kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  доклада: «Организация учебного процесса в классе специального фортепиано»

План:

  1. Урок в фортепианном классе. Вопросы планирования урока.  
  2. Воспитание навыков самостоятельной работы.
  3. Индивидуальный план и дневник ученика.
  4. Воспитательная работа с учащимися.
  5. Организация работы педагога-пианиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная задача детских музыкальных учреждений – воспитание всесторонне развитого музыканта, как профессионала, так и любителя и обучение его на базе хорошей академической школы. Работа эта многогранна и требует от педагога не только внимания к каждому ученику, но и организация работы класса в целом, а также продумывания системы и методы своей работы. Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получил знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу.

Специфика обучения игре на фортепиано, как и на любом другом инструменте, заключается в том, что необходимо давать знания, прививать навыки пианистической игры и одновременно готовить репертуар с учениками для выступления. Имея дело с учениками разной степени одаренности, педагог должен уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока так, чтобы и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему четкие, запоминающиеся указания, успеть оказать необходимую помощь на уроке.  

Только при хорошей организации процесса обучения можно охватить такой большой и сложный объём работы и при  этом не упустить ни одного из необходимых направлений.

Одним из важнейших проявлений педагогического мастерства является умение грамотно подготовить и провести урок. Наполнение урока, его форма и протекание определяются индивидуальной манерой педагога. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив. Организация урока зависит от того кому он дается – хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится – в начале полугодия или ближе к концертному выступлению, а также над каким репертуаром идет работа. В течение всего урока необходимо поддерживать интерес к занятиям. Переключение с одного вида занятия на другой предохранияет от усталости, особенно в младших классах. Важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут. Следовательно, надо начинать с того, что важно данному ученику на данном этапе, что ему сложно в данный момент. Если проверяется разбор, дайте доиграть пьеску до конца, не перебивая его и не хватаясь тут же за карандаш. Спросить, не заметил ли ошибок в своем исполнении, где они были? Дети думают медленнее, поэтому не нужно торопить их с ответом, и тем более – не отвечать за них.  После напряжения (проверки разбора или разбор новой пьесы) надо дать возможность «отдохнуть». Пусть сыграе выученную пьесу, которую педагог слушает целиком, не прерывая исполнение. «Какие бы ты сделал замечания себе?» - этот вопрос активизирует слух, заостряет внимание и приучает ученика прислушиваться к своему исполнению. Только после «высказывания» ученика, педагог, отметив сначала даже самые маленькие результаты работы, делает свои замечания, останавливаясь на недостатках и отдельных детелях. Трудные места пройти вместе, так как это учит ребенка, как надо работать дома, в каком темпе, на что обратить внимание. Уходя с урока, ученик должен знать, как будет работать дома.

Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Ему необходимо подготовить задания на все виды работ, и кроме того, иметь их в своем арсенале. Это поможет четкой оргагизации уроков. Недопустимо во время проведения занятий, листая нотные сборники, искать нужный материал. Расхолаживаются дети, нарушается темп урока, а найденные примеры не всегда могут быть удачным  

Одним из основных и первоочередных навыком, который должен быть воспитан в ученике, является навык «предварительного обдумывания». Привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать, и пока не появится уверенность, что все или почти все удалось сделать. Отсутствие этой привычки один из недостатков в самостоятельной работе учащихся. Нередко он сказывается и в манере действия его на уроке: он, сразу не подумав, начинает играть, срывается на одном из первых тактов, вновь торопится начинать, вновь срывается и путается.  В отсутствии этой привычки виноваты пелагоги, они почти никогда не дают ученику нужного для этого времени, боясь, что он не успеет уложиться в норму урока. Между тем, продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть времени отдается мысленной работе ученика, идет на предварительное обдумывание текущих задач. В тех случаях, когда ученик несколько раз подряд повторяет часть пьесы или даже одно построение или фразу, очень важно уметь непрерывно повышать качество игры. Это довольно трудно, так как ученики склонны довольствоваться  тем приблизительным выполнением, которого им удается достигнуть если не с первого, то со второго или третьего раза – дальше продолжают просто «долбить» отрывок, стремясь, лишь к тому, чтобы он выходил сам собой. Умение повышать или удерживать на высоком уровне качество игры при многократном повторении требует настойчивого воспитания. Кроме умелого воздействия на волю ученика, а также умения возбуждать своего рода «спортивный» интерес («Сумей-ка сыграть десять раз подряд без одной зацепки!»), здесь необходимо: а) очень умело назначить число повторений; б) установить, как принцип, что ученик должен прекратить повторения, если после нескольких удачных проигрываний наступает труднопреодолимое ухудшение игры.

Крайне важна привычка, возможно чаще возвращаться к самому раннему этапу работы над пьесой – к тщательному посторному разбору текста. Увеличение темпа игры и увлечение общим движением музыки легко приводит к невольному искажающему упрощению движений, и к невольному, мало заметному для слуха изменению высотности (например, к подмене средних голосов в аккордах и т. д.). Поэтому, даже очень крупные пианисты часто просят проверить их игру по нотному тексту.

Ученик должен быть приучен к тому, что нгужно всегда играть «красивым звуком». Стремление играть красивым звуком включает в себя и точное планирование градаций силы звука, и «вслушивание» в звучание, и координированность игровых движений, и известную приподнятость эмоциональной настройки. Дополнением к этому является требование всегда играть «осмысленно» - так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали один за другом. Оба этих навыка воспитываются тем, что педагог вообще не допускает в своем присутствии грубого или бледного звучания, не допускает также ни бессмысленного, вялого переползания со звука на звук, ни бесмысленного, грубого выколачивания. Опасность последнего особенно велика в тех случаях, когда ученику предлагается заниматься в замедленном темпе с повышенной силой звука; нужно стараться поставить это дело так, чтобы замедленная громкая тренировка была похожа на содержательную декламационную игру, а не представляла собой механическое толкание клавиш. Если же медленная тренировка производится относительно слабым звуком, то она должна представоять собой как бы «выпевание» всех голосов.

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы должны быть выучены в определенный срок. Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение. В котором учавствуют исполнители-слушатели и их педагог. Польза такой работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегся напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а дискуссия после выступления учит его переоценить, переосмыслить многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, критически отнестись к своему выступлению, высказать свои мысли по поводу выступления своих одноклассников.   .

Развивая пианистическую технику, очень важно работать самостоятельно. При постепенном вооружении ученика приемами и способами работы над технисескими трудностями воспитывается и умение постоянного технического совершенствования. Чтобы ученик научился при минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением пианистической техники, не следует загружать его сразу большим количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность усвоить лишь немногие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик твердо усвоил эти приемы, можно постепенно переходить к более сложным техническим формулам.

В старших классах у некоторых ребят может возникнуть желание играть трудные произведения, к которым они еще не готовы. Они разбирают их самостоятельно, но не всегда решаются показать педагогу. А если показывают, то с большим количеством ошибок и недостатков. Такая инициатива учащихся очень ценна, хотя ошибки исправлять трудно, а иногда и невозможно в силу неподготовленности ученика. И все же не следует категорически запрещать им это делать, так как такие запреты невольно снижают эмоциональный настрой учащегося. Можно сыграть ему произведение, указать на текстовые, технические и  исполнительские трудности. Возможно, позже ученик и сможет освоить это произведение. Но в данное время желательно пройти произведение только в классе, а на прослушивание выносить доступные по трудности произведения.     

Как педагогу не терять исполнительскую форму после окончания учебного года? Во-первых, надо иметь в своем пианистическом арсенале приемы, помогающие восстановить технику после перерыва. Подобрать специальный репертуар, лучше этюды, играть, постепенно увеличивая темп. Во - вторых, уделять немного времени, хотя бы полчаса, но обязательно ежедневно игре на инструменте. И когда появится возможность работать над репертуаром – педагогическим или более сложным – исполнительский аппарат не будет испытывать больших трудностей. Для публичных выступлений можно посоветовать и игру в ансамбле с другими пианистами или исполнителями на других инструментах.

Повышения педагогического мастерства должно происходить постоянно. Каким бы опытом педагог не обладал, и каких бы успехов он не достиг. Следует тщательно отбирать для себя полезные приемы работы, всякий показ продумывать, относится к нему очень внимательно и критически. Не следует тут же брать на вооружение приемы, которые принесли быстрые и чрезвычайно высокие успехи учащимся в какой-либо области. Они требуют серьезного осмысления. Быстро можно обучать ребенка только в том случае, если он обладает способностью мгновенного восприятия и лучше, чем другие дети, осваивает репертуар и приобретает знания. Как известно в наших районных школах таких детей - единицы. Все учащиеся способны осваивать навыки игры на фортепиано, но только при очень внимательном обучении, переходя от одного этапа к другому. Дети со слабыми способностями требуют мастерского подхожда, особого внимания и очень постепенного продвижения.

  Воспитывая учеников всесторонне развитыми людьми, педагог сам должен быть человеком всесторонне образованным, знать книги, которые читают дети, их интересы, предлагать им для чтения литературу, в первую очередь о музыке и музыкантах. Имея свою фонотеку, помогать детям и родителям создавать их собственные коллекции из произведений классической и хорошей эстрадной музыки. В то же время и самому заниматься чтением методической, художественной литературы, книг по психологии, следить за культурными событиями: конкурсами, музыкальными проектами, творческими достижениями современных исполнителей.

 Путь педагога-пиантста труден, тем более, что сейчас обучаются дети очень различные по своим природным данным, поэтому опыт многолетней работы разных педагогов следует обобщать и передавать, щедро им делиться, помогать друг другу в поисках эффективных методов обучения.

 

Список использованной  литературы:

  1. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Классика - XXI, М., 2005.
  2. Корыхалова Н.П. За вторым роялем, С – П., « Композитор», 2006.
  3. Кременштейн Б.Л. Поскриптум. Записки педагога. Классика - XXI, М., 2009.
  4. Тургенева Э.Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. М., 1990.
  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика - XXI, М., 2002.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального фортепиано»»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа»






ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

СОВЕТУ


«Организация учебного процесса в классе специального фортепиано»


Преподаватель О.А.Слободскова











06.11.15 г.

пгт. Октябрьское




Тема доклада: «Организация учебного процесса в классе специального фортепиано»



План:


  1. Урок в фортепианном классе. Вопросы планирования урока.

  2. Воспитание навыков самостоятельной работы.

  3. Индивидуальный план и дневник ученика.

  4. Воспитательная работа с учащимися.

  5. Организация работы педагога-пианиста.
































Основная задача детских музыкальных учреждений – воспитание всесторонне развитого музыканта, как профессионала, так и любителя и обучение его на базе хорошей академической школы. Работа эта многогранна и требует от педагога не только внимания к каждому ученику, но и организация работы класса в целом, а также продумывания системы и методы своей работы. Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получил знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу.

Специфика обучения игре на фортепиано, как и на любом другом инструменте, заключается в том, что необходимо давать знания, прививать навыки пианистической игры и одновременно готовить репертуар с учениками для выступления. Имея дело с учениками разной степени одаренности, педагог должен уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, уметь предельно целесообразно использовать ограниченное время урока так, чтобы и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему четкие, запоминающиеся указания, успеть оказать необходимую помощь на уроке.

Только при хорошей организации процесса обучения можно охватить такой большой и сложный объём работы и при этом не упустить ни одного из необходимых направлений.

Одним из важнейших проявлений педагогического мастерства является умение грамотно подготовить и провести урок. Наполнение урока, его форма и протекание определяются индивидуальной манерой педагога. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив. Организация урока зависит от того кому он дается – хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится – в начале полугодия или ближе к концертному выступлению, а также над каким репертуаром идет работа. В течение всего урока необходимо поддерживать интерес к занятиям. Переключение с одного вида занятия на другой предохранияет от усталости, особенно в младших классах. Важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут. Следовательно, надо начинать с того, что важно данному ученику на данном этапе, что ему сложно в данный момент. Если проверяется разбор, дайте доиграть пьеску до конца, не перебивая его и не хватаясь тут же за карандаш. Спросить, не заметил ли ошибок в своем исполнении, где они были? Дети думают медленнее, поэтому не нужно торопить их с ответом, и тем более – не отвечать за них. После напряжения (проверки разбора или разбор новой пьесы) надо дать возможность «отдохнуть». Пусть сыграе выученную пьесу, которую педагог слушает целиком, не прерывая исполнение. «Какие бы ты сделал замечания себе?» - этот вопрос активизирует слух, заостряет внимание и приучает ученика прислушиваться к своему исполнению. Только после «высказывания» ученика, педагог, отметив сначала даже самые маленькие результаты работы, делает свои замечания, останавливаясь на недостатках и отдельных детелях. Трудные места пройти вместе, так как это учит ребенка, как надо работать дома, в каком темпе, на что обратить внимание. Уходя с урока, ученик должен знать, как будет работать дома.

Для педагога урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Ему необходимо подготовить задания на все виды работ, и кроме того, иметь их в своем арсенале. Это поможет четкой оргагизации уроков. Недопустимо во время проведения занятий, листая нотные сборники, искать нужный материал. Расхолаживаются дети, нарушается темп урока, а найденные примеры не всегда могут быть удачными.

Как всякая целенаправленная деятельность, урок требует планирования. Исходя из той информации о своем ученике, которой он располагает, педагог продумывает перспективы его развития и определяет ближайшие задачи работы с ним. Планирование учебной работы – при правильном к нему подходе способствует творческому проведению урока, так само является интенсивным творческим процессом: приходится взвешивать, какие задачи являются первоочередными в работе с данным учеником и за какие можно приняться позднее; приходится рисовать в своём воображении конкретный ход основных моментов ближайшего урока. Психика педагога продолжает работать дальше в этом направлении, в результате чего и на самом уроке неожиданно проявляется ряд новых интересных мыслей. Если же урок не спланирован, педагог, не имея времени на его спокойное обдумывание, начинает вести работу, лишь над привычными его задачами, применять наиболее привычные способы работы. Недостаток предварительного обдумывания, планирования ведет не к повышению, а к понижению творчества на уроке. Обычный минимум предварительного планирования могут позволить себе лишь те педагоги, котрые безошибочно умеют в нужный момент включаться в творческое состояние и могут интересно провести занятие, независимо от того, с чего они его начнут.

Подмечено, что у тех педагогов, которые обладают выраженной педагогической «дальнезоркостью», то есть ясно видят конечную цель, каждый отдельный урок не всегда бывает интересен для посторонних глаз. У того, кто присутствует на единичном занятии, действия такого педагога могут вызвать недоуменные вопросы; глубинный смысл того, что он делает, остается стороннему наблюдателю непонятным.

Одна из важных забот педагога музыкальных школ – выбор программы. Помимо того, что программа должна соответствовать требованиям, принятым в данном учебном заведении, ее следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, максимально способствовать его развитию. Включаемые в нее произведения должны быть ученику по силам. Вспомним завет Роберта Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно легкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно». Учебная программа должна отличаться стиливым и жанровым разнообразием. Чтобы предлагаемая педагогом программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. И, вообще, обдумывая репертуар ученика, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.

Готовясь к уроку, педагог решает, к какой редакции сочинения он отошлет своего подопечного, либо делает выбор в пользу уртекстового издания. В том и в другом случае в процессе работы над произведением ему предстоит не раз и не два обсуждать вместе с учеником заложенные в нотном тексте фразировочные, артикуляционные, динамические, аппликатурные, темпоритмические указания, «вычитывая» из слоя словесных и графических обозначений волю или ту трактовку музыки, которая принадлежит крупному исполнителю – редактору данного сочинения. Редактируя нотный материал, педагог должен обратить внимание на наличие опечаток в нотном тексте, уточнение аппликатуры, упрощение звуковой ткани в минимальных пределах, для учеников младших классов - укрупнение шрифта аппликатурной цифровки. В младших классах школы, недопустимо вносить существенные поправки после того, когда пьеса разобрана, так как это приучает учащихся к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.

Подобрать программу – это еще полдела, преподавателю необходимо и самому освоить выбранную программу. Освоить – значить основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит также прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно помочь.

Чтобы не упустить важные звенья в работе педагога, можно часть заданий проверять на одном уроке, остальные – на другом. В младших классах, например, на одном заниматься транспонированием и прочими техническими упражнениями, на другом – творческими заданиями. Репертуарными произведениями желательно заниматься на каждом уроке. Для гармоничного развития учащихся педагогу следует быть в контакте с преподавателями теоретических дисциплин. В силу специфичности предметов синхронное обучение невозможно, однако, использование знаний, приобретенных на уроках теории и сольфеджио, будет способствовать успешному продвижению и овладению инструментом. Слуховые навыки и теоретические знания необходимы при анализе репертуарных произведений.

Уроки должны быть разнообразными. Полезно время от времени менять последовательность различных форм работы, чтобы избежать однообразия и статичности. Ребенку интересно тогда, когда одно произведение сменяется другим, когда преодоление трудностей идет постепенно. Без особого напряжения – только это создает интерес и двигает учащегося. Успешность проведения урока и его настрой зависят от мастерства педагога, тон, интонация должны быть бодрыми, оживленными, ибо любой, самый содержательный урок, проведенный в раздражительных интонациях, значительно снижает его ценность (лаской можно добиться больше, чем угрозой). Общим принципом организации должен быть охват разнообразных форм работы в течение одного урока, постоянный контроль за всеми сторонами продвижения ученика.

Воспитание навыков самостоятельной работы - основная цель обучения. Такие навыки дают возможность хорошо организовать учебный процесс: от того как это навыки были освоены в младших классах, во многом зависит продвижение занятий в старших классах. Объём самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему педагога. Педагог ответственен за его музыкальное развитие, знания и умения. Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке самоконтроль и уверенность в своих силах. В младших классах практикуется так называемое «натаскивание», но в дальнейшем исключает возможность самостоятельной работы, и при усложнении репертуара ставит ученика и педагога в трудное положение. Очень много времени занимает разбор нотного текста, так как ученики плохо читают с листа, не могут осмыслить форму и тональный план произведения, не владеют принципами над техническими трудностями, работают над ними долго и утрачивают интерес к музыкальным занятиям. Все это – результат отсутствия активной самостоятельной работы, к беспомощности ученика, бесцельности занятий и, в конечном счете – к нежеланию заниматься музыкой. Педагог не может ограничиться лишь словесными объяснениями того, «как надо дома учить». Он должен значительную часть работы и на самом уроке строить так, чтобы ход, последовательность этой работы были образцом того, что ученик должен затем делать дома. Более того, нудно достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и педагого не находиться с ним рядом. Педагог лишь время от времени вмешивается в работу ученика для того, чтобы внести в самый ход работы, в ее последовательность все те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей.

«Холодный ум и горячее сердце, крепкая воля и живое воображение – этими координатами издавна определяется положение в искусстве», – писал Г. Г. Нейгауз. Эти слова очень точно характеризуют ту двусторонность отношений к музыке, которая свойственна каждому, кто ею серьезно занимается. Чувство и разум – непременные и главные движущиеся силы в работе музыканта. Сила чувства и глубина понимания музыки вместе с живостью, остротой воображения определяет художественный уровень воплощения любой музыкально-исполнительской задачи. Поэтому эмоциональность и интеллект учащегося представляются нам важнейшими качествами, которые нужно воспитывать в первую очередь. Какими же путями идет воспитание этих качеств? Развитие эмоциональности происходит, прежде всего, через воспитание умения слушать себя. Именно слышания музыки и рождает в первую очередь эмоциональный отклик исполнителя. А становление интеллекта учащегося происходит наилучшим образом, если педагог путем обобщений подводит ученика к познанию закономерностей музыки. Умение учащегося себя слушать, а также его понимание общих проблем музыкального искусства проявляется всегда и во всем – в решении любой музыкальной задачи, в поисках каждого оттенка, в преодолении технических трудностей, и выполняют, таким образом, ведущую роль в его повседневной работе.

Одним из основных и первоочередных навыком, который должен быть воспитан в ученике, является навык «предварительного обдумывания». Привычка представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, привычка не начинать игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный момент сделать, и пока не появится уверенность, что все или почти все удалось сделать. Отсутствие этой привычки один из недостатков в самостоятельной работе учащихся. Нередко он сказывается и в манере действия его на уроке: он, сразу не подумав, начинает играть, срывается на одном из первых тактов, вновь торопится начинать, вновь срывается и путается. В отсутствии этой привычки виноваты пелагоги, они почти никогда не дают ученику нужного для этого времени, боясь, что он не успеет уложиться в норму урока. Между тем, продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть времени отдается мысленной работе ученика, идет на предварительное обдумывание текущих задач. В тех случаях, когда ученик несколько раз подряд повторяет часть пьесы или даже одно построение или фразу, очень важно уметь непрерывно повышать качество игры. Это довольно трудно, так как ученики склонны довольствоваться тем приблизительным выполнением, которого им удается достигнуть если не с первого, то со второго или третьего раза – дальше продолжают просто «долбить» отрывок, стремясь, лишь к тому, чтобы он выходил сам собой. Умение повышать или удерживать на высоком уровне качество игры при многократном повторении требует настойчивого воспитания. Кроме умелого воздействия на волю ученика, а также умения возбуждать своего рода «спортивный» интерес («Сумей-ка сыграть десять раз подряд без одной зацепки!»), здесь необходимо: а) очень умело назначить число повторений; б) установить, как принцип, что ученик должен прекратить повторения, если после нескольких удачных проигрываний наступает труднопреодолимое ухудшение игры.

Крайне важна привычка, возможно чаще возвращаться к самому раннему этапу работы над пьесой – к тщательному посторному разбору текста. Увеличение темпа игры и увлечение общим движением музыки легко приводит к невольному искажающему упрощению движений, и к невольному, мало заметному для слуха изменению высотности (например, к подмене средних голосов в аккордах и т. д.). Поэтому, даже очень крупные пианисты часто просят проверить их игру по нотному тексту.

Ученик должен быть приучен к тому, что нгужно всегда играть «красивым звуком». Стремление играть красивым звуком включает в себя и точное планирование градаций силы звука, и «вслушивание» в звучание, и координированность игровых движений, и известную приподнятость эмоциональной настройки. Дополнением к этому является требование всегда играть «осмысленно» - так, чтобы звуки всегда что-то выражали, а не просто следовали один за другом. Оба этих навыка воспитываются тем, что педагог вообще не допускает в своем присутствии грубого или бледного звучания, не допускает также ни бессмысленного, вялого переползания со звука на звук, ни бесмысленного, грубого выколачивания. Опасность последнего особенно велика в тех случаях, когда ученику предлагается заниматься в замедленном темпе с повышенной силой звука; нужно стараться поставить это дело так, чтобы замедленная громкая тренировка была похожа на содержательную декламационную игру, а не представляла собой механическое толкание клавиш. Если же медленная тренировка производится относительно слабым звуком, то она должна представоять собой как бы «выпевание» всех голосов.

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы должны быть выучены в определенный срок. Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение. В котором учавствуют исполнители-слушатели и их педагог. Польза такой работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегся напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а дискуссия после выступления учит его переоценить, переосмыслить многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, критически отнестись к своему выступлению, высказать свои мысли по поводу выступления своих одноклассников.

В работе с учеником необходимо поощерять его инициативу. Это относится и к освоению репертуара, к техническому развитию, к творческим заданиям. Методика самостоятельной работы индивидуальна для каждого вида работы и для разных возрастных групп. Так в младших классах происходит накопление знаний, освоение начальных пианистических навыков, развитие слуха. Каждое домашнее задание должно быть хорошо подготовлено на уроке. Но, только убедившись в том, что ученик освоил учебный материал, свободно в нем ориентируется и готов выполнить задание, педагог может поручить ему самостоятельно выполнение его дома. В противном случае задание будет выполнено плохо и совсем не выполнено. А невыполнение заданий ведет к отсутствию дисциплины. Прежде чем приступить к изучению нового учебного материала, следует проверить выполнение домашнего задания. Чем лучше организован учебный процесс, тем меньше времени займет такая проверка. Педагог должен знать, что первые месяцы разбора каждой новой пьесы осуществляется только на уроке, и он, таким образом, приучает ученика к верным навыкам разбора. Позднее новый репертуар можно разбирать не целиком, проходя только трудные места, и так постепенно приучать к самостоятельному разбору. Именно с работой на уроке тесно связана домашняя работа: если ученика не научить работать дома самостоятельно, все педагогические усилия сойдут на нет. Ученик должен знать как работать над музыкальным произведением: начинать с трудных мест, учить по частям, проигрывать отдельно каждую руку, и только после тщательной работы можно целиком сыграть пьесу два-три раза.

Воспитание самостоятельности ученика в значительной степени определяется отношением педагога к первому показу нового произведения. Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к первому уроку ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания. Педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что – главное, а что – второстепенное, подумать о способах работы и т.д. Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать текст, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога. Музыкальность вначале проявляется в этих занятиях чисто интуитивно. Но по мере накопления музыкальных представлений и навыков технической работы сознательная исполнительская активность ученика заметна уже на самом первом этапе изучения произведения (даже в разборе). Учащийся вынужден показать свое собственное отнощение к музыке, справиться со многими техническими трудностями собственными силами и с полной ответственностью отнестись к работе, и лишь сделав все для себя возможное, приносить новое произведение на суд учителя. Приступая на уроке к проверке домашнено задания, стоит предложить ученику рассказать, как он работал дома.

Особым этапом является подготовка произведения к исполнению на эстраде. Проводя первую репетицию, надо дать возможность исполнителю освоиться с инструментом, со сценой и не прерывать его, предложить сыграть весь репертуар два-три раза от начала до конца. После этого разобрать с ним вместе удачи и недостатки и продложить репетицию. После выступления так же подробно оговорить все, что было хорошо и что помешало удачному исполнению.

Развивая пианистическую технику, очень важно работать самостоятельно. При постепенном вооружении ученика приемами и способами работы над технисескими трудностями воспитывается и умение постоянного технического совершенствования. Чтобы ученик научился при минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением пианистической техники, не следует загружать его сразу большим количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность усвоить лишь немногие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик твердо усвоил эти приемы, можно постепенно переходить к более сложным техническим формулам.

В старших классах у некоторых ребят может возникнуть желание играть трудные произведения, к которым они еще не готовы. Они разбирают их самостоятельно, но не всегда решаются показать педагогу. А если показывают, то с большим количеством ошибок и недостатков. Такая инициатива учащихся очень ценна, хотя ошибки исправлять трудно, а иногда и невозможно в силу неподготовленности ученика. И все же не следует категорически запрещать им это делать, так как такие запреты невольно снижают эмоциональный настрой учащегося. Можно сыграть ему произведение, указать на текстовые, технические и исполнительские трудности. Возможно, позже ученик и сможет освоить это произведение. Но в данное время желательно пройти произведение только в классе, а на прослушивание выносить доступные по трудности произведения.

Выполнение самостоятельных работ имеет целью закрепление знаний и приемов игры. В то же время они развивают гибкие формы мышления и способствуют выработке артистической уверенности в исполнении.

Индивидуальный план и дневник учащегося помогают четко организовать и контролировать учебный процесс. Индивидуальный план – это документ в руках педагога, который отражает всю работу ученика – его продвижение, успехи, недостатки, направленность в работе. Дневник принадлежит ученику, помогая ему организовать занятия дома.

В индивидуальный плане отражаются данные ученика, начиная с момента поступления в музыкальную школу или в школу искусств: природные музыкальные способности, физические данные, общее развитие, репертуар, проходимый в течение всех лет обучения, участие в академических концертах и другие выступления. Этот документ показывает ученика в музыкальном развитии. В каждом учебном году составляется репертуарный список произведений, которые ученик должен пройти в первом и во втором полугодии. Успехи и недостатки ученика должны учитываться при составлении списка произведений на следующий год. Каждое полугодие является естественным продолжением предыдущего, так как весь учебный процесс должен быть единым и последовательным. Время занятий ученика, как в классе, так и дома, ограничено, поэтому использовать его следует очень рационально. Правильное составление индивидуального плана способствует выполнению этой задачи.

Кроме основных видов работы – разучивания репертуарных произведений, существуют и другие, вспомогательные. К ним относятся чтение с листа, прохождение гамм, транспозиция, подбор по слуху, основы импровизации и т.д. Все они должны быть отражены в индивидуальном плане – это дает возможность видеть ученика в развитии. В процессе занятий запланированный репертуар ученика может меняться. Причины могут быть разные. Например, вкусовые моменты: ученику не нравится произведение, намеченное педагогом, из-за чего работа над ним идет вяло, со «скрипом». Такое произведение лучше заменить. Намеченно произведение оказывается слишком трудным или, наоборот, слишком легким. И в том, и в другом случае, возможно, сделать замену. Однако, большое колличество замен говорит о неправильном составлениии индивидуального плана. Если ученик не успел пройти какое-то произведение, но остальные вполне освоил, можно это произведение перенести на следующее полугодие или совсем снять, если это не противоречит цели индивидуального обучения. В программе могут содержаться и произведения завышенной трудности, как говорят «на вырост», которые позволяют ученику сразу подвинуться в том, или ином отношении, помогают шагнуть на новыю ступеньку.

В индивидуальном плане записываются результаты выступления ученика на академических концертах и на других прослушиваниях с указанием программы и выставлением оценки. Кроме того, дается словесная характеристика выступления с указанием всех достоинств и недостатков. Для того, чтобы словесная оценка выступления ученика была объективной, давать ее следует после окончания обсуждения в спокойной обстановке.

Недооценка оформления индивидуального плана, небрежное к нему отношение ведут к нгеосмысленной работе, к выборе случайных произведений, мешают устранению недостатков, И все это не способствует музыкальному развитию ученика. К концу учебного года составляется характеристика ученика. Она включает описание его способностей, отношение к музыкальнымс занятиям, работоспособность, успехи в развитии музыкальной и технической сторон игры. В зависимости ог его успехов и недостатков составляется индивидуальный план на следующее полугодие.

Дневник – это документ ученика, помогающий ему организовать свою работу дома. Для начинающих, как правило, ведется подробная запись задания, которую дома читают ребенку родители. Но желательно, чтобы урок им осваивался настолько хорошо, чтобы задания он запоминал, а запись в дневнике была лишь напоминанием. Поэтому после разбора каждого задания, проходимого в классе, полезно предложить ученику самому рассказать, как он будет самостоятельно заниматься дома. Начиная с третьего класса, ученик может записывать задание сам. Для этого после работы над каким-либо произведением или после урока можно попросить его сформулировать задание, и только после этого доверить запись в дневнике.

Запись в дневнике должна быть очень конкретной, направляющей ученическую работу. Недостатком являются однообразные, часто повторяющиеся записи, котрые теряют свой смысл, и поэтому не выполняются. Например, «задание то же самое», «продолжать учить», «опять не выучил» и так далее. Оценки можно ставить как за весь урок, так и за отдельные задания. Оценку стоит обсудить, чтобы она была ученику понятной. Дети сами умеют очень справедливо и даже строго себя оценивать.

Ученики иногда забывают дневник дома, а то и вовсе его теряют. Причиной тому может быть не только забывчивость, но и боязнь обнаружить невыполненное задание. На уроке это обнаруживается. Записав задание на листке бумаги, необходимо обязать ученика переписать его дома в дневник. Если он еще не умеет писать, это должны сделать родители. Нельзя упускать из внимания недоделки в работе ученика, это способствует воспитанию в нем самодисциплины, умению организовать свою работу. Систематическое ведение дневника помогант ему осмысленно заниматься дома, продумывать задания и планировать свое время.

Принцип неотделимости учебной работы от воспитательной целиком относится к работе педагога и деткой музыкальной школы. Он должен непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью. Каждый ученик общается со сверстниками общеобразовательной школы, в классе музыкальной школы, в группе детей по месту жительства. И способы обдения, и воспитания в каждой группе свои. В отличае от общеобразовательной школы, где педагг не имеет возможности общаться с каждым индивидуально, в музыкальном классе происходит тесное общение ученика с педагогом. Индивидуальные занятия представляют большие возможности для обучения и воспитания. Педагог не имеет право пропускать мимо своего внимания процесс развития интеллектуального кругозора и всего мировозрения и морального облика ученика. Он не должен забывать о своей ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности и не имеет право замыкаться в рамках узкого профессионализма. Педагог-музыкант должен воспитывать в ученике глубое уважение к русской музыкальной культуре – не только путем умелого подбора учебного репертуара, но и путем кратких бесед о текущих событиях музыкально-общественной жизни.

Ученик должен быть воспитан в понимании перспектив безграничного роста нашей музыкальной культуры, причем это должно быть не отвлеченное, а живое, действенное понимание: подвинутый ученик должден понимать, что и он сам может уже вносить известный вклад в эту культуру и через свои выступления в концертах, и организацию «бытового музицирования». Хороший контакт с педагогами-теоретиками необходим для того, чтобы знания, полученные на этих занятиях использовать при анализе репертуарных и читаемых с листа произведений, а также чтобы быть в курсе успехов ученика по этим предметам.

Интересы ученика, его радости и тревоги – все это предмет заботы педагога, иначе он не сможет стать воспитателем. Педагогу необходима интуиция, которая поможет ему понять, с каким настроением пришел ученик на урок. Нередки случаи, когда по причине взаимного непонимания урок не ладится. Педагог, как человек более опытный, обязан преодолеть это препятствие и помочь ребенку. Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом. Ученик, небрежно разбирающий нотный текст, обычно проявляет небрежность и в уцелом ряде моментов своего поведения, на котрые педагог при удобном случае может и должен воздействовать. Некоторые ребята излишне торопливы. Они сами выбирают произведения, разбирают их, пренебрегая требованиями педагога. Им свойственно все играть в ускоренном темпе. С ними важно не потярять контакт. В данном случае могут помочь строгие требования. Но при этом надо уметь сохранить интерес ребенка к музыке, а в некоторых случаях оставить в репертуаре полюбившееся произведение.

Ритмика игры ученика самым тесным образом связана с основными чертами его характера: бесформенность ритмики всегда указывает на известную расхлябанность характера, и наоборот, четкость ритма соответствует способности к четким волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика очень часть совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутьсть, необщительность, - которая тоже находятся в сфере возможного действия педагога. Может быть и так, что ученик внутренне стеснен и зажимается, потому что многое ему не удается. А внутренняя зажатость ведет к зажатости мышечной. Только преодолев в ученике страх, можно нормально вести урок. Поощеряя его при каждой маленькой удаче, постепенно воспитавыть в нем уверенность в деле. Такому ученику полезно предлагать самостоятельный выбор пьесыиз двух-трех предложенных педагогом, доверять изобретение способов преодоления технических трудностей. Такой прием психологического воздействия займет целиком внимание и отвлечет от страха.

Среди младших учеников встречаются довольно избалованные домашним воспитание дети, внимание которых на уроке сосредоточить очень трудно. Если ученик избалованн, к нему можно применить строгие меры, давая ему понять недопустимость такого поведения. Однако без контакта с родителями этого делать не следует. Понимание с их стороны необходимости такой меры гарантирует успех, а в противном случае педагог может оказаться беспомощным. Самая трудная категория – ленивые, разболтанные дети. Существует много методов работы с такими учениками, но все они индивидуальны. Одни хотят играть, но не желают трудиться. С целью воспитания в них трудолюбия, возможно, некоторое время заниматься только на уроке, постепенно подготавливая почву для занятий дома, поручая им проработку отдельных приемов игры. Удачно выбранный репертуар поможет привлечь их к занятиям. Другие дети увлечены чем-то другим, не всегда полезным для них. Беседуя с такими ребятами, надо попытаться их увлечь.

Особого подхода требуют «переводные» дети от другого педагога или из другого музыкального учреждения. Много времени уходит на то, чтобы они освоились в новом для них классе, привыкли к требованиям педагога, вошли в новый детский коллектив. Желательно педагогу проявить интерес к занятию учащегося у прежнего педагога и, в свою очередь, постараться ввести его в атмосферу интересов нового коллектива.

Пристального внимания педагога требуют ребята 12-14 лет. В это период становится трудно с ними общаться. База воспитания и образования, как и в общении с учениками создается в младших классах. Только при наличии хорошей коммуникативной базы можно расчитывать на авторитет у подростков. Личность педагога при этом играет первостепенную роль. Педагог должен обладать широкой эрудицией для работы с детьми, чтобы вести их за собой. Он должен быть в курсе современных течений в искусстве и классическом и эстрадном. Иначе он рискут потерять свой авториет среди детей, ведь вокруг педагога собирается детский музыкальный коллектив. Именно такой коллектив играет огромную роль в воспитании каждого ученика. И хотя класс каждого педагога состоит из детей разного возраста, все они являются членами одного содружества. Слушая друг друга на занятиях, готовясь вместе к выступлениям, узнавая репертуар своих товарищей. Они общаются на музыкальной творческой основе. Это особенность воспитательного процесса в стенах музыкальной школы. Здесь классы отличаются от общеобразовательной школы меньшим колличеством детей и большими возможностями индивидуального подхода к ним.

Классные вечера – самая эффективная форма воспитания детского музыкального коллектива, где каждыйможет раскрыть свои исполнительские, творческие и другие возможности. Каждый вечер класса должен быть хорошо подготовлен педагогом при активном участии ученико и родителей. Содержание и характер этих вечеров зависят от интересов самого педагога, от возрастного состава класса и индивидуальных особенностей, от характера общешкольных мероприятий и конкретных музыкальных событий года. Такие вечера могут носить дидактический, познавательный или развлекательный характер. Посещение концертов, художественных выставок с учениками и родителями – еще одна необходимая форма воспитательной работы. После посещения полезно обсуждать с детьми программы концертов, темы выставок, качество исполнения. При этом быть очень внимательным к детским суждениям об увиденном и прослушанном, поощеряя самостоятельное мышление.

Контакт с родителями – необходимое условие обучения и воспитания учащихся. Отношения должны быть естественными, основанными на взаимном уважении. Ученики, педагог, родители – единая семья. Ни в коем случае нельзя допускать конфликта с родителями, так как при этом пострадавшей стороной всегда окажется ребенок. Говорить родителям о негативных сторонах, о слабых способностях ученика следует очень мягко и тактично. При хорошо организованной воспитательной работе в классе родители всегда лучшие помощники педагога. Педагог должен вести постоянный контакт с учителями начальной школы и классными руководителями своих учеников, стараться быть в курсе их успеваемости, поведения и интересов.

За всю работу в классе – учебную, и воспитательную, – несет ответственность педагог. И для учеников, и для родителей он должен стать примером интеллегентного, воспитанного человека.

Педагог-пианист выполняет большой объем работы. Каждый учебный день для педагога – это день творческий. Закончив свой трудовой день, он оценивает результаты, планируя свою дальнейшую работу. При этом анализирует работу с каждым учащимся. Если после работы педагог забывает о своих учениках, его дальнейшие занятия не могут быть эффективными. Ученик развивается постепенно и должен быть постоянно в поле зрения педагога. Педагогическая работа требует полной самоотдачи.

Повышая свое педагогическое мастерство, музыкант не долден терять пианистической формы. Играть на инструменте приходится и на уроках, на классных вечерах, всевозможных концертах. Педагог не имеет право играть плохо. Осваивая программу учащегося, педагог должен уметь сам ее играть, это так называемый «педагогический репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар – это золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадки, какой является классная комната, перед ответственнейшей аудиторией – своими учениками. К сожалению, встречаются педагоги, которые способны «наиграть» лишь основной тематический материал, а со временем и вовсе переходят в амплуа «разговорников». Не пропустив должным образом музыку через свои пальцы, мышцы и нервы, не ощутив, пользуясь выражением Ф. Бузони, «геометрии расстояний» - той пластики пианистического жеста, которая познается лишь в игре, - одим словом, не освоив произведение исполнительски, педагог лишь поверхностно знает его, а, следовательно, не может полноценно его преподать. Ученики, не слыша в исполнении педагога произведения в его целостности, лишены возможности наблюдать, как оно воссоздается из нотного текста прямо у них на глазах. Проработать педагогу нужно и над самыми простыми пьесками, чтобы играя их ученику, пользоваться теми средствами выразительности, которые тому доступны.

Как педагогу не терять исполнительскую форму после окончания учебного года? Во-первых, надо иметь в своем пианистическом арсенале приемы, помогающие восстановить технику после перерыва. Подобрать специальный репертуар, лучше этюды, играть, постепенно увеличивая темп. Во - вторых, уделять немного времени, хотя бы полчаса, но обязательно ежедневно игре на инструменте. И когда появится возможность работать над репертуаром – педагогическим или более сложным – исполнительский аппарат не будет испытывать больших трудностей. Для публичных выступлений можно посоветовать и игру в ансамбле с другими пианистами или исполнителями на других инструментах.

Повышения педагогического мастерства должно происходить постоянно. Каким бы опытом педагог не обладал, и каких бы успехов он не достиг. Следует тщательно отбирать для себя полезные приемы работы, всякий показ продумывать, относится к нему очень внимательно и критически. Не следует тут же брать на вооружение приемы, которые принесли быстрые и чрезвычайно высокие успехи учащимся в какой-либо области. Они требуют серьезного осмысления. Быстро можно обучать ребенка только в том случае, если он обладает способностью мгновенного восприятия и лучше, чем другие дети, осваивает репертуар и приобретает знания. Как известно в наших районных школах таких детей - единицы. Все учащиеся способны осваивать навыки игры на фортепиано, но только при очень внимательном обучении, переходя от одного этапа к другому. Дети со слабыми способностями требуют мастерского подхожда, особого внимания и очень постепенного продвижения.

Воспитывая учеников всесторонне развитыми людьми, педагог сам должен быть человеком всесторонне образованным, знать книги, которые читают дети, их интересы, предлагать им для чтения литературу, в первую очередь о музыке и музыкантах. Имея свою фонотеку, помогать детям и родителям создавать их собственные коллекции из произведений классической и хорошей эстрадной музыки. В то же время и самому заниматься чтением методической, художественной литературы, книг по психологии, следить за культурными событиями: конкурсами, музыкальными проектами, творческими достижениями современных исполнителей.

Путь педагога-пиантста труден, тем более, что сейчас обучаются дети очень различные по своим природным данным, поэтому опыт многолетней работы разных педагогов следует обобщать и передавать, щедро им делиться, помогать друг другу в поисках эффективных методов обучения.












Список использованной литературы:



  1. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Классика - XXI, М., 2005.

  2. Корыхалова Н.П. За вторым роялем, С – П., « Композитор», 2006.

  3. Кременштейн Б.Л. Поскриптум. Записки педагога. Классика - XXI, М., 2009.

  4. Тургенева Э.Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. М., 1990.

  5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. Классика - XXI, М., 2002.


14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Слободскова Ольга Александровна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства