kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольная работа по теме "Строение сложноподчинённых предложений. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Строение сложноподчинённых предложений. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП" содержит 4 варианта. К тестовой части есть ответы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Строение сложноподчинённых предложений. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП"»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ, ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП». 9 КЛАСС

I ВАРИАНТ

1. Укажите верное утверждение.

А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Б) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Березки словно девочки босые стоят в снегу.

Б) Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б) В ком добра нет, в том правды мало.

В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

5. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Это и была школа, куда меня направили.

Б) Я знал, куда меня направили.

В) Я приехал туда, куда меня направили.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным условия.

А) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.

Б) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.

В) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.

7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.

Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.

В) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

8. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.

Б) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

9. В каких предложениях придаточное занимает интерпозицию? (Знаки препинания не расставлены.)

А) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

Б) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

В) Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручьях которые бегут под буреломом.

10. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

А.[ х ], ( ),( ). Б. [ х], ( ), ( ). В. [ ], [ х ], ( ), ( ).

11. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

12. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное. Б) Параллельное (неоднородное). В) Последовательное.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю старика (3) то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне.
А) 1,2,3,4, Б) 1,3,4, В) 1,2,3.

16. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите. Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

17. Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите средства связи. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Если кукушка закуковала то пора сеять лен. 2) Когда я проходил мимо него он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. 3) Побежали к лодке что лежала метрах в ста отсюда и далеко от воды. 4) На другое утро хотя было дождливо и холодно я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде контуры острова становились четче. 6) Однажды я встал раньше всех потому что накануне приметил на дереве несколько плодов инжира которые должны были поспеть за ночь.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ, ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП». 9 КЛАСС

II ВАРИАНТ

1. Укажите неверное утверждение.

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных слов.

В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) За окном ничего нет кроме фонарей.

Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.

В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирался выйти на улицу.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

Б) Мы любим дом, где любят нас.

В) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А) придаточное времени, Б) определительное, В) условное.

6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

А) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.

Б) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.

В) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

А) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

Б) Они медленно пошил вниз, где их уже ждали

В) Их нет, так что пока можно отдохнуть.

8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.

В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.

9. В предложении: Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения.

10. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ х ], ( ) ?

А) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б) Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

В) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

11. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

12. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от времени заставляло его содрогаться.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.

В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

14. Найдите СПП с пунктуационной ошибкой.

А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) никак нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) 1,2,4,5, Б) 1,4,5, В) 1,5.

16. Замените сложноподчиненное предложение с придаточным причины сложноподчиненным предложением с придаточными следствия. Перестроенное предложение запишите. Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.

17. Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите средства связи. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Его взгляд был направлен туда где должна была находиться дичь. 2) Я воспользовалась случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошла поближе. 3) С привычками которые вошли в плоть и кровь так просто не расстанешься. 4) Стояли они недалеко от скверика где были скамейки. 5) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта. 6) Теперь когда луну закрыл каменный гребень приходилось ощупью находить ветки чтобы схватиться за них.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ, ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП». 9 КЛАСС

III ВАРИАНТ

1. Укажите неверное утверждение.

А) Части СПП связаны сочинительной связью.

Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, может разрывать главное.

В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.

В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и мальчики долго не могли успокоиться.

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:

А) Я рассказал, где прошло мое детство.

Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.

В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.

5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А) сравнительное, Б) условное, В) придаточное места.

6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.

Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.

В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.

7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:

А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?

Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?

В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.

8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.

9. В предложении: Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения.

10. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?


А. ( ) , ( ), [ х ]. Б. ( ), ( ), [ х ]. В. [х ,( ), ].

11. Определите тип подчинения придаточных предложений

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А) Однородное. Б) Неоднородное (параллельное). В) Последовательное.

12. Укажите СПП с параллельным подчинением.

А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба прислали вестового, сообщившего, что связь налажена.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

14. Найдите СПП с пунктуационной ошибкой.

А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.

Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3) но (4) если он нам нравится (5) мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.

А) 1,3,5,6, Б) 1,3,4,5,6, В) 1,2,3,4,5.

16. Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП). Перестроенное предложение запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.

17. Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите средства связи. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Солнце вот-вот должно было нырнуть за верхушки елей так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда наступает то таинственное время когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. 3) Через пару минут мы услышали как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли лучше сказать все прямо. 5)  Жизнь стала б скучной, серой, вялой когда бы в ней наук не стало. 6) Всего же более он был благодарен за то что они больше не расспрашивали его куда он подевал меч.

Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ СПП. СРЕДСТВА СВЯЗИ, ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП». 9 КЛАСС

IV ВАРИАНТ

1. Укажите неверное утверждение.

А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения.

Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.

В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. Найдите лишнее предложение (знаки препинания не расставлены).

А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.

В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.

3. Найдите сложноподчиненное предложение:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

4. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.

5. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

Б) Куда река пошла, там и русло будет.

В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.

Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.

В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

А) придаточное причины, Б) придаточное условия, В) придаточное места.

9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отношению к главному (знаки препинания не расставлены):

А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.

Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

10. Какая схема соответствует предложению

Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.


А. ( ) , ( ), [ х ]. Б. ( ), [ х х ], ( ). В. [ ,( ), х ].

11. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.

А) Однородное. Б) Неоднородное (параллельное). В) Последовательное.

12. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.

Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.

В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Гимназия, где я учился, располагалась напротив Евразийского национального университета.

Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости, и пошел искать машину.

В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

14. Найдите СПП с пунктуационной ошибкой.

А) Я подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно будет освобождаться от его опеки, так досаждавшей мне.

Б) Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.

В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у  Сабурова от них вдруг защемило сердце.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

А) 1,2,3,4,6, Б) 1,2,3,6, В) 2,3,4,6.

16. Замените простое предложение с причастным оборотом на сложноподчиненное предложение. Перестроенное предложение запишите.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

17. Задание 1: спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, выделите средства связи. Постройте схемы предложений. Определите тип придаточного предложения.

1) Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили. 2) Странно что он не волновался и не радовался. 3) Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4) А этот лес выглядел так словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья.5) Они могли ехать рядом лишь по краю болота где тайга рассыпается. 6) После того как путешественники вышли к озеру повалил снег который очень быстро превратился в жестокую пургу. Задание 2: в 6 предложении предыдущего задания определите тип подчинения придаточных предложений.


ОТВЕТЫ:

  • Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вариант 1

А

А

Б

А

В

А

Б

А

Б

Б

А

Б

В

В

Б

Вариант 2

В

Б

А

В

Б

В

А

В

Б

А

Б

В

Б

В

А

Вариант 3

А

Б

А

Б

Б

А

В

Б

Б

Б

А

В

А

Б

Б

Вариант 4

В

В

А

А

А

Б

Б

А

Б

Б

А

Б

Б

А

Б











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Колошко Светлана Сергеевна

Дата: 21.08.2024

Номер свидетельства: 655164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства