Учитель истории и обществознания
КГУ «Ново – Жизненская основная средняя школа»
отдела образования Шемонаихинского района»
Школдина Наталья Александровна, 2 категория
Село Медведка, 2016 год
Приминение групповой работы на уроках в малокомплектных школах
В современных условиях малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами. Требуются новые подходы к сохранению, развитию, эффективному использованию материальной базы сельских школ – центров интеллектуальной и культурной жизни села. Сельская школа выделяется из всех типов школ своей непохожестью. В классе сельской малочисленной школы, где обучаются от 3 до 10 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Требуется поиск новых форм организации учебных занятий в таких условиях, чтобы разнообразить общение, виды деятельности учащихся, тем самым развивая мотивацию их учебной деятельности, интерес к предмету.
Выпускники сельских школ труднее адаптируются в новых условиях, на рынке труда и профессий. Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, что снижает соревновательность учащихся, ограничивает круг общения, препятствуя развитию коммуникативных умений. Однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия развивает психологическую усталость или отторжение. Педагоги-практики регулярно остаются один на один с вопросами организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, ответы на которые требуют больших временных и физических затрат. Этим обусловлена необходимость создания методических рекомендаций, адресованных работникам малокомплектной школы
В 2014 году я окончила курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации. Большинство учителей из моей группы были из сельских или малокомплектных школ. После прохождения практики, многие педагоги пришли к мнению, что невозможно организовать групповые работы в их малокомплектных классах. Ведь, то что, нам показывали и чему обучали, было направлено на деление класса на несколько групп по 5 человек. Но что, же делать, если в наших школах классы состоят из 3 -11 учащихся? Исходя из своей практики и заинтересованности в данной проблеме, я начала собирать материалы и методические наработки для исследования данного вопроса. Со своим опытом я и хотела бы поделиться.
Методика групповой работы наиболее правильно и подробно раскрывается в концепции технологии обучения в сотрудничестве по Е.С. Полату. Именно данная концепция подходит для реализации в малокомплектных школах. Сущность технологии сводится к тому, что уделяется особое внимание достижению целей и успеху всей группы в ходе самостоятельной работы учащихся над какой – либо темой или проблемой. Важно, чтобы каждый член команды овладел какими – либо знаниями, умениями и навыками, и вся группа заинтересована в этом, поскольку от вклада каждого зависит успех команды. Именно эти данные востребованы в настоящее время на мировом рынке. Не нужно забывать о том, что мы готовим учащихся к их будущей социально – политической и экономической жизни вне пределов школы. И неважно учащийся это из малокомплектной школы или полной, ведь все равны перед ликом будущего нашей страны. И мы учителя непосредственно ответственны за создание полноценного гражданина Республики Казахстан.
При разделение класса на группы в малокомплектных школах возникают некоторые затруднения, так как в классе может находиться нечетное количество учащихся. А один или два оставшихся учащихся это значимая потеря внесения дополнительной работы в групповую деятельность в малокомплектных классах. Но нужно учитывать, что в каждом классе есть слабоуспевающие и одаренные учащиеся, которые требуют дополнительных заданий. В таких случаях перед началом изучения темы, я даю дополнительные задания для данной категории учащихся. Слабоуспевающему учащемуся составить по три вопроса для каждого пункта темы, которые задаются для группы в конце защиты. Для сильного учащегося составить хронологическую последовательность события, графическое изображение событий или быть наблюдателем хода работы в группах.
При закреплении темы в классах комплектах целесообразно применять навыки и знания старшего класса как специалистов по изученным темам. При подготовке к ВОУДу в 9 классах, довольно часто прошу учащихся в помощи и организации контрольных заданий по темам для учащихся 5 – 8 классов. Данная форма организации обучения помогает не только повторения пройденного материала учащимися 9 класса, но и плодотворному сотрудничеству классов. В тематическом планировании часто совпадают темы изучения определенной страны в разных класса. Заполнение диаграммы Вена в данном случае является оптимальным видом работы для обоих классов. В будущем году младший из классов комплектов будет иметь более обширные знания по темам, так как невозможно организовать урок, чтобы учащиеся не слышали о чём, беседует другой класс. А старший же класс в течение года будет непроизвольно повторять раннее изученный материал. Если же в классе находится 3 – 4 ученика, то разделение на несколько групп не требуется, да в принципе и невозможно. Если только деление на пары, что тоже является эффективной сферой деятельностью при изучении небольшого материала. Класс может существовать как одна команда, но только в том случае если материал для работы представляет собой небольшую часть требуемого объема. Ведь в данном случае учитель так же наделяет каждого учащегося индивидуальными обязанностями, иногда совмещенными ( спикер – организатор, хронограф – секретарь и т.д).
Технология в сотрудничестве имеет ряд преимуществ подходящих именно к особенностям преподавания в классах с малой накопляемостью учащихся. Во первых - это учёт индивидуальных особенностей каждого ученика – особенностей психического развития, темперамента и др. В сельских школах учитель не только знает об интересах и возможностях каждого ученика, но и всегда помнит о них, так как учащихся в классах немного. Но самое важное это научиться применять на уроках данные знания. Приведу пример. Одна из мам моего ученика, как то подошла ко мне на родительском собрании и попросила литературу по столицам стран мира. Рассказала о том, что ее сын очень интересуется данной темой, но у нее нет возможности ему помочь. Конечно, я помогла. А в дальнейшем при изучении новой страны перед началом темы этот ученик рассказывал классу о столице и месте расположения данной страны. При рефлексивном опросе после групповой работы задаю учащимся следующие вопросы:
- кто внес в создание постера наибольший вклад?
- какой вид работы (имя ученика) делал наиболее лучше?
- что (имя ученика) удалось сделать не в полной мере?
- что можно посоветовать этим учащимся при выполнение групповой работы в следующий раз?
Данный опрос помогал учащимся запоминать и применять в следующий раз при распределении обязанностей полученные сведения. В начале учебного года в каждом классе при эмоциональном настрое на урок провожу тренинг «Три интересных факта обо мне». Каждый учащийся пишет три особенности присуще именно ему в этом классе. Затем зачитываю, а остальные учащиеся пытаются отгадать данного ребенка. Это задание занимает немного времени. Но проявляется ряд плюсов: учитель узнает об дополнительных интересах учащихся, которые впоследствии применяет на уроках, у ребят появляется возможность рассказать классу о своих интересах, и узнать о жизни и деятельности других.
Одно из следующих преимуществ технологии сотрудничества – это интеграция предметов. На уроках истории довольно часто встречаются темы, которые требуют дополнительных знаний по истории литературы, музыки и других предметов. На некоторых таких уроках мне помогают другие учителя предметники. У них есть такая возможность, так как в сельской школе учителя имеют небольшую нагрузку и несколько окон в неделю. Учителю литературы или казахского языка не трудно поработать дополнительно с 4 – 5 учащимися. Ведь это плюс и для его дальнейшей работы с этим классом по своему предмету. Таким образом, на многих уроках мы не только получаем основные знания, но и имеем возможность услышать исполнение кюя или литературного произведения от учащихся, которых заранее подготовил другой учитель. Если - это классы комплекты, то параллельно урок могут вести два учителя, для наилучшего усвоение темы.
Третьим преимуществом технологии сотрудничества для малокомплектных школ является соблюдение гуманистических принципов именно в нравственном аспекте. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность не совместимы с этой технологией. В наших классах почти нет отдельных социальных групп учащихся, и почти весь класс поддерживает дружеские отношения. Неважно, в какую группу попал учащийся при разделении, ему будет комфортно работать с каждым, так как из – за небольшого количества ребят почти нет аутсайдеров в классах.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с 2 – 3 классами или с классами в 4 – 10 учащихся без самостоятельной работы: в малокомплектных школах самостоятельная работа занимает более 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на нее отводится 20% урока. Таким образом, именно это обстоятельство подходит наилучшим образом для внедрения в учебный процесс технологии сотрудничества, а именно групповой работы в целом и подготовке учащихся к дальнейшей самостоятельной жизни вне школы.