Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приемов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Урок ... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?
Важным условием активизации мыслительной деятельности школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующийвысокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Беря во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями игры (Слайд )
Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе я использую игры или их элементы на уроках русского языка, которые способствуют активизации мыслительной деятельности.
Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в учебной деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока. (сайд)
Для сегодняшних учеников тексты о зиме, грозе, об осени, увы, неинтересны, а тексты с забавными историями направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения , а самое главное, привитие любви к русскому языку.
Так при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе вместо упр. 100 предлагаю ребятам игру «Редактор». (слайд). Учащиеся должны заменить подчеркнутые наречия фразеологизмами. Получается вот такой текст (слайд).
Если при объявлении названии игры у учителя загадочная интонация или он повышает или понижает голос, то у учащихся создается игровое настроение, а при игре ,как вы знаете, им предоставляется большая самостоятельность.
При изучении тем « Буквы Ё, О, Е после шипящих» предлагаю игру «Кто напрасно бежит за слоном» (слайд)
Учащиеся выбирают одного из бегущих за слоном. Необходимо проанализировать слова из списка и выяснить, кто из «бегущих» не знает правила.
Или Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".(слайд)
Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы :строить, строиться.
Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.
Прошу попробуйте записать этих многочисленных родственников.
23 марта проходил в нашей школе семинар, на нем я уже говорила об удачных применениях игровых приемов. При написании объяснительного диктанта по теме « Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» предлагаю составить уникальный рецепт. При воссоздании текста рецепта отрабатывается навык осознанного написания слов с н и нн. (слайд) Раздаю 12 инд. карточек со словосочетаниями, они пронумерованы, ученик диктует словосочетание, объясняет написание н и нн, все записывают в рецепт.
Использование этих приемов позволяет определить, насколько прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогают выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность школьников.
Однако практика работы в школе показывает, что растёт безграмотность среди учащихся, многие выпускники слабо владеют навыками как устного, так и письменного высказывания. В процессе обучения ярко проявляется беспомощность школьников в познавательной деятельности, эпизодичность и стихийность в развитии самообразовательных умений. Задача учителя–словесника – управлять качеством образования учащихся, создавать условия для перехода обучения в самообразование, способствовать выявлению движущих сил учебной активности.
Активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся – один из способов управления качеством образования при условии активно организованного учебного процесса.
Остановлюсь на такой форме словарно-терминологической работы, как «Моментальная фотография»,(Слайд) С её помощью проверяется уровень владения предметными терминами, понятиями, специальной лексикой. Под диктовку учителя дети записывают 10 -15 предметных терминов в три колонки с названиями: «Значение слова знаю точно, могу правильно объяснить, свободно пользуюсь в речи», «Испытываю затруднения в понимании значения слова, понимаю неточно, приблизительно, сомневаюсь», «Пока не знаю». Например: «сказуемое, морфема, гипербола, синекдоха, гипербола, орфограмма, перифраз, абзац, тире, эпитет, метафора». Затем учитель выделяет из общего количества слов три, которым ученики дают толкование, и ещё три, с которыми дети составляют предложение, вводят их в контекст. Для работы подбираются главные, ведущие, «сквозные» термины. Этот вид работы даёт ясную картину того, насколько учащиеся владеют толкованием, орфографическими навыками написания терминов, употреблением их в речи. Насколько владеют родовыми и видовыми понятиями. Диагностическая работа по выявлению правильности усвоения терминов проводится после изучения крупной темы. После проведения «Моментальной фотографии» ведётся коррекционная работа и работа по самообразованию. При этом есть необходимость в активном текущем и тематическом контроле: предметный терминологический диктант, комбинированная словарно-терминологическая работа.
Такая система словарной работы готовит школьника к выполнению заданий единого государственного экзамена: А1 (орфоэпические нормы), А2 (лексические нормы употребления слов), А3 (морфологические нормы, образование форм слов), А4, А5 (синтаксические нормы), А8 (грамматическая основа), А9 (синтаксический анализ),
А10 (части речи), А11, А30 (лексическое значение слова), А12 – А18 (правописание слов), а также В1 (способы словообразования), В2 (морфологический анализ), В8 (речь, языковые средства выразительности). Таким образом, только одна форма работы на уроке – словарно-терминологическая - готовит выпускника к выполнению 22 заданий – это более 30% всех заданий ЕГЭ.
Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка »
Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приемов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Урок ... Он первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. В школе, на уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?
Важным условием активизации мыслительной деятельности школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующийвысокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Беря во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями игры (Слайд )
Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе я использую игры или их элементы на уроках русского языка, которые способствуют активизации мыслительной деятельности.
Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в учебной деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока. (сайд)
Для сегодняшних учеников тексты о зиме, грозе, об осени, увы, неинтересны, а тексты с забавными историями направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения , а самое главное, привитие любви к русскому языку.
Так при изучении темы «Фразеологизмы» в 6 классе вместо упр. 100 предлагаю ребятам игру «Редактор». (слайд). Учащиеся должны заменить подчеркнутые наречия фразеологизмами. Получается вот такой текст (слайд).
Если при объявлении названии игры у учителя загадочная интонация или он повышает или понижает голос, то у учащихся создается игровое настроение, а при игре ,как вы знаете, им предоставляется большая самостоятельность.
При изучении тем « Буквы Ё, О, Е после шипящих» предлагаю игру «Кто напрасно бежит за слоном» (слайд)
Учащиеся выбирают одного из бегущих за слоном. Необходимо проанализировать слова из списка и выяснить, кто из «бегущих» не знает правила.
Или Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".(слайд)
Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы :строить, строиться.
Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.
Прошупопробуйте записать этих многочисленных родственников.
23 марта проходил в нашей школе семинар, на нем я уже говорила об удачных применениях игровых приемов. При написании объяснительного диктанта по теме « Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» предлагаю составить уникальный рецепт. При воссоздании текста рецепта отрабатывается навык осознанного написания слов с н и нн. (слайд) Раздаю 12 инд. карточек со словосочетаниями, они пронумерованы, ученик диктует словосочетание, объясняет написание н и нн, все записывают в рецепт.
Использование этих приемов позволяет определить, насколько прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приемы помогают выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность школьников.
Однако практика работы в школе показывает, что растёт безграмотность среди учащихся, многие выпускники слабо владеют навыками как устного, так и письменного высказывания. В процессе обучения ярко проявляется беспомощность школьников в познавательной деятельности, эпизодичность и стихийность в развитии самообразовательных умений. Задача учителя–словесника – управлять качеством образования учащихся, создавать условия для перехода обучения в самообразование, способствовать выявлению движущих сил учебной активности.
Активизация речевой и мыслительной деятельности учащихся – один из способов управления качеством образования при условии активно организованного учебного процесса.
Остановлюсь на такой форме словарно-терминологической работы, как «Моментальная фотография»,(Слайд) С её помощью проверяется уровень владения предметными терминами, понятиями, специальной лексикой. Под диктовку учителя дети записывают 10 -15 предметных терминов в три колонки с названиями: «Значение слова знаю точно, могу правильно объяснить, свободно пользуюсь в речи», «Испытываю затруднения в понимании значения слова, понимаю неточно, приблизительно, сомневаюсь», «Пока не знаю». Например: «сказуемое, морфема, гипербола, синекдоха, гипербола, орфограмма, перифраз, абзац, тире, эпитет, метафора». Затем учитель выделяет из общего количества слов три, которым ученики дают толкование, и ещё три, с которыми дети составляют предложение, вводят их в контекст. Для работы подбираются главные, ведущие, «сквозные» термины. Этот вид работы даёт ясную картину того, насколько учащиеся владеют толкованием, орфографическими навыками написания терминов, употреблением их в речи. Насколько владеют родовыми и видовыми понятиями. Диагностическая работа по выявлению правильности усвоения терминов проводится после изучения крупной темы. После проведения «Моментальной фотографии» ведётся коррекционная работа и работа по самообразованию. При этом есть необходимость в активном текущем и тематическом контроле: предметный терминологический диктант, комбинированная словарно-терминологическая работа.
Такая система словарной работы готовит школьника к выполнению заданий единого государственного экзамена: А1 (орфоэпические нормы), А2 (лексические нормы употребления слов), А3 (морфологические нормы, образование форм слов), А4, А5 (синтаксические нормы), А8 (грамматическая основа), А9 (синтаксический анализ),
А10 (части речи), А11, А30 (лексическое значение слова), А12 – А18 (правописание слов), а также В1 (способы словообразования), В2 (морфологический анализ), В8 (речь, языковые средства выразительности). Таким образом, только одна форма работы на уроке – словарно-терминологическая - готовит выпускника к выполнению 22 заданий – это более 30% всех заданий ЕГЭ.
Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.