«Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
«Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
«Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее активно развивающихся в современной науке.
Место современного человека в жизни связано, несомненно, с качеством его образования. Оно является тем стержнем, тем инструментом, который позволит молодому человеку определиться в жизни, найти достойное приложение своим знаниям, умениям. Но сегодняшний день требует их активного применения, такого, чтобы можно было не только решать задачки из учебника, сидя за партой, но и находить верный выход из какой-либо ситуации, жизненной или учебной. Не случайно в Новых Федеральных Стандартах образования одной из составляющих прописана задача формирования универсальных учебных действий. Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках русского языка и литературы в 6, 7, 9, позже в 10 и 11 классах.
Основными целями технологии РКМЧП являются:
1.Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
2. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
3.Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма; формирования навыков написания текстов различных жанров;
4.Повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности.
Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. На этом же этапе урока для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку.
«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками:
Знаю
Хочу знать
Узнал(а)
В колонку « знаю»внести сведения, известные по этой теме (результаты обсуждения в парах )
«Хочу знать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
«Узнал (а)»-при работе с текстом (текст промаркировать «+»-знал (а), «?»-хочу знать, «=»-узнал (а) ) найти ответы на поставленные вопросы.
«Тонкие и толстые вопросы»
может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?
Толстые?
Кто.? Что.?
Когда.? Может.?
Будет.? Могли.?
Как звать.?
Было ли.?
Согласны ли вы.?
Верно ли.?
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему.?
Почему вы думаете.?
Почему вы считаете.?
В чем различие.?
Предположите: что будет, если.?
Что, если.?
В ходе работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. «Толстые и тонкие вопросы» является самым любимым и часто используемым приёмом, что позволяет приобщить детей к осознанному чтению. Они читают более вдумчиво, хорошо ориентируются в прочитанном тексте, уясняют, что любой ответ, предположение надо подкреплять доказательствами.
Приём «Кластер»
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Благодаря чему урок превращается в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступили. На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение.
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
1. Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
2. Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Данный приём хорошо использовать на уроках русского языка при изучении таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д. Детям даётся правило, в котором нужно найти ошибки. Использование приёма помогает детям лучше запомнить правила, учит их доказывать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.
Составление синквейна организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Еще одно достоинство этого приёма состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.
Прием чтения с остановками . Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Беда» М. М.Зощенко, «Размазня» А. П.Чехова, «Легенда о Данко» М. Горького, «Кусака» Л. Н.Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т. д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Однако затруднения в практике учителя литературы представляет изучение произведений большего объема, чем рассказы. При изучении таких произведений использую этот метод на этапе знакомства с произведением при чтении в классе.Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.
Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» »
«Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
«Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка и литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее активно развивающихся в современной науке. Место современного человека в жизни связано, несомненно, с качеством его образования. Оно является тем стержнем, тем инструментом, который позволит молодому человеку определиться в жизни, найти достойное приложение своим знаниям, умениям. Но сегодняшний день требует их активного применения, такого, чтобы можно было не только решать задачки из учебника, сидя за партой, но и находить верный выход из какой-либо ситуации, жизненной или учебной. Не случайно в Новых Федеральных Стандартах образования одной из составляющих прописана задача формирования универсальных учебных действий.Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках русского языка и литературы в 6, 7, 9 , позже в 10 и 11 классах.
Основными целями технологии РКМЧП являются:
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; повышения культуры письма; формирования навыков написания текстов различных жанров;
Повышения информационной грамотности: развитие способности самостоятельной аналитической и оценочной работы с информацией любой сложности.
Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков: на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. На этом же этапе урока для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы , как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку.
«Знаю. Хочу узнать. Узнал». Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками:
Знаю
Хочу знать
Узнал(а)
В колонку « знаю»внести сведения, известные по этой теме (результаты обсуждения в парах )
«Хочу знать» предлагается внести спорные вопросы и идеи.
«Узнал (а)»-при работе с текстом (текст промаркировать «+»-знал (а), «?»-хочу знать, «=»-узнал (а) ) найти ответы на поставленные вопросы.
«Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?
Толстые?
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...?
Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?
В ходе работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. «Толстые и тонкие вопросы» является самым любимым и часто используемым приёмом, что позволяет приобщить детей к осознанному чтению. Они читают более вдумчиво, хорошо ориентируются в прочитанном тексте, уясняют, что любой ответ, предположение надо подкреплять доказательствами.
Приём «Кластер» Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Благодаря чему урок превращается в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступили. На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение.
Прием «Лови ошибку» Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
Скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Данный приём хорошо использовать на уроках русского языка при изучении таких тем, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д. Детям даётся правило, в котором нужно найти ошибки. Использование приёма помогает детям лучше запомнить правила, учит их доказывать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.
Составление синквейна организуетобмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.Еще одно достоинство этого приёма состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.
Прием чтения с остановками . Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Беда» М. М.Зощенко, «Размазня» А. П.Чехова, «Легенда о Данко» М. Горького, «Кусака» Л. Н.Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т. д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Однако затруднения в практике учителя литературы представляет изучение произведений большего объема, чем рассказы. При изучении таких произведений использую этот метод на этапе знакомства с произведением при чтении в классе.
Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.
Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.
Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Cписок литературы. 1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. 2005г. 2. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г. 3. Г. К. Селевко. Технологии развивающего образования. М. 2005г. 4. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. 2005г. 5. Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М.2003г. 6. Т.О. Скиргайло. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.М.2004г. 7. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.
8. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке,М. «Просвещение».2011 г.