Лексика и фразеология
Данные задания предназначены для совершенствования умения различать синонимы.
В качестве дидактического материала даны слова и фразеологизмы, обозначающие главным образом абстрактные понятия, работа с которыми представляет для учащихся определенную трудность.
В каждой из приведенных групп слов выделите «третье лишнее».
С каким явлением лексики связано объединение слов в каждой группе.
1) Подтверждение, доказательство, исключение.
2) Лицемерие, легкомысленность, неискренность.
3) Беззаботный, беспечный, безразличный.
4) Стреляный воробей; тертый калач; калачом не заманить.
5) В поте лица; на одно лицо; не покладая рук.
Ответы
Лишними являются:
1) Исключение,
2) Легкомысленность
3) Безразличный
4) Калачом не заманить
5) На одно лицо
Остальные пары слов и фразеологизмов в этой группе являются синонимами.
Являются ли синонимами следующие слова?
1) Классная- классовая- классическая.
2) Искусный- искусственный.
3) Невежливый- невежественный.
4) Мемуарный- мемориальный.
5) Скрытный- скрытый.
6) Обоснуйте свой ответ, включив эти слова в словосочетания.
Образец: Классная доска- классовая борьба- классическая музыка.
Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы можете прочитать фразеологизмы.
Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в написании этих фразеологизмов?
Спишите. Объясните значение фразеологизмов.
1) Ни … какие ворота не лезь.
2) Ни … коем случае.
3) Ни … что на свете.
4) Ни … что не ставить.
5) Ни … какие блага в мире.
6) Ни … что не похоже.
7) Ни … каким видом
Ответы.
Вы должны вставить следующие предлоги:
1) в, 2) в, 3) за, 4) во, 5) за, 6) на, 7) под.
Чтобы не ошибиться в написании этих фразеологических оборотов, нужно повторить орфограмму
«Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях».
Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придется прибегнуть?
Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного.
1) Расправить крылья.
2) Проба пера.
3) Перейти Рубикон.
4) К шапочному разбору.
5) Списать в тираж.
6) Всеми фибрами души.
7) Делать погоду.
8) Ждать у моря погоды.
9) Пожинать лавры.
10) Вкушать плоды.
Составить два предложения, включив в них фразеологизмы.
Ответы.
Фразеологические обороты книжного стиля:
1) Расправить крылья- начинать проявлять в полной мере свои способности;
2) Проба пера- первый литературный опыт.
3) Перейти Рубикон- сделать решительный шаг, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. (Для более глубокого понимания значения фразеологизма учитель может предложить учащимся вспомнить сведения по истории Древнего Рима или напомнить, что происхождением своим фразеологизм обязан названию реки Рубикон, которую в 49 году до н.э. перешел, вопреки римского сената , Юлий Цезарь. Это событие послужило началом гражданской войны и привело к установлению в Риме империи.)
9) Пожинать лавры- пользоваться плодами успеха.
10) Вкушать плоды- пользоваться результатами совершенного, достигнутого, сделанного.
Фразеологические обороты разговорного стиля:
1) К шапочному разбору- к самому концу чего- либо (приходить, являться и т.п.)
2) Списать в тираж- отстранить, считая непригодным к какой-либо деятельности.
3) Всеми фибрами души- очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать и т.п.).
4) Делать погоду- определять ход, течение чего-либо; оказывать или иметь решающее влияние на что-либо.
5) Ждать у моря погоды- рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.