ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ.
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ.
Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Не только давать знания, расширяющие кругозор, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?
Может и должен.
Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений совершенствования учебной работы в школе. В данной статье представлен материал из опыта работы учителя, в котором описаны приемы активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы, дается ряд советов, как повысить практическую направленность уроков. Учитель дает советы, как научить учащихся владеть родным языком на комуникатиыном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ. »
«Познание начинается с удивления» Аристотель
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовил: учитель русского языка и
литературы МОУООШ с. Ягановка
(филиал)
Пегова Татьяна Геннадьевна.
ПЛАН
1.Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка:
- рациональное начало урока,
- эпиграф,
- текст,
- игры,
- нестандартные уроки,
- таблицы,
- алгоритмы,
- ассоциативные рисунки,
- лингвистические тренажёры,
- перфокарты,
- кроссворды.
2. Повышение практической направленности уроков.
3. приемы активизации на уроках литературы:
- разнообразие жанров уроков,
- интрига,
- лингвоанализ,
- лабораторная работа,
- словарная работа,
- выразительное чтение,
-внеклассная и краеведческая работа.
4. Виды обратной связи на уроках русского языка и литературы:
- викторина,
- интервью,
-составление словаря темы,
- сочинение,
-рукописные журналы,
-творческая командировка,
- «По следам ошибок»,
- рисунки,
-инсценировки.
5. Успех урока –в сотворчестве учителя и учащихся.
Судьба распорядилась так, что после окончания ПГПИ им. В.Г.Белинского я была направлена в сельскую школу. Здесь, в малокомплектной школе с. Ягановка, я работаю уже двадцать восемь лет учителем русского языка и литературы.
Ошибается тот, кто считает, что в сельской школе легко работать. Это тяжёлый труд и учителя, и учащихся.. Нужно много души, ума, таланта работающему здесь педагогу. У меня учатся дети (2-6 человек) из семей колхозников, в их семьях книга зачастую не представляет ценности, и речь ребят намного беднее и выразительнее. Вот и встаёт перед учителем задача: как в условиях малокомплектной школы привить детям любовь к слову, как научить точно и образно выражать свои мысли.
Чем больше работаешь в школе, тем ответственнее относишься к такой малости, как 45 минут, «выжимая « из них всё, что возможно, почти священнодействуя и боясь неудачи.
Каждый вечер наедине с программой, учебниками и самой собой. Убеждена: успех или провал каждого следующего урока программируется на предыдущем. Поэтому очень важно планировать не один урок, а систему уроков по каждой теме, что позволит учащимся за 1-2 недели предлагать перспективные задания. Продумывается доля самостоятельной деятельности учащихся и коллективных форм работы, что создает оптимальные условия для формирования знаний для отработки умений и навыков.
Часто повторяют: личность ученика не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Но огнь легче всего занимается от огня. Увлеченность учи теля предметом, любовь к литературе, глубокая эрудиция и методическое совершенство – вот что обеспечивает успех преподавания. Может ли современный урок русског языка быть радостным и интересным? Не только давать знания, расширяющие кругозор, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения?
Может и должен.
Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений совершенствования учебной работы в школе. Арсенал приемов достаточно обширен. Назову некоторые из них:
1.Рациональное начало урока.
Начинаю урок с чтения стихов, нацеливающих на работу. Беру их из детских книг, журналов:
а)А ну-ка, дети, встаньте в ряд
Я – командир, вы –мой отряд!
б) Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
в)Вот книжки на столе, а вот –тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный:
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Заинтересовать учащихся можно формулировкой цели урока, интересно построенной беседой.
В начале урока предлагаю учащимся загадку, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи». Пишу на доске известное предложение Л.Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка
Тишина (от непонимания) в классе. Учитель удивлен: «Здесь же все ясно!» Вновь возвращаюсь к этой фразе в конце урока, предлагая детям найти в ней самостоятельные части речи
Или тема: «Состав слова» . предлагаю ответить на «простой» вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?» (Да –водопровод, трубопровод)
3. Эпиграф
Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать , как он может быть связан с новой темой. Тема: «Право-писание –ться и –тся в глаголах». Записываю известную фразу Митрофанушки:
Все эти приемы проводятся в начале урока («Разминка» 2-3 мин.) и создают необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учащихся.
4. Использование текста.
Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку записывается учениками. Зачастую весь урок по той или другой теме организую и провожу на примерах, взятых из одного произведения. Это придает целостность уроку. Например, тема: «Придаточные изъяснительные» изучалась на дидактическом материале, полностью взятом из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», а сопоставление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений при повторении их в 9 классе основывается на тексте романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Такой работой я раскрываю практическую сферу применения данных грамматических форм.ребята по-новому , в иных связях осознают художественное произведение, видят в ткани его изучаемое грамматическое явление и еще раз убеждаются в необходимости знать, чувствовать его, уметь им пользоваться.
Тема: «Обособленные определения» (8 класс) построена на лирике Н.Некрасова. Используются «Родина», «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос». Тема «Обособленные приложения» дается на материале поэмы М.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Тема «Сочинительные союзы при однородных членах» полностью раскрывается на материале поэмы М.Лермонтова « Мцыри».
При подготовке домашнего задания требую от учащихся подбора и записи в тетрадь примеров из изучаемого по программе художественного произведения. Во время опроса ученики приводят подобранные дома или заученные на память примеры, еще раз упражняются в их выразительном чтении.
Всё это служит воспитанию интереса к предмету, любви к слову, формированию хорошего вкуса, речевого чутья, способствует прочному усвоению материала.
Дидактический материал берется не только из учебника, но и подбирается мною с учетом того, что будет необходимо для последующих уроков развития речи, что теснее связывает урок с жизнью, - это и краеведческий материал, и тексты о современных событиях.
В зависимости от цели и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом. Текст показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Если поговорить с о взволновавших их проблемах, поднятых в тексте,то и словарнве диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, нужное, интересное.
5. Игры
Повышать интерес к изучению предмета, вырабатывать навыки использования знаний на практике, активизировать различные виды общения, развивать речь ребят помогают на уроках русского языка игры А учебно- ролевые, лингвистические, игры –соревнования). Игра дает учителю возможность избежать дублирование заданий, по –новому преподнести уже знакомый материал, воспитывать чувство ответственности за личный вклад в общее дело. Использую в своей педагогической практике игры, отвечающие следующим требованиям:
Соответствуют принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.
Для обогащения словаря школьников часто использую игры –соревнования: «Кто дольше продержит мелок?», «Мотогонки», «Семафор». Таких игр много. Они подробно описаны в методической литературе.
Есть игры, специально направленные на отработку умения пользоваться разнообразными интонациями родного языка. Например, такие задания:
Прочитай
а) с восхищением: Ну и стихи!
б) с порицанием:
2. Прочитай
а) с восторгом: Что это такое!
б) с разочарованием:
3.Прочитай
а)с восторгом: Что за сочинение!
б)с пренебрежением:
На уроках русского языка применяются, как правило, дидактические игры.
Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры –упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их кругозор. При изучении темы «Лексика» можно использовать такие дидактические игры: «Переводчик», «Следствие ведут знатоки» и многие другие. Эти игры помогают осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в различных условиях.
Ролевая игра способствует развитию познавательного интереса, помогает создать творческую атмосферу. Главное условие ролевой игры можно выразить в двух словах: «здесь и сейчас». Если идет ролевая игра и ученик играет какую- либо роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а героем произведения , научным исследователем, литературным критиком, писателем. «Здесь и сейчас» ученик должен играть свою роль. Ролевая игра позволяет снять различные барьеры, возникающие на обычном уроке и препятствующие свободному, раскрепощенному обсуждению. Она порождает стремление высказать свое мнение, доказывать свою правоту, отстаивать свою точку зрения.(Пример:6 класс. Тема: «Лексика. Синонимы. Антонимы». Урок повторения)
После объявления темы показываю картину К.Васильева «Плач Ярославны». Кратко рассказываю о творчестве художника, о наиболее известных работах, объясняю смысл названия картины, упоминаю «Слово о полку Игореве».
-Представим что мы в картинной галерее. Перед нами много картин, но внимание привлекла только эта. Вам она нравится? Даже если картина не нравится, то всё равно внимание привлекает: она необычна. В чём её необычность? Обратите внимание на цвета. Какой цвет здесь преобла-дает? (Синий, а картина красочна). Как же этого достиг художник? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поиграем. Пусть каждый из вас представит, что он экскурсовод в картинной галерее. Перед вами группа туристов, которые впервые видят эту картину. Ваша задача: описать эту картину так, чтобы она понравилась зрителям. Вам нужно указать на такие особенности картины, которые зрители могут не заметить и , следовательно, не оценить картину по достоинству. Как художник переда Начинаем конкурс на лучшего экскурсовода.
(Учитель может дать план рассказа. Ученики по очереди выступают в роли экскурсовода).затем подводим итоги.
- Кто был лучшим? Почему он интереснее всех рассказал о картине?
(Назвал больше оттенков цвета, лучше описал настроение Ярославны).
6. Нестандартные уроки
Возможность вызвать интерес ученика на всех этапах работы представляют уроки разных типов, нестандартные уроки:
- урок- лингвистическое путешествие по теме «Глагол». 6 класс.
- урок –игра «Лексика». 6 класс
- Урок – театрализованное представление на тему: «Диалектная лексика».
Уроки разных типов помогают избежать схематизма, однообразия, создают творческую атмосферу, обеспечивают интенсивную работу учащихся, совсем снимают вопрос о дисциплине, на деле осуществляется педагогика сотруд-ничества, демократизации и гуманизации процесса обучения.
7.Таблицы. Алгоритмы.
Развитие логического мышления и речевых умений учащихся – предмет постоянного внимания. В своей работе это направление я обеспечиваю и использованием грамматического разбора с обоснованием, и составлением схем, таблиц, алгоритмов.
Объяснение нового урока всегда сопровождается краткими записями – «опорным конспектом», часто в форме схем, таблиц. , Записи при объяснении нового материала дисциплинируют мысль , помогают лучше запомнить теорию, быстро и точно схватить суть, служат подспорьем во время закрепления материала. Многие таблицы запоминаются на протяжении нескольких уроков, а некоторые–на протяжении нескольких лет в разных классах.(«Тире между подлежащим и сказуе по основным мым», «Части речи»).
С 5 класса ученики ведут отдельные тетради, в которые записывают алго-ритмы и таблицы по основным правилам орфографии и пунктуации. Это помогает учащимся при ответах на уроке, систематизирует материал к экзамену. Ученикам с логическим типом мышления краткое, четкое описание порядка применения правила в виде алгоритма, схемы дает возможность работать наиболее эффективно.
8. Ассоциативные рисунки.
Для детей с наглядно – образным восприятием мира эти модели сложны или совсем неприемлемы. Дети, воспринимающие мир в образах, часто рисуют на уроках. Это использую в своей работе.
Человек, вручающий эстафетную палочку морфемам кое-, -то, -либо, -нибудь, наглядно демонстрирует основное правило написания неопределенных местоимений и наречий.
Пунктограмма «Конструкции с союзом и»
Сложные предложения.
Раскрашивание позволяет сделать рисунок своим, внести личное в отстраненный учебный материал.
Интересно выглядит изображение антонимов и синонимов в цветовой гамме. Антонимы воспринимаются через сочетание контрастных цветов, а синонимы - близких. Дети рисуют цветные полосы и вписывают в них слова, а можно и наоборот: записать слова в ряд. А затем раскрасить.
Ребенок в рисунке наблюдает за словом, активно его воспринимает. Перед ним и образ слова, и само слово.
Как проиллюстрировать орфографические правила, грамматические понятия? (Показываю рисунки: «Не с причастием», «Правописание нн в суффиксах –онн-, -енн-«). Исключения вводим в забавный текст.
Например: Обжора надел шорты и куртку с капюшоном и с тихим шорохом залез в кусты крыжовника, которые ему казались настоящей чащобой. Крыжовник он заел шоколадом, от такого обжорства у него лопнул шов на шортах, началась изжога, он пришел в шок и побежал на шоссе просить шофера отвезти его в парк, где он работал жонглером , жокеем и трещал на трещотке.
Описанный прием помогает разнообразить уроки русского языка, дает детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно. А если ребенок почувствует , что у него получается, то, мне кажется, появляется естественное желание расширить и углубить свои знания.
9 Лингвистические тренажёры.
Лингвистические тренажеры позволяют:-
- представить в наглядной форме основные языковые единицы(фонемы, морфемы);
- проводить аналитическую и синтетическую работу с языковым материалом;
- вырабатывать прочные навыки различных видов языкового разбора;
-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- облегчить труд учителя по проверке письменной работы;
-делать более привлекательным учебный процесс, повышать интерес к предмету.
Лексический тренажёр. Пособие активизирует работу над словом, делает ее более систематичной и полноценной. Дети приучаются читать словарную статью, извлекать нужную информацию, составляют с рассматриваемым словом словосочетание или предложение, обнаруживая понимание значения слова, а также умение выявить его , соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости.
Фонетический тренажер. Отработка навыков звуко-буквенного анализа слова. Ученик записывает слово (школа), разбивает его на слоги, ставит ударение. Затем в левой части пишет по вертикали буквенный состав слова и указывает алфавитное название каждой буквы. Далее в правой части а квадратных скобках пишет звуковой состав слова и характеризует каждый звук: гласный (ударный, безударный), согласный (твердый, мягкий, звонкий, глухой). После этого ученик произносит каждый звуки отмечает , какой буквой этот звук обозначен. Теперь устанавливает количественные соотношения букв и звуков в анализируемом слове.
10. «Орфографическое лото»
При повторении ранее пройденных орфограмм использую «орфографи-ческое лото». Каждому учащемуся дается карта лото, где в клетках написано по 10-12 слов на разные правила. Ведущий называет слова с определенными орфограммами и предлагает играющим быстро найти нужные примеры на их картах. В найденных словах объясняются орфограммы, и клетки карт закрываются фишками . для того, чтобы победить, нужно быть очень внимательным, иметь хорошую орфографическую зоркость и уметь быстро применять на практике изученные правила. Все это способствует формированию у учащихся прочных правописных навыков.
11. Использование проблемных вопросов, лингвистически х задач.
При изучении нового материала не спешу перейти к чтению параграфа учебника, а стараюсь дать проблемные задания, направить детей на путь творческих поисков.
Проблемные вопросы:
1.»В чем сходство и различие в определении суффикса и приставки?»
2. «Для какой цели в ресчи используются местоимения?»
Проблемные задания:
«Попытайтесь поставить во множественном числе слова золото, серебро, медь»
«Попробуйте просклонять слова депо, пальто, кенгуру»
Лингвистические задачи.
Задача 1. Укажите в таблице части речи и их формы, имеющие отмеченные в первой графе окончания и суффиксы.
Окончание или суффикс части речи, их формы
Е окончание поле
Суффикс шире
Я окончание(без варианта) вода
Окончание (с вариантом0 сахара(У)
Задача 2.отгадать задуманную категорию по ее признакам, выделить задуманный языковой факт в ряду других, в целом тексте.
(На доске слова: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица. Участник диалога задумал наречие. Второй должен угадать , используя не более трех вопросов:
-Служебная или знаменательная часть речи? (Знаменательная)
- Имя или глагол? (Ни то, ни другое)
-Местоимение? (нет)
Ответ: наречие
12. Орфографические «бои»
Суть их в следующем. На таблице, изображающей поле боя, пишутся слова, которые вызывают у школьников трудности в произношении.выходя к доске, учащиеся поочередно молча показывают указкой друг другу слова, которые нужно произнести вслух. Если отвечающий ошибается, то допущенную ошибку исправляют всем классом. С произнесенными вслух словами составляются словосочетания и предложения.
13. Приемы работы с сильными и слабыми учащимися.
14. Дифференцированные домашние задания.
Подобный подход к организации самостоятельной работы учащихся способствует постепенному выравниванию знаний учеников.
15. Использование при объяснении материала грамматических сказок.
16. Перфокарты.
17.Кроссворды.
О ПОВЫШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ.
Строя любой урок, знакомя учащихся с новой темой, всегда создаю такую ситуацию, которая помогла бы увидеть, насколько важно и необходимо знание нового материала для решения практических задач, для овладения нормами литературного языка.очень важно иметь в виду, что учебные и жизненные задачи должны идти не параллельно, а рука об руку. Соединение этих задач видится в коммуникативной направленности преподавания. Сама жизнь ставит перед учителем определенную цель: научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне, то есть уметь общаться на языке с разными людьми в различных ситуациях и не стыдиться своей речи.
Парная и групповая работа. Анализ: отбор лексики, других языковых средств, связанных с адресатом и адресантом.
Тема урока: «Порядок слов в предложении»
Представьте , что вы встретились с инопланетянином. Он попросил вас объяснить ему, что такое каникулы. Постарайтесь это сделать полно, доходчиво, одним предложением.
С чего начинается объяснение? (С обращения)
Какое предложение по строению у вас получится?
Стиль: научный? разговорный? художественный?
Тема «Диалог»
Работаем в парах. Представьте, что вы оказались в незнакомом городе в различных ситуациях. Вам нужно узнать, как проехать в гостиницу, какие спортивные соревнования или концерты ожидаются в городе в ближайшее время. Составьте и запишите диалог в соответствии с задачей, обозначенной в ситуации. Используйте все формы вежливости.
Такие задания будут способствовать тому, что на уроке «зазвучит жизнь», устами ребенка будет говорить не теория той или иной дисциплины, а осознанная необходимость применения тех или иных знаний в жизни.
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НАУРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
Важным приемом активизации урока литературы является разнообразие жанров уроков:
- Гостиная сказочных героев (урок о жизни и творчестве Х.Андерсена).5 класс.
- Урок-суд «Так что за человек этот Печорин?»
- Урок –ролевая игра «Сердце человеческое и собачье в повести М.Булгакова «Собачье сердце».
- Урок –встреча «Нам бы про душу не забыть» (Рассказы В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)
Нестандартные уроки необходимы для воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается российское общество.
Очень важно заинтересовать ребят с первых минут урока, начать с интриги. Стихи, письмо, высказывания, монолог героя- все может стать интересной интригой. Например, урок по творчеству Фонвизина начинаю с монолога Простаковой. В класс входит …помещица. Это не может не удивлять, заставляет прочесть пьесу с особым интересом. Нравится использовать в качестве интриги интервью, взятое у родителей по поводу их отношения ,например , к рассказу И.Бунина «Цифры». Ребята сами составляют вопросы и записывают ответы мам и пап.
«Интрига- первое умственное действие, к которому приглашает учитель, заложивший в проект урока целую систему обучения анализу и синтезу, наблюдению и творчеству в работе над художественным произведением. Придумывая урок, учитель следит за сменой умственных действий и их сочетаемостью» (Г.П.Лазаренко).
Какие же умственные действия можно использовать на уроке литературы?
Лингвоанализ – «лингвистический микроскоп», направленный на единицу художественного текста. Монолог Чацкого «Ну, что ваш батюшка?» разворачивает перед нами целый свиток этих выразительных лиц. « Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?». Эта строка вместила в себя портрет этого человека. Грибоедов прав:никаких других слов о нем не нужно. Софье достаточно намека, и ей понятно, что Чацкий имеет в виду. А нам? Этот глагол –отпрыгал- позволяет увидеть бодрящегося немолодого барина, который «свой век отпрыгивал на балах и вообще жил легкомысленно»
Лабораторная работа –погружение в стиль писателя, в его поэтическую мастерскую.
Урок –мастерская по незавершенной «Сказке о медведихе».
Игра «Узнай чужое слово» позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. Лабораторная работа позволяет учащимся увидеть , что гоголь наполняет поэму бытовыми деталями 9»жареная курица, которая тоже лежит в ларчике, завернутая в синюю бумагу72), так как пишет о небокоптителях, существование которых исчерпывается мелочами, вещами.
Исследование слова в его художественной специфике не исключает серьезной словарной работы над незнакомыми , новыми словами, их значением, происхождением. При изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» составляем словарь (кошевой, есаул, жупан, курень, латник, хорунжий, уния, шляхта, рада, магнат) .литературоведческие термины тоже являются предметом заботы. «Акмеизм», «символизм», «футуризм» - не просто красивые слова, но пласты культурного процесса. Словарная работа –залог понимания текста.
Выразительное чтение.
Слово о товариществе произносится Тарасом Бульбой между двумя битвами, описанными в 7 и 9 главах. В обеих битвах боевое товарищество казаков –основа силы казацкого войска. Поэтому прочитать и разобрать слово Тараса следует до урока, посвященного теме «Запорожцы в бою». После чтения фрагмента задаются вопросы:
- Зачем Тарас произнес слово?
-Что мы узнаем о Тарасе , прочитав его слово?
-На сколько крупных частей оно делится и каков смысл каждой из них?
(Тарас хотел выразить свои сокровенные мысли и чувства). Читая, ставим задачу- раскрыть высокий патриотизм героя, его глубокое чувство товарищества. Подтекст при чтении слова: какой замечательный закон был у казаков, как верил Тарас в товарищество.
Особая тема разговора- чтение наизусть стихов, отрывков, монологов. Как сделать так, чтобы слушать было интересно и интересно рассказывать? Конкурс! Выбираем жюри, назначаем приз. И нет скуки, однообразия, монотонности.
Отношу к особым умственным действиям на уроке и запланированный момент диспута, и «свободный микрофон», и рецензирование, и постановку проблемы (Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?)
Продолжением уроков является внеклассная работа. Нами проводятся литературные вечера о Цветаевой, Есенине, Высоцком, Лермонтове и др.; «проще простого» (литературная дуэль по комедии Грибоедова «Горе от ума»); мифологический КВН; состязание по былинам; праздник «Даль и фольклор»
Внеурочное время учащихся , как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.
Краеведческая работа
Собран материал о писателях, родившихся на ягановской земле: С.Г.Утехине и П,Н.Арапове.
Папка «Песня- Душа народа» (о русских народных песнях, которые поют в селах: Ягановка, Кармалейка, Козлейка).
ПРИЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Викторина в начале урока, проверяющая домашнее чтение: «Кто? Где? Когда? Зачем?». Учащиеся пишут одним словом или словосочетанием. Например, кто, где, когда и зачем впервые произносят мысль о сумасшествии Чацкого?
Интервью после уроков. «Тебе было интересно на уроке, ведь тема была «немужская»?»
Продолжи чтение отрывка из произведения.
Эта работа проверяет внимательность чтения, умение прогнозировать особо важные моменты.
Составь словарь темы дома, пользуясь различными словарями.
Конспект урока в тетради свидетельствуют о полноценности работы ученика, об умении графически, сохраняя запись, сделанную на доске, отделяя виды работ, указывая авторов высказывания, вести опорный конспект.
Сочинения- главная форма обратной связи. И тут задача перед учителем- дать интересные, неизбитые темы, побуждающие к творчеству, глубокому осмыслению.
«Рассказ Марьи Ивановны Мироновой своим внукам о замужестве», «Какой я представляю школу через 20 лет», «Моё любимое место на земле».
Рукописный литературный журнал, издаваемый учениками,- прекрасный пример обратной связи. Это их духовная жизнь, поиски ответов на самые разные вопросы.
Журналы дают понять детям, что сочинение пишутся не для учителя, а имеет общественный резонанс- публикацию.
Ролевые игры- новая форма проведения уроков.
-Ты режиссер. Какую из басен Крылова ты включил бы в репертуар театра, почему?
Творческая командировка. Её цель- собрать материал об ученых- лингвистах. Накопленный материал оформляется в виде стенгазет, лингвистических бюллетеней.
Задание: узнать биографию слов, возникших недавно в языке.
Уплотненный опрос (по карточкам у доски и на месте).
Письменные работы «По следам ошибок»
Выполнение индивидуальных заданий по вариантам, по рядам.
Все приемы обратной связи ученик- учитель- ученик не назовешь. В среднем звене приемы активизации и обратной связи более разнообразны.
Подобрать эпиграфы к данной теме или всему творчеству.
Инсценировка (из рассказа В. Шукшина «Сельские жители», «Маска» А. Чехова) ведут нас в настоящий театр с костюмами.
Конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру призваны активизировать творчество всех: учителя и ребят.
Таким образом, чтоб сделать урок литературы и русского языка разнообразным, содержательным, интересным, нужен талант учителя, творчество, вера в то, что делаешь, окупится, вернется, поможет обрести то, что Пушкин просто и гениально определил как «самостоятельность человека». И далее- «залог величия его».