных для понимания национальной идеи. Это ориентир и для учителя, и для ученика. «Закон может защитить нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность…. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Президент РФ В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию указал на необходимость «вернуть школе безусловную ценность», «не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий», так как «у этих предметов особая роль: они формируют личность».

Делая вывод о необходимости Правительству подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, Президент РФ сделал вывод, что « качественное обучение без воспитания невозможно».

«Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Россия принадлежала и принадлежит к тем странам, которые не только формируют свою собственную культурную повестку, но и оказывают влияние на всю мировую цивилизацию», - так резюмировал Президент РФ вопрос о роли культуры и воспитания нравственности в преодолении дефицита духовных скреп в обществе.

Все эти важные в деле воспитания и образования молодого поколения вопросы могут быть донесены до сознания учащихся через уроки русского языка, литературы и, в частности, в процессе интенсивной подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку.

Тексты для подготовки ответов в виде тестов и для написания альтернативных вариантов сочинения в части С2 , помещённые в различных пособиях, предназначенных для учителей и учащихся, сами по себе несут важную воспитательную функцию, являясь образцами русской словесности.

Задача учителя – помочь учащимся выстроить модель сочинения-рассуждения по этим текстам и показать необходимость оптимистичного и высоконравственного решения тех проблем, которые лежат в их основе. Учитель должен ненавязчиво и гармонично донести положения Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию до сознания учащихся 9 класса через эти учебные модели школьных сочинений.

1.4. Примерные образцы сочинений и рекомендации по работе с ними при подготовке учащихся к ГИА в контексте идей Послания Президента Федеральному собранию РФ


Сочинение-рассуждение по тексту Ч. Айтматова

«Смысл финала текста: «Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне», - очень важен и актуален. Для пятилетнего мальчика война на экране фильма – это просто развлечение. Как для нас современные боевики, в которых проливаются моря крови и погибают какие-то чужие люди. Мать Авалбёка, потерявшая на войне мужа, «вздрагивала» от выстрелов на экране, а «ему было даже весело».(4,5)

Но когда мать сказала, что один из солдат на экране – это его отец, ребёнок испытал сыновнюю любовь к герою фильма и стал гордиться им, даже пытался помочь «отцу». (16, 18, 22) Война перестала быть развлечением и превратилась в страшную трагедию, когда коснулась души Авалбёка. (19)

В результате всех пережитых ребёнком во время фильма волнений и страданий погибший на войне отец начал жить в душе сына. И это необычайно важно. Ведь теперь Авалбёк будет сверять свою жизнь с образом отца-героя и сделает всё для того, чтобы никогда больше не было войны.

Хочется сказать, что и для меня после знакомства с текстом Ч.Айтматова многое изменилось. Война – это не игрушки и стрелялки, а страшная явь, которая может грозить и мои родителям, и мне. Нельзя допустить, чтобы она произошла».

В приведённом в качестве примера сочинении нет прямого цитирования Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию. Но чрезвычайно важно опосредованно проводить в жизнь и прививать учащимся 9 класса мысль о необходимости возрождения национального сознания и бережного отношения к отечественной истории, в частности, к памяти о подвиге героев и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В Послании об этом сказано более широко: «Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».

Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина

«Врач – не только профессия, но и образ жизни» - это главная мысль текста А.Алексина. Я понимаю её так. Давший клятву Гиппократа и умеющий отличить больного человека от здорового не может пройти мимо нуждающегося в помощи. Такова совесть представителя самой гуманной профессии.(6)

Героиня текста А.Алексина не только сама помогает людям, но и приучает своего сына бескорыстно делать добро. (19, 20, 21) Так их квартира превращается в «бюро добрых услуг». Даже недобрые и недоверчивые люди становятся лучше рядом с ними.

А.Алексин поставил в тексте очень важную и актуальную проблему. Оказание помощи людям – это должно быть образом жизни и потребностью не только врачей, но и вообще каждого из нас. Если мы хотим, чтобы в нужную минуту помогли нам и нашим близким, то и сами должны всегда помогать другим людям».

В данном сочинении нет цитаты из Послания, где В.В.Путин говорит не только о значимости частных интересов граждан страны, но и о той обязательной взаимопомощи, которая всегда была характерной чертой жизни российского народа. Но при разборе данной темы важно акцентировать внимание на положении Послания как важной части национальной идеи: «Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности». Не исключено, что некоторые учащиеся сами сошлются в сочинении на внимание В.В.Путина к проблеме необходимости всем людям помогать друг другу.

Сочинение-рассуждение по тексту Ю.Нагибина

Как я понимаю смысл финала текста: «И Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одежде, сын погибшего за родину солдата, чудесный и загадочный гражданин будущего»? Мне кажется, Ю.Нагибин пригласил читателя поразмышлять над проблемой ценности человеческой личности.

Ученик Савушкин провинился, потому что опоздал на уроки. Но Анна Васильевна открыла в нём для себя удивительного человека. Учительницу поразил богатый и чудный мир зимнего леса, который стал частью духовного мира её маленького ученика. Савушкину близок и величественный дуб. и зимующее около него «зверьё». Это мы видим в предложениях 13. 18. 19. 20, 21.

Старшее поколение испокон веков передаёт через своих детей нравственные принципы добра. Так и Савушкин, сын погибшего за родину солдата, растёт заботливым и внимательным. Он совестлив и не смог соврать строгой учительнице, что больше не будет опаздывать.(27) Он издали охраняет Анну Васильевну, когда она возвращается из леса.(31)

Итак. Савушкин – действительно достойный гражданин будущего. Такому хозяину страны можно доверить будущее нашего народа. Именно о необходимости таких нравственных «сцепов» в обществе сказал президент нашей страны В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.

Сочинение-рассуждение по тексту В.Сухомлинского

Как я понимаю смысл предложения «Мальчики, конечно, сделали так, как велела совесть, а совесть – это чувство ответственности, помноженное на осознание правоты»? Не случайно В.Сухомлинский назвал Колю, Витю, Сергея и Ваню «юными защитниками природы». (1) Школьники понимают, что природа нуждается в защите, потому что появилось немало людей, разоряющих и «умерщвляющих» её с целью развлечения или обогащения. Ребята возмущены тем, что один из местных начальников говорит красивые слова о патриотизме и гражданском долге, а сам ворует лес. (14, 15)

Я считаю, что мальчишки поступили правильно, когда спрятали пилы и топоры браконьеров и сообщили об их преступлении директору школы.(21 – 23)Совесть не позволила ребятам пройти мимо преступления. Конечно, это важный поступок в жизни . Школьники проявили себя ответственными и честными людьми.

Вывод простой: если мы хотим жить в справедливом обществе среди честных людей, надо самим быть справедливыми, честными и обязательно любить и беречь природу. Правильно сказал президент В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию:«Закон может защитить нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность».



Сочинение-рассуждение по тексту Л.Е.Улицкой

«Слова финала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь», - заставляют задуматься об очень важном. Война – это самое страшное и недопустимое, что может быть в жизни. Она отнимает у людей не только родных, близких, детство, юность, но даже и самоё жизнь.

Герой текста Л.Е.Улицкой рассказывает о своей жизни в послевоенной деревне, где из тридцати ушедших на фронт мужиков вернулись только двое. (29) Голодные ребятишки ухаживали за домашними животными и выполняли всю мужскую работу. Конечно, им было не до учёбы в школе. (18)

Итак, проблема войны, отнимающей детство, важна не только для нас, но и для последующих поколений. Мы должны ценить свою возможность учиться и видеть каждый день своих родителей живыми и здоровыми. Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию сказал: «Сейчас наша задача – создать богатую и благополучную Россию». И я разделяю его точку зрения. Если наша Родина будет богата и благополучна, мы сумеем не допустить развязывания новой мировой войны».

Работа с посланием Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию на уроках подготовки учащихся 9 класса к ГИА – это способ ненавязчиво и в то же время настойчиво прививать выпускникам мысли о возрастающей роли их личной ответственности за всё, что происходит в стране, за будущее своё, своей семьи, своей страны. Простой и убедительный язык Послания адресует его не только Федеральному Собранию, но каждому человеку. И важно на этих патриотических уроках прививать молодёжи уважительное отношение к руководству государства, к Президенту РФ и его высказываниям как выражению национальной идеи нашей страны.









2. Ожидаемый результат и практическая значимость разработки

2.1. Ожидаемый результат

2.1.1. Цитирование Послания Президента не вызовет у учащихся отторжения, неприятия и циничного отношения к власти вообще.

2.1.2. Образцы сочинений помогут учащимся выстраивать собственное рассуждение и связывать его с актуальными проблемами времени.

2.1.3. Беседы и тексты сочинений помогут формированию у выпускников чувства ответственности за свои поступки.

2.1.4. В совокупности со всей воспитательной работой семьи и школы нам удастся выпустить достойных патриотов России.


2.2. Практическая значимость разработки

Помимо подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку методическую разработку можно применить:

1.В работе учителя при подготовке к урокам и консультациям по алгоритму и подборке аргументов для разработки сочинения-рассуждения.

2.В самостоятельной работе учащихся, пропустивших по уважительной причине уроки и консультации, уместно использовать примерные образцы сочинений.

3.В работе учителей, которые впервые сталкиваются с необходимостью подготовить учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку.

4.В работе цикловой комиссии учителей русского языка и литературы для критического обсуждения образцов сочинений с целью выявления возможных неточностей, ошибок или иных точек зрения.

5.Для пополнения методического отдела кабинета русского языка и литературы.

6. В соответствии с требованиями метапредметного обучения можно использовать в работе с учащимися на уроках обществознания и истории.








Список использованной литературы

1.Послание Президента РФ В.В Путина Федеральному Собранию 12.12 2012.

2. ГИА 2013. ФИПИ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под ред. И.П.Цыбулько. 28 вариантов. М.: Национальное образование, 2012.

3. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский лицей, 1996.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: «Интеллект-Центр», 2012.

5. Сенина Н.А. и другие. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2013. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону, 2012.


Интернет - ресурсы

1. Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Пишем сочинение по прочитанному тексту (задание С2.2). - URL: http://kniga96.ru/books/5

2. ГИА по русскому языку: как писать сочинение (задание С2.2)ГИА. - URL: http://domodedsch6.edusite.ru/p43aa1.html

3.Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе. - URL: http://www.menobr.ru/materials/370/5819/#q2



















Приложения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сырохватова Фаина Николаевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173087


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства