kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Просмотр содержимого документа
«Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА№146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДНР 83499, город Моспино г. Донецка,

Пролетарский район, ул. Раздольная, дом 73,

_____________________________________________________________________________






Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка



Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Селиванова Т. А.



20 _____ г.



Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности в том, что все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщенной к творческой деятельности, в то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности. В течение долгого времени она стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы. Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся. Тема эта большая и интересная, школе нужны такие методы и приемы обучения, которые позволяли бы учить детей мыслить. Система знаний по русскому языку нужна ученику не только сама по себе, а больше для решения разнообразных теоретических и практических задач. Поэтому ученые стали искать ответ на вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности, общих подходов к решению любой задачи в любой новой ситуации.

В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учеными различных направлений.

Метод самостоятельной работы заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимно- и самообучения учащихся. поднять в ведение.

Активация учения школьников должна рассматриваться не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

1. Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

2. Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

3. Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения – есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

  • наличие цели самостоятельной работы;

  • наличие конкретного задания;

  • четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

  • определение формы проверки результата самостоятельной работы;

  • обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:

  • содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;

  • содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;

  • в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя при подготовке к самостоятельной работе– не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика при выполнении самостоятельной работы– учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке проходит через уровни познавательной активности. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. На уроках русского языка также используется активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера.

При работе над самостоятельными зданиями у учащихся развивается интерес к родному языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.

Активизация деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.

Подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели.

На первом этапе самостоятельной работе предполагается- самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.

Предлагаются нетрадиционные домашние задания:

  • самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;

  • уточнение определений школьного учебника;

  • исследование лингвистического текста учебника;

  • придумывание лингвистических задач;

  • многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе самостоятельного саморазвития школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:

а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.

б) разработка новых вариантов правил;

подготовка карточек для самодиктантов;

редактирование текста;

исправление допущенных ошибок;

анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети?»;

подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.

На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.

На третьем этапе самостоятельного обучения создаются условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

  • написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

  • написание сочинений-миниатюр по пословицам:

а) языковой анализ пословиц;

б) описание события, обозначенного пословицей;

монологи от имени вещей, которые окружают нас;

задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Автор: Селиванова Татьяна Александровна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Активизация познавательной деятельности учащихся                 коррекционной школы на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(111) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-korriektsionnoi-shkoly-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "135406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416918693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Использование коммуникативно-речевых игр на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-kommunikativno-riechievykh-ighr-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "228807"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441486181"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "«Использование ИКТ как основной компонент активизации      познавательной деятельности учащихся начальных классов». "
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-ikt-kak-osnovnoi-komponient-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "178195"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424788516"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства