kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. Ш.А. Амонашвили. Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено, ещё Д. Б.Эльконин говорил что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д. Ушинский подчёркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим. Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов. Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д. Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. Работая с младшими школьниками, я поняла, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии, уроки-путешествия. С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике “Прощай, первый класс!” “Прощай, букварь!”, игры-соревновании “Осенняя куча-мала”, и др. Урок необходимо строить так, чтобы каждый ученик был занят и выполнял свою работу с удовольствием. Например: на уроке чтения это чтение «цепочкой», выборочное чтение, чтение по ролям, чтение по абзацам, комбинированное чтение, нахождение ответов на вопросы по тексту, и много других видов работ. Задача учителя здесь: правильно дифференцированно распределить задания. На уроках русского языка и литературы использовать: словарные диктанты, аналогии, ребусы, анаграммы кроссворды, написание работ творческого характера (мини-сочинений, сочинений, изложений), сочинение сказок, составление кроссвордов, эссе по опорным словам. На уроках математики: тестирование, решение занимательных задач, решение задач на логическое мышление, арифметические графические диктанты, моделирование, математические викторины, игры, решение нестандартных задач, олимпиады. По познанию мира можно использовать загадки, зарисовки, кроссворды, схемы – сигналы, кластеры, составленные как учениками, так и учителем, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и речи: Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением. Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течении всего школьного возраста. Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки - интересными. Таким образом, практика работы показывает, что использование занимательного материала должно быть неотъемлемой частью каждого урока. Так как он эффективно формирует познавательный интерес, умение и навыки школьников. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы: 1. Занимательный материал развивает интерес учащихся к урокам, умение анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Развивает память, речь, мышление, внимание и другие познавательные процессы. 3. Повышает мотивацию при изучении программного материала, осознанность, умение слушать товарища, логично излагать свои мысли. 4. Целесообразность включения занимательного материала для активизации деятельности учащихся на уроках. Уже давно установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется. Используя на уроках дидактические игры, мы повышаем уровень качества знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся»

«Игра как средство активизация

познавательной деятельности учащихся»

Учитель начальных классов

Мукашева Бигуль Сабитовна


Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай такие условия,

чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили.


Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено, ещё Д. Б.Эльконин говорил что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д. Ушинский подчёркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.

Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста.

Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Работая с младшими школьниками, я поняла, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии, уроки-путешествия. С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике “Прощай, первый класс!” “Прощай, букварь!”, игры-соревновании “Осенняя куча-мала”, и др.

Урок необходимо строить так, чтобы каждый ученик был занят и выполнял свою работу с удовольствием. Например: на уроке чтения это чтение «цепочкой», выборочное чтение, чтение по ролям, чтение по абзацам, комбинированное чтение, нахождение ответов на вопросы по тексту, и много других видов работ. Задача учителя здесь: правильно дифференцированно распределить задания. На уроках русского языка и литературы использовать: словарные диктанты, аналогии, ребусы, анаграммы кроссворды, написание работ творческого характера (мини-сочинений, сочинений, изложений), сочинение сказок, составление кроссвордов, эссе по опорным словам. На уроках математики: тестирование, решение занимательных задач, решение задач на логическое мышление, арифметические графические диктанты, моделирование, математические викторины, игры, решение нестандартных задач, олимпиады.

По познанию мира можно использовать загадки, зарисовки, кроссворды, схемы – сигналы, кластеры, составленные как учениками, так и учителем, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и речи:

Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной.

Младший школьный возраст – это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течении всего школьного возраста.

Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки - интересными.

Таким образом, практика работы показывает, что использование занимательного материала должно быть неотъемлемой частью каждого урока. Так как он эффективно формирует познавательный интерес, умение и навыки школьников. Исходя из результатов, можно сделать следующие выводы:

1. Занимательный материал развивает интерес учащихся к урокам, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Развивает память, речь, мышление, внимание и другие познавательные процессы.

3. Повышает мотивацию при изучении программного материала, осознанность, умение слушать товарища, логично излагать свои мысли.

4. Целесообразность включения занимательного материала для активизации деятельности учащихся на уроках.

Уже давно установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется. Используя на уроках дидактические игры, мы повышаем уровень качества знаний и умений.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся

Автор: Мукашева Бигуль Сабитовна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Мастер-класс"Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(104) "mastier-klass-didaktichieskiie-ighry-kak-sriedstvo-aktivizatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "243396"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445710429"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(136) "didaktichieskaia-igra-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "143219"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418479032"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рефлексивный отчет коучинг занятия   «Использование элементов критического мышления, как средства развития познавательной  деятельности учащихся» "
    ["seo_title"] => string(168) "rieflieksivnyi-otchiet-kouchingh-zaniatiia-ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstva-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "174339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424108580"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства