kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает  понять, что сложноподчинённое предложение не является просто суммой простых предложений, входящих в его состав: в сложном возникают те значения, тот смысл, который невозможно выразить только простыми предложениями. Ребята убеждаются, что сложные, глубокие мысли невозможно выразить, не используя сложноподчинённые предложения; создаётся мотивация: человеку мыслящему нужно учиться употреблять сложные конструкции, надо обогащать, разнообразить синтаксический строй своей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях »

«Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях» Учитель: Румянцева А.А.

«Знаки

препинания в

сложноподчинённых

предложениях»

Учитель: Румянцева А.А.

Придаточное присоединяется с помощью подчинительных союзов и союзных слов: что, который, чтобы, потому… К главному может относиться несколько придаточных. Состоит из главного и придаточного. Сложноподчинённые предложения Придаточное отделяется от главного знаками препинания (запятыми) Придаточное после главного  [ ], ( ). Придаточное перед главным:  ( ), [ ]. Придаточное  в середине  [ , ( ), ] .

Придаточное присоединяется

с помощью подчинительных

союзов и союзных слов:

что, который, чтобы, потому…

К главному может

относиться несколько

придаточных.

Состоит из главного

и придаточного.

Сложноподчинённые

предложения

Придаточное отделяется от главного

знаками препинания (запятыми)

Придаточное

после главного

[ ], ( ).

Придаточное

перед главным:

( ), [ ].

Придаточное

в середине

[ , ( ), ] .

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза ( потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз : перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона , так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;  Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи  и т. п.

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза ( потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз : перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона , так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;

Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.

Я увидел деревенский дом _ напротив _ которого_ находилась рубленая банька.  В подобного рода предложениях есть соблазн поставить запятую непосредственно перед союзным словом ( которого ) либо после него. Делать этого не подумав не следует. Союзное слово может находиться не на границе частей, а внутри придаточного предложения (в нашем примере граница частей проходит после слова дом. Там и нужно ставить запятую). Я увидел деревенский дом, напротив которого находилась рубленая банька.

Я увидел деревенский дом _ напротив _ которого_ находилась рубленая банька.

В подобного рода предложениях есть соблазн поставить запятую непосредственно перед союзным словом ( которого ) либо после него. Делать этого не подумав не следует. Союзное слово может находиться не на границе частей, а внутри придаточного предложения (в нашем примере граница частей проходит после слова дом. Там и нужно ставить запятую).

Я увидел деревенский дом, напротив которого находилась рубленая банька.

Он вынужден был скрыться_ потому_ что в городе начались аресты.  Когда части сложноподчиненного предложения связаны составным союзом оттого что, потому что, из-за того что, вследствие того что, до того как, после того как, в то время как и др., запятая между частями ставится один раз. При этом она может стоять как перед составным союзом, так и разрывать его (в зависимости от смысла и интонации).  Он вынужден был скрыться , потому что в городе начались аресты. Он вынужден был скрыться потому, что в городе начались аресты.

Он вынужден был скрыться_ потому_ что в городе начались аресты.

Когда части сложноподчиненного предложения связаны составным союзом оттого что, потому что, из-за того что, вследствие того что, до того как, после того как, в то время как и др., запятая между частями ставится один раз. При этом она может стоять как перед составным союзом, так и разрывать его (в зависимости от смысла и интонации).

Он вынужден был скрыться , потому что в городе начались аресты.

Он вынужден был скрыться потому, что в городе начались аресты.

После того_ как дачники уехали_ в доме стало пусто и неуютно.  Если придаточное предложение стоит перед главным, то возможно двоякое пунктуационное оформление.  После того как дачники уехали, в доме стало пусто и неуютно. (Составной союз не разрывается запятой).  После того, как дачники уехали, в доме стало пусто и неуютно. (Указательное слово после того является частью главного предложения, а придаточная часть присоединяется к главной простым союзом как).  Запомните также союзы, которые не следует разрывать запятой: тогда как, словно как, в то время как, между тем как, даже если, лишь когда.

После того_ как дачники уехали_ в доме стало пусто и неуютно.

Если придаточное предложение стоит перед главным, то возможно двоякое пунктуационное оформление.

После того как дачники уехали, в доме стало пусто и неуютно.

(Составной союз не разрывается запятой).

После того, как дачники уехали, в доме стало пусто и неуютно.

(Указательное слово после того является частью главного предложения, а придаточная часть присоединяется к главной простым союзом как).

Запомните также союзы, которые не следует разрывать запятой: тогда как, словно как, в то время как, между тем как, даже если, лишь когда.

Использованная литература:  http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=83  http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=26

Использованная

литература:

http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=83

http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=26


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

Автор: Румянцева Алла Алексеевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока "Виды сложноподчинённых предложений. Повторение изученного при подготовке к ЕГЭ" "
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnopodchinionnykh-priedlozhienii-povtorieniie-izuchiennogho-pri-podghotovkie-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "241425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445249652"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Контрольная работа по теме "Строение сложноподчинённых предложений. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП""
    ["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_po_teme_stroenie_slozhnopodchinionnykh_predlozhenii_sredstva_"
    ["file_id"] => string(6) "655164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1724240641"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Мастер-класс по русскому языку на тему " Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnopodchinionnykh-priedlozhieniiakh-s-razlichnymi-vidami-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "127254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415286030"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока на тему: Сложноподчинённые  предложения с придаточными цели. "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "174940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424191905"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Тренировочная работа "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении"(9 класс) "
    ["seo_title"] => string(88) "trienirovochnaia-rabota-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchinionnom-priedlozhienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418673533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства