Разработала урок
Балухтина Светлана Владимировна
учитель математики
Тема «Умножение и деление натуральных чисел, оканчивающихся нулями»
Класс: 5
Тип урока: Интегрированный урок математики и экологии (на повторение)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа; групповая работа; индивидуальная работа за компьютером или телефоне.
Мультимедийные компоненты: презентация урока, которая обеспечивает наглядность учебного материала, его интерактивность и визуализацию.
Цель: уметь применять математические знания в практической деятельности (на примере экологической проблемы планеты: уничтожение деревьев).
Формируемые компетенции:
Учебно-познавательная. Аспекты:
1. Переработка и использование информации из текста задачи, из жизненной ситуации, интернет-источников.
2. Применение знаний в нестандартной ситуации (умения учащихся составлять математическую модель задачи, выполнять действия деления и умножения над натуральными числами, оканчивающихся нулями, осуществлять перевод крупных единиц массы в более мелкие).
3. Исследовательская деятельность.
Информационная. Аспекты:
1. Анализ и отбор необходимой информации из текста задачи, из жизненной ситуации, интернет-источников.
2. Обработка информации.
Коммуникативная. Аспекты:
1. Владение устной и письменной речью.
2. Продуктивная коммуникация – работа в группе.
3. Представление результатов своей деятельности.
Ход урока.
Этап урока
1. Организационный момент
П: Здравствуйте! Тема нашего урока «Умножение и деление натуральных чисел, оканчивающихся нулями». Девиз урока - высказывание «Земля - наш общий дом». Какая связь между темой и предложенным девизом?
(слайд 1) (обсуждение и выход на цели урока)
У: Показать применение математических знаний в сохранении окружающей среды.Закрепить умения умножать и делить натуральные числа, оканчивающиеся нулями и проконтролировать эти умения.
2. Актуализация материала.
П: Устно решите примеры, и вы узнаете название науки, занимающейся вопросами охраны окружающей среды.
(Слайд 2)( решают примеры с объяснением, после каждого полученного ответа «клик» и буква слова появляется) Составляют слово «экология»
П: Это наука – экология. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году.
(Слайд 3)
3. Решение задач.
П: Один из вопросов экологии – охрана окружающей среды. Что же людям надо охранять?
У: (варианты ответов)
П: Мы познакомимся с вами с тем, как математические знания могут помочь в сохранении деревьев.Работать будете в группах. Вспомним правила работы над задачей.
У: 1. Прочитать и понять задачу. 2. Составить математическую модель (краткую запись). 3. Решить задачу. 4. Записать ответ.
П: Решаем задачу 1. (чтение по слайду 4)
П: Выполните первые два пункта работы над задачей. На работу в группе 2 мин.
(одна из групп представляет составленную модель)
П: Есть ли вопросы по модели задачи?
У: Нет.
П: Сравним с модельным вариантом.
П: На решение задачи 3 мин. (для решения задачи ученикам потребуется самостоятельно рассчитать количество учебников на класс, например, 18 учен * 7 учеб = 126учебн)
(одна из групп представляет решение задачи)
П: Сравните решение с модельным.
У: Наше решение совпадает с модельным.
П: Итак, ученикам нашего класса для обеспечения учебниками всего потребуется срубить 2 дерева. Много это или мало? Чтобы сделать бумагу подойдут любые мягкие и твердые породы взрослого дерева, а именно сосна, ель, эвкалипт, каштан, также дуб, береза, тополь.
Вопрос: будет ли нанесён вред окружающей среде, если срубить всего 2 дерева? Почему?
У: Да/нет (варианты ответов)
П: Кто из вас наиболее прав, выясним, решив задачу 2. (чтение текста задачи со слайда 5). На решение задачи 2 мин.
(работают в группах)(чтобы ответить на вопрос задачи за 2 мин., ученикам необходимо будет распределить работу между членами группы и учитель им в этом помогает при необходимости, данные находят в интернет-источнике на компьютере) (одна из групп представляет ответы)
П: Кто же из вас дал наиболее верное объяснение на поставленный вопрос: будет ли нанесён вред окружающей среде, если срубить всего 2 дерева? (обсуждение) (Слайд 6)
П: Таким образом, даже 2 срубленных дерева наносят урон окружающей среде. Можно ли выпускать книги не вырубая деревья?
(обсуждение)
П: Одним из способов решения этой проблемы вы назвали – сбор макулатуры. Решим следующую задачу.(чтение текста задачи со слайда 7). На работу в группе 3 мин.
(для решения задачи ученикам потребуется взять данные из 1 задачи: 1 дерево – 60 кг бумаги)
(одна из групп представляет решение задачи)
П: Сравните решение с модельным.
У: Наше решение совпадает с модельным.
4. Рефлексия
П: Урок подходит к концу, проверим, достигли ли мы целей, которые ставили? (Слайд 8)
(обсуждение)
П: Показать применение математических знаний в сохранении окружающей среды
У: да, показали на примере сохранения деревьев.
П: Закрепить умения умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями
У: да, закрепили в устной работе и при решении задач.
П: Проконтролировать умения умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями
У: нет.
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и оцениванием
П: Сейчас вы получите лист с заданиями для самостоятельной работы. (Приложение 1) (Слайд 9)
П: Кроме заданий на нём прописано, что нужно сделать после работы.
(Ознакомление с заданиями на листе.)
П: Вопросы есть? (ответ на возникшие вопросы). Начали работу.
(работают самостоятельно)
П: Время закончилось. Выполните дальнейшие указания.
(взаимопроверка по слайду 10, оценивание работы)
П: Листочки передайте на 1-е парты..
6. Домашнее задание.
П: Сегодня на уроке мы применили математические знания и умения в одном из вопросов экологии. В чем он заключался?
Слайд 11 (варианты ответов:Сохранение деревьев. )
П: Верно. От нас зависит, какой будет планета: цветущей и зелёной или чёрной и пустынной. Не столь важно, какую профессию вы выберите – гораздо важнее, чтобы вы всегда оставались людьми – разумными, живущими в согласии с природой. Кроме того, что из деревьев изготавливают книги, чем ещё полезны деревья человеку и окружающей среде?
(варианты ответов: Дают плоды, очищают воздух и др.)
П: Верно. Ваше домашнее задание: составьте задачу, которая показывает важность и необходимость сохранения деревьев на планете.
7. Рефлексия.
П: В заключение нашего урока оцените своё состояние и работу на уроке.
(раздаются листочки – Приложение 2) Слайд 12
П: Поставьте галочку в том облаке, с утверждением которого вы согласны, либо допишите своё мнение в свободное облако. Заполнив листы, оставьте их на парте.
(работают на листах самооценки)
П: Спасибо всем за работу. До свидания. (слайд 13)
Приложение 1.
Ф.И. ученика _____________ класс ________
- Реши самостоятельно (время выполнения 4 минуты).
- Вычисли
а) 654 ? 10 = ……... г) 360 : 40 = …..
б) 30 ? 3000 = ……. д) 49000 : 700 = …..
в) 800 ? 50 = ………. е) 1200 : 200 = …….
2. Реши уравнение
а) 120 : х = 30 ? 2 б) у : 10 = 200 – 20
………………. ………………….
………………. …………………..
………………. …………………..
3. Вычисли
650 – 50 ? 4 + 900 : 100 = …….
4. Ответь на вопросы по таблице.
Овощи Картофель Капуста Морковь Свёкла
Количество
килограммов,
проданных за день 400 500 200 100
а) Сколько килограммов овощей продали за день?
Ответ. ……….
б) Во сколько раз картофеля продали больше, чем моркови?
Ответ. ……….
2. Поменяйся листочками с соседом.
3. Сверьте полученные результаты с ответами на слайде. Если ответы совпали, то поставьте рядом с ним «+».
4. Посчитайте количество «+».
5. Оцените работу по предложенным критериям (смотри на слайд). Оценка______