kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение групповой работы на уроках в малокомплектных школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель истории и обществознания

КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа»

отдела образования Шемонаихинского района»

Школдина Наталья Александровна, 2 категория

Село Медведка, 2016 год

Приминение групповой работы на уроках в малокомплектных школах

В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Требуются новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ – центров интеллектуальной и культурной жизни села. Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью.  В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 3 до 10 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся,  тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.

Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Педагоги-практики регулярно остаются один на один с вопросами организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, ответы на которые требуют больших временных и физических затрат. Этим обусловлена необходимость создания  методических рекомендаций, адресованных работникам малокомплектной школы

В 2014 году я окончила курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации. Большинство учителей из моей группы были из сельских или малокомплектных школ. После прохождения практики, многие педагоги пришли к мнению, что невозможно организовать групповые работы в их малокомплектных классах. Ведь, то что, нам показывали и чему обучали, было направлено на деление класса на несколько групп по 5 человек. Но что, же делать, если в наших школах классы состоят из 3 -11 учащихся? Исходя из своей практики и заинтересованности в данной проблеме, я начала собирать материалы и методические наработки для исследования данного вопроса. Со своим опытом я и хотела бы поделиться.

Методика групповой работы наиболее правильно и подробно раскрывается в концепции технологии обучения в сотрудничестве по Е.С. Полату. Именно данная концепция подходит для реализации в малокомплектных школах. Сущность технологии сводится к тому, что уделяется особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой – либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими – либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех команды. Именно эти данные востребованы в настоящее время на мировом рынке. Не нужно забывать о том, что мы готовим учащихся к их будущей социально – политической и экономической жизни вне пределов школы. И неважно учащийся это из малокомплектной школы или полной, ведь все равны перед ликом будущего нашей страны. И мы учителя непосредственно ответственны за создание полноценного гражданина Республики Казахстан.   

При разделение класса на группы в малокомплектных школах возникают некоторые затруднения, так как в классе может находиться нечетное количество учащихся. А один или два оставшихся учащихся это значимая потеря внесения дополнительной работы в групповую деятельность в малокомплектных классах. Но нужно учитывать, что в каждом классе есть слабоуспевающие и одаренные учащиеся, которые требуют дополнительных заданий. В таких случаях перед началом изучения темы, я даю дополнительные задания для данной категории учащихся. Слабоуспевающему учащемуся составить по три вопроса для каждого пункта темы, которые задаются для группы в конце защиты. Для сильного учащегося составить хронологическую последовательность события, графическое изображение событий или быть наблюдателем хода работы в группах.

При закреплении темы в классах комплектах целесообразно применять навыки и знания  старшего класса как специалистов по изученным темам. При подготовке к ВОУДу в 9 классах, довольно часто прошу учащихся в помощи и организации контрольных заданий по темам для учащихся 5 – 8 классов. Данная форма организации обучения помогает не только повторения пройденного материала учащимися 9 класса, но и плодотворному сотрудничеству классов. В тематическом планировании часто совпадают темы изучения определенной страны  в разных класса. Заполнение диаграммы Вена в данном случае является оптимальным видом работы для обоих классов. В будущем году младший из классов комплектов будет иметь более обширные знания по темам, так как невозможно организовать урок, чтобы учащиеся не слышали о чём, беседует другой класс. А старший же класс в течение года будет непроизвольно повторять раннее изученный материал. Если же в классе находится 3 – 4 ученика, то разделение на несколько групп не требуется, да в принципе и невозможно. Если только деление на пары, что тоже является эффективной сферой деятельностью при изучении небольшого материала. Класс может существовать как одна команда, но только в том случае если материал для работы представляет собой небольшую часть требуемого объема. Ведь в данном случае учитель так же наделяет каждого учащегося  индивидуальными обязанностями, иногда совмещенными ( спикер – организатор, хронограф – секретарь и т.д).

Технология в сотрудничестве имеет ряд преимуществ подходящих именно к особенностям преподавания в классах с малой накопляемостью учащихся. Во первых - это учёт индивидуальных особенностей каждого ученика – особенностей психического развития, темперамента и др. В сельских школах учитель не только знает об интересах и возможностях каждого ученика, но и всегда помнит о них, так как учащихся в классах немного. Но самое важное это научиться применять на уроках данные знания. Приведу пример. Одна из мам моего ученика, как то подошла ко мне на родительском собрании и попросила литературу по столицам стран мира. Рассказала о том, что ее сын очень интересуется данной темой, но у нее нет возможности ему помочь. Конечно, я помогла. А в дальнейшем при изучении новой страны перед началом темы этот ученик рассказывал классу о столице и месте расположения данной страны.  При рефлексивном опросе после групповой работы задаю учащимся следующие вопросы:

- кто внес в создание постера наибольший вклад?

- какой вид работы (имя ученика) делал наиболее лучше?

- что (имя ученика) удалось сделать не в полной мере?

- что можно посоветовать этим учащимся при выполнение групповой работы в следующий раз?

Данный опрос помогал учащимся запоминать и применять в следующий раз при распределении обязанностей полученные сведения. В начале учебного года в каждом классе при эмоциональном настрое на урок провожу тренинг «Три интересных факта обо мне». Каждый учащийся пишет три особенности присуще именно ему в этом классе. Затем зачитываю, а остальные учащиеся пытаются отгадать данного ребенка. Это задание занимает немного времени. Но проявляется ряд плюсов: учитель узнает об дополнительных интересах учащихся, которые впоследствии применяет на уроках,  у ребят появляется возможность рассказать классу о своих интересах, и узнать о жизни и деятельности  других.

Одно из следующих преимуществ технологии сотрудничества – это интеграция предметов. На уроках истории довольно часто встречаются темы, которые требуют дополнительных знаний по истории литературы, музыки и других предметов. На некоторых таких уроках мне помогают другие учителя предметники. У них есть такая возможность, так как  в сельской школе учителя имеют небольшую нагрузку и несколько окон в неделю. Учителю литературы или казахского языка не трудно поработать дополнительно с 4 – 5 учащимися. Ведь это плюс и для его дальнейшей работы с этим классом по своему предмету. Таким образом, на многих уроках мы не только получаем основные знания, но и имеем возможность услышать исполнение кюя или литературного произведения от учащихся, которых заранее подготовил другой учитель. Если - это классы комплекты, то параллельно урок могут вести два учителя, для наилучшего усвоение темы.

Третьим преимуществом технологии сотрудничества для малокомплектных школ является соблюдение гуманистических принципов именно в нравственном аспекте. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность не совместимы с этой технологией. В наших классах почти нет отдельных социальных групп учащихся, и почти весь класс поддерживает дружеские отношения. Неважно, в какую группу попал учащийся при разделении, ему будет комфортно работать с каждым, так как из – за небольшого количества ребят почти нет аутсайдеров в классах.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с 2 – 3 классами или с классами в 4 – 10 учащихся без самостоятельной работы: в малокомплектных школах самостоятельная работа занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на нее отводится 20% урока. Таким образом, именно это обстоятельство подходит наилучшим образом для внедрения в учебный процесс технологии сотрудничества, а именно групповой работы в целом и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни вне школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение групповой работы на уроках в малокомплектных школах»

КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа» Отдела образования Шемонаихинского района» Тема: «Применение групповой работы на уроках в условиях малокомплектной школы» Школдина Наталья Александровна Учитель истории КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района»

КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа»

Отдела образования Шемонаихинского района»

Тема:

«Применение групповой работы

на уроках в условиях малокомплектной школы»

Школдина Наталья Александровна

Учитель истории КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района»

В настоящее время МКШ является основным культурным центром села В классах обучаются от 3 до 10 человек. Обычно есть классы – комплекты.

В настоящее время МКШ является основным культурным центром села

В классах обучаются от 3 до 10 человек.

Обычно есть классы – комплекты.

В 2014 году я окончила курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации Возможно ли организовать групповую работу в малокомплектных школах? И как это сделать?

В 2014 году я окончила курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации

Возможно ли организовать групповую работу в малокомплектных школах?

И как это сделать?

Методика групповой работы наиболее правильно и подробно раскрывается в концепции технологии обучения в сотрудничестве по Е.С. Полат. Сущность технологии сводится к тому, что уделяется особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой – либо темой или проблемой.

Методика групповой работы наиболее правильно и подробно раскрывается в концепции технологии обучения в сотрудничестве по Е.С. Полат.

Сущность технологии сводится к тому, что уделяется особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой – либо темой или проблемой.

Разделение класса на группы Заранее приготовить задания для одаренного и слабоуспевающего ученика, если в классе окажется лишний человек для команды Деление класса на одинаковое количество человек в команды Один класс в 3-4 человека может успешно работать как одна полная команда над небольшим материалом

Разделение класса на группы

Заранее приготовить задания для одаренного и слабоуспевающего ученика, если в классе окажется лишний человек для команды

Деление класса на одинаковое количество человек в команды

Один класс в 3-4 человека может успешно работать как одна полная команда над небольшим материалом

Групповая работа в классах комплектах 9 класс при подготовке к ВОУД у может выступать у младших классов как консультанты На следующий год многие темы будут знакомы более младшему классу Заполнение диаграммы Вена совместно двумя классами при похожих темах

Групповая работа в классах комплектах

9 класс при подготовке к ВОУД у может выступать у младших классов как консультанты

На следующий год многие темы будут знакомы более младшему классу

Заполнение диаграммы Вена совместно двумя классами при похожих темах

Преимущества технологии сотрудничества для малокомплектной школы Соблюдение гуманистических принципов Учет индивидуальных особенностей каждого ученика Интеграция предметов

Преимущества технологии сотрудничества для малокомплектной школы

Соблюдение гуманистических принципов

Учет индивидуальных особенностей каждого ученика

Интеграция предметов

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с 2 – 3 классами или с классами в 4 – 10 учащихся без самостоятельной работы: в малокомплектных школах самостоятельная работа занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на нее отводится 20% урока. Таким образом, именно это обстоятельство подходит наилучшим образом для внедрения в учебный процесс технологии сотрудничества, а именно групповой работы в целом и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни вне школы.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с 2 – 3 классами или с классами в 4 – 10 учащихся без самостоятельной работы: в малокомплектных школах самостоятельная работа занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на нее отводится 20% урока. Таким образом, именно это обстоятельство подходит наилучшим образом для внедрения в учебный процесс технологии сотрудничества, а именно групповой работы в целом и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни вне школы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение групповой работы на уроках в малокомплектных школах

Автор: Школдина Наталья Александровна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы». "
    ["seo_title"] => string(80) "iz-opyta-raboty-razvivaiushchaia-tiekhnologhiia-a-z-rakhimova-riezul-taty-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "167991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423156496"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства