kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова,  Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского ( М.:Просвещение, 2007). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 317 с., 4 л. ил.: ил.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 140 часов (из расчета 4 часа в неделю), из них на развитие связной речи – 18 часов.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 5 классе »



Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Программы по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского ( М.:Просвещение, 2007). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 317 с., 4 л. ил.: ил.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); для хранения и передачи информации; для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Отсюда вытекают задачи преподавания русского языка. Учебный предмет "Русский язык" в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем "Русский язык" выполняет и общепредметные задачи.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке "Русский язык", ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника "Русский язык. 5 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 140 часов (из расчета 4 часа в неделю), из них на развитие связной речи – 18 часов.



Содержание тем учебного курса.


Язык – важнейшее средство общения.

Повторение пройденного в 1-4 классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение: виды простых предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.

Грамматическая основа предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. обобщающие слова между однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами.

Запятая в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.


Лексика. Культура речи.

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.


Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и ц после ц.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.


Морфология. Орфография. Культура речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

Доказательства и объяснения в рассуждении.


Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных и кратких прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.


Глагол.

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола. Правописание –ться, -чь (чься) в неопределённой форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е, и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - - дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.


Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.








Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

2


1

Повторение пройденного в 1-4 классах

18

1

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

19

1

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

9

1

3

Лексика. Культура речи.

7

1

1

Морфемика. Орфография. Культура речи.

17

1

2

Морфология. Орфография. Культура речи.

33

3

4

Повторение и систематизация пройденного.

9



ИТОГО

114

8

18



Формы и средства контроля.

Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.














Учебно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов


Виды учебной деятельности

Результаты обучения


Примечание

Дата

Язык – важнейшее средство общения. (2+1рр.)

1.

Язык и человек.

1

фронтальная беседа по ранее изученному материалу


Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного.

Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.



2.

Язык и речь. Язык и его единицы.

1

работа с текстом;

тренировочные упражнения;


Знать: единицы языка (звук, слово, предложения) и их роль в языке.

Уметь: находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове.



3.

Р.р. Стили речи.

1

элементы комплексного анализа текста



Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания.



Повторение изученного в начальных классах. (18 + 1к/р+ 3 р.р.)

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

работа с текстом; комментированное письмо;

словарный диктант на правописание непроизносимых согласных;

фонетический разбор



Знать: в чём заключается различие между звуком и буквой, что звуки делятся на гласные-согласные, гласные бывают ударные и безударные, образуют слоги, согласные делятся на парные-непарные, глухие-звонкие, мягкие-твёрдые.

Уметь: различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их.






5.




Орфограмма. Место орфограмм в словах.

1

словарная работа;

объяснительный диктант;

морфемный разбор


Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знания того, что орфограмма – "точка" применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.

Уметь: находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в разных морфемах.



6-7.


Правописание безударных гласных в корне

слова (проверяемых ударением и словарных слов).

2

работа с таблицами;

- распределительный диктант;

- тренировочные упражнения;

- выборочный диктант



Знать: способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.



8.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

тренировочные упражнения

Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.



9.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

работа с таблицами;

- распределительный диктант;

- тренировочные упражнения;

- выборочный диктант



Знать: способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне.



10.

Правописание букв И, У, А после шипящих.

1

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

Знать: правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.

Уметь: находить и обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем.



11.

Разделительные Ъ и Ь.

1

Тренировочные упражнения, объяснительный диктант.

Знать: правило употребления Ъ и Ь.

Уметь: находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать на письме разделительные Ъ и Ь; правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.



12.

Отличие предлога от приставки.








1

работа с таблицами;

- распределительный диктант;

- тренировочные упражнения;

- выборочный диктант



Усвоение понятия орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса.

Знать: о совпадении предлогов и приставок; что предлог – слово, приставка – часть слова; правила раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги.

Уметь: разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного написания; употреблять предлоги в речи.




13.

Р.р. Текст. Тема текста.



1

Озаглавить тексты, разделить на абзацы.

Знать: признаки текста.

Уметь: составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст, выделять части текста, составлять простой план; выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся; определять тему текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста.



14.

Р.р. Обучающее изложение (на основе упр. 66).

1


Уметь: передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения.



15.

Части речи.

1

проверка домашнего задания;

- работа с текстом;

- объяснительный диктант;

- синтаксический разбор словосочетания;

-индивидуальная работа по карточкам.


Знать: на какие вопросы отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием; об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь: определять части речи; морфологические признаки глагола; употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.



16.

Глагол. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

Устное высказывание, работа с текстом

Знать: опознавательный признак орфограммы –Ь; способ определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ.

Уметь: находить орфограмму в -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или –ТЬСЯ.



17.

Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами.

1

работа с таблицей, работа с учебником, тренировочные упражнения.

Знать: личные окончания глаголов I и II спряжения; о раздельном написании НЕ с глаголами.

Уметь: выделять личные окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу.



18.

Имя существительное. Ь после шипящих на конце существительных.

1

объяснительный диктант, осложненное списывание.

Знать: определение имени существительного как части речи; его морфологические признаки; об употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь: находить имена существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разбирать имена существительные по образцу.



19.

Падежные окончания существительных.

1

Тренировочные упражнения, распределительный диктант

20.

Имя прилагательное.

1

Беседа по пройденному материалу, тренировочные упражнения, творческая работа (дополнить текст прилагательными).

Знать: определение имени прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с существительным; способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного.

Уметь: изменять прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний.



21.

Местоимение.

1

Беседа по пройденному материалу, тренировочные упражнения.

Знать: о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном написании личных местоимений с предлогами.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.



22-23.

Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

2

Написание сочинения

Уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения, научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки.



24.

Повторение материала по разделу.

1

Тренировочные упражнения, индивидуальная работа с карточками

Систематизация ЗУН по разделу.

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу.



25-

26.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальной школе» и её анализ.


2





Синтаксис и пунктуация (19+1к/р+3 р/р).

27.

Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация.

1

Беседа, опрос, работа с текстом

Знать: предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.

Уметь: связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.




28.

Словосочетание. Строение словосочетаний.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

1

Работа с текстом ( выделение из текста словосочетаний, составление схем).

Знать: отличие словосочетания от слова; строение словосочетания; о связи слов в словосочетании.

Уметь: отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложения.



29.


Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

1

Работа с учебником, тренировочные упражнения на нахождение словосочетаний, выполнение тестовых заданий.

Знать: порядок разбора словосочетания.

Уметь: разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме.



30.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

Работа с отрывком из любимого стихотворения (расставить логическое

ударение), выразительно прочитать его.

Знать: основные признаки предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки завершения, понимать роль интонации.

Уметь: по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения.




31.


Р.р. Сжатое изложение.

1

Составление плана, выделение микротем. Написание изложения.

Знать: способы сжатия текста.

Уметь: формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключения и обобщения; строить сжатый текст.



32.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1

Работа с учебником, характеристика предложений по цели высказывания

Знать: виды предложений по цели высказывания, особенности интонации предложений; виды предложений по интонации; о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений.

Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять..



33.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

Беседа, тренировочные упражнения

Знать: что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого; о связи подлежащего и сказуемого.

Уметь: разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить грамматическую основу.




34.


Тире между подлежащим и сказуемым.




1

Работа с учебником, тренировочные упражнения


Знать: опознавательный признак употребления тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым.



35.

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

взаимопроверка

Знать: определение распространенных и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов предложения.

Уметь: разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; распространять предложения второстепенными членами.



36.



Дополнение.

1

Работа по карточкам

Знать: определение понятия "дополнение", способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения.

Уметь: находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего, верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.



37.


Определение.

1

Мини-сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения

Знать: определение понятия "определение", способ выражения определения, графическое обозначение определения, роль определения в речи.

Уметь: находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями.



38.

Обстоятельство.

1

Работа с учебником, тренировочные упражнения, комментированнное письмо.

Знать: определение понятия "обстоятельство", способы его выражения, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, роли обстоятельств в речи.

Уметь: находить обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами.



39.


Предложения с однородными членами.

1

комментированное письмо, составление схем

Знать: определение однородных членов предложения, об интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Уметь: находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами.



40.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

тренировочные упражнения

Знать: опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схемы предложений с однородными членами.

Уметь: по опознавательным признакам ставить знаки препинания, соблюдать правильную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов и обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.



41.


Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

комментированное письмо, составление схем.


42.

Предложения с обращениями.

1

Нахождение обращений из произведений художественной литературы.

Знать: определение обращения; об интонации при обращении; опознавательный признак выделения обращения на письме; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением.

Уметь: составлять предложения с обращением в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением; отличать обращение от подлежащего.



43.



Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.


1


Синтаксический разбор предложений

Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения

Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения (устно и письменно); определять стиль речи, к которому относится устный разбор.

Знать: порядок пунктуационного разбора простого предложения

Уметь: производить пунктуационный разбор (устно и письменно) простого предложения.



44.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!".

1

составление плана, словарная работа

Знать: основную мысль высказывания, понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь: составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.



45.


Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Выполнения тестовых заданий

Знать: структурные отличия простых и сложных предложений; виды сложных предложений по способу связи частей в составе сложного; различие между союзной и бессоюзной связью, сочинительной и подчинительной, сочинительные и подчинительные союзы; порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Уметь: определять количество основ в предложении; отличать простые предложения от сложных; определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять предложения по схемам; производить синтаксический разбор сложного предложения.



46.

Р.р. Функционально-смысловые типы речи.

Комплексный анализ текста.

1

Анализ текстов разных видов

Уметь: понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы.



47.

Прямая и косвенная речь. Диалог.

1

Работа с учебником, расставление знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Знать: понятия "прямая речь" и "слова автора", косвенная речь; что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге.

Уметь: определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью; распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести диалог.



48-

49.

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» и её анализ.


2


Контроль ЗУН.




Фонетика. Орфоэпия. (9+ 1к/р+3 р.р.)

50.







Фонетика – наука о звуках. Гласные и согласные звуки.

1



Аналитическая беседа

Знать: предмет изучения фонетики и графики; различие между гласными и согласными звуками, способы их образования, различие между звуком и буквой; об элементах транскрипции.

Уметь: различать звук и букву, гласные и согласные звуки по способу образования.


Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.



51.



Позиционные чередования гласных и согласных.

1

Работа с таблицей

Знать: сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; позиционные чередования гласных на письме не отражаются; правило написания и произношения буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ.

Уметь: объяснять правило проверки безударной гласной в корне с точки зрения позиционного чередования гласных; правильно произносить указанные слова.



52.


Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

1

Характеристика звуков

Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости; различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости; о явлении озвончения и оглушения.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму; различать звонкие и глухие согласные; правильно выбирать согласные на письме.



53-54.

Р.р. Повествование. Описание. Обучающее изложение текста с элементами повествования.

2

Анализ текста

Знать: структуру текста типа повествования; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.

Уметь: определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста; пересказывать текст.



55.




Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

1

творческое задание: записать в алфавитном порядке фамилии писателей, изучаемых в 5 классе.

Знать: чем отличается устная речь от письменной, о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение; о роли Ь для обозначения мягкости согласных; правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь: отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; находить в словах мягкий согласный, употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания.



56.


Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

Тренировочные упражнения

Знать: о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

Уметь: различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.



57.


Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

1

Аргументированный ответ на вопрос

Знать: предмет изучения орфоэпии.

Уметь: правильно произносить слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.



58.

Фонетический разбор слова.



1

Работа с фрагментами худ. текста

Знать: порядок фонетического разбора слова.

Уметь: производить фонетический разбор (устно и письменно) слов.



59.

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1

беседа

Обобщение и систематизация ЗУН.



60-

61.

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография» и её анализ.


2

диктант

Контроль ЗУН.



62.

Р.р. Сочинение-описание предметов по картине И.И. Машкова "Натюрморт с маками и васильками".

1

сочинение

Знакомство с натюрмортом; композиция.

Уметь: устно описывать предметы, изображенные на картине.



Лексика. Культура речи. ( 7+1к/р+1 р.р.)

63.


Слово и его лексическое значение. Словари.

1

Работа с толковым словарём

Знать: функцию слова в языке; понятия "словарный состав", "лексическое значение слова", "толковый словарь", "словарная статья"; о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь: пользоваться толковым словарем; толковать лексическое значение слова; различать лексическое и грамматическое значение слов.



64.


Однозначные и многозначные слова.

1

Тренировочные упражнения

Знать: понятия "однозначные" и "многозначные" слова и способы отражения в толковых словарях.

Уметь: выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.




65.


Прямое и переносное значение слов.


1

Сочинение загадок, нахождение метафор и олицетворений в стихотворений


Знать: понятия "прямое" и "переносное" значение слов, "метафора", об отражении в толковом словаре переносного значения слова.

Уметь: различать слова, употребленные в прямом и переносном значении.



66.



Омонимы.

1

Определение значений омонимов

Знать: чем отличаются омонимы от многозначных слов; о роли использования в речи.

Уметь: находить омонимы в толковом словаре, отличать от многозначных слов, употреблять в речи.



67.


Синонимы.


1

Работа со словарём, беседа, выполнение упражнений, словарная работа.

Знать: определение синонимов, синонимического ряда.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи.



68.



Антонимы.

1

Работа со словарём, беседа, выполнение упражнений, задания по занимательной лингвистике.

Знать: понятие "антонимы", о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.

Уметь: находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.



69.

Р.р. Подробное изложение.

1

написание изложения

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.



70-71.

Контрольная работа по разделу «Лексика». Анализ к/работы.

2


Контроль ЗУН.



Морфемика. Орфография. ( 17+ 1к/р+2 р.р.)

72.

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Беседа,

выполнение упражнений, морфемный разбор.

Знать: определение корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: выделять в слове морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.




73.




Окончание. Основа слова.


1

Выполнение упражнений, работа с таблицей.

Знать: определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова.

Уметь: выделять в слове окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголов.




74.


Корень слова.

1

Выполнение упражнений, задания по занимательной лингвистике.

Знать: определение корня слова; однокоренные слова.

Уметь: правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, разграничивать омонимичные корни.



75.


Р.р. Рассуждение. Рассуждение в повествовании.

Комплексный анализ текста.

1

Выразительное чтение, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Знать: о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста.

Уметь: находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.



76.


Суффикс. Суффиксы имен существительных и прилагательных.

1

Морфемный разбор, работа с таблицей, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Знать: определение суффикса, смысловое значение суффикса.

Уметь: правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выраженные суффиксы; образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.



77.

Приставка.

1

Морфемный разбор, работа с таблицей, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Знать: определение приставки, смысловое значение приставки.

Уметь: правильно выделять приставку в словах.



78.


Чередование звуков. Беглые гласные.

1

Морфемный разбор, работа с таблицей, словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Знать: о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми гласными.



79.

Морфемные словари русского языка. Морфемный разбор слова.

1

Предупредительный диктант, самостоятельная работа.

Знать: порядок морфемного разбора слова.

Уметь: пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения; производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.



80.


Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Работа с таблицей, выполнение упражнений.

Знать: правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-, ПРИ- и приставок на З- (С-); о неизменяемых приставках.

Уметь: находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках.



81.


Буквы З и С на конце приставок.

1

Работа с таблицей, выполнение упражнений.

Знать: правило написания букв на конце приставок; о единообразном написании приставки С-; словарные слова.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.



82.

Буквы О – А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-.

1

Объяснение учителя, выполнение упражнений.

Знать: чередование А – О в корнях.

Уметь: владеть способом выбора А – О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.



83-84.

Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-.

2

Объяснение учителя, выполнение упражнений

Знать: правило написания букв О – А в корне -РАСТ-, -РОС-; слова-исключения; о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически выделять.



85.


Буквы Ё – О после шипящих в корне.

1

Объяснение учителя, выполнение упражнений

Знать: правило написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения.

Уметь: обосновывать выбор О – Ё в корнях слов после шипящих; графически обозначать изученную орфограмму.



86.


Буквы Ы – И после Ц.

1

Объяснение учителя, выполнение упражнений

Знать: правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах, в словах-исключениях.

Уметь: обосновывать выбор гласных И – Ы после Ц.



87.

Повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика».

1

Выполнение упражнений, тест.

Обобщение и систематизация знаний по разделу.



88-89.

Контрольная работа и её анализ.

2

диктант

Контроль ЗУН.



90.



Р.р. Подготовка к сочинению-описанию изображенного на картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине").


1

Составление плана. Словарная работа.

Знать: о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморт.

Уметь: описывать малопредметные натюрморты.




Морфология.

91.

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Выполнение упражнений, работа с таблицей.

Знать: предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.



Имя существительное. (11+ 1к/р+3 р.р)

92.

Имя существительное как часть речи.

1

Беседа, выполнение упражнений.

Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь: опознавать существительные среди других частей речи.



93.

Р.р. Доказательства и рассуждения.

Комплексный анализ текста.

1

Беседа, выполнение упражнений, анализ текста.

Знать: структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.

Уметь: анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры; составлять рассуждение самостоятельного характера.



94.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

1

Беседа, выполнение упражнений, выразительное чтение, словарная работа, лингвистическая игра.

Знать: о существительных одушевленных и неодушевленных; основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных.

Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; разграничивать имена собственные и нарицательные; правильно писать их.



95.

Морфологический разбор имени существительного.

1

Изучение материала учебника, морфологический разбор.

Знать: порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.



96.

Род имени существительного. Имена сущест

вительные, которые имеют форму только множественного числа или только единственного.


1

Работа с таблицей. выполнение упражнений.

Знать: о грамматической категории рода существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; об именах существительных, имеющих форму только множественного числа или только единственного.

Уметь: определять род имени существительного, согласовывать глагол прошедшего времени, имя прилагательное с именем существительным; употреблять эти существительные в речи.



97.


Три склонения имен существительных.

1

Беседа, практические задания, работа с таблицей

Знать: о склонении имени существительного, о начальной форме существительного.

Уметь: находить начальную форму и находить склонение существительных, склонять существительные.



98-99.


Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

Словарный диктант, беседа, выполнение упражнений

Знать: названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; правило выбора Е – И в безударных падежных окончаниях имен существительных.

Уметь: определять падеж существительного, верно употреблять предлоги с падежами; владеть способом действия при выборе данной орфограммы.



100.

Р.р. Подробное изложение с элементами описания.

1

Написание изложение

Знать: о возможности использования существительных-синонимов для устранения речевых повторов.

Уметь: озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3-его лица, включать в него описание предмета.



101.


Множественное число имен существительных.

1

Работа с таблицей, выполнение упражнений.

Знать: об особенностях склонения существительного во множественном числе, в дательном, творительном и предложном падежах, об употреблении форм множественного числа имени существительного.

Уметь: правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.



102.

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

Наблюдения, лингвистический разбор, беседа, выполнение упражнений.

Знать: правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Уметь: применять правило написания О – Е после шипящих и Ц.



103.

Повторение по теме "Имя существительное".

1

Беседа, выполнение упражнений

Обобщение и систематизация знаний по теме.



104-105.

Контрольная работа по теме «Имя существительное». Анализ к/р.

2

диктант

Контроль ЗУН.



Имя прилагательное. (7+1к/р+ 1 р.р.)

106.



Имя прилагательное как часть речи.

1

Повторение, наблюдение, беседа, выполнение упражнений, выразительное чтение.

Знать: о роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию его в предложении.

Уметь: употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.



107.


Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Беседа, выполнение упражнений.

Знать: о согласовании прилагательных с существительными.

Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.



108.

Р.р. Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений.


1

Систематизация материала

Знать: описание животного в художественном стиле; использование образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь: писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.



109.

Буквы О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

1

Выполнение упражнений

Знать: условия выбора О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Уметь: применять правило при написании.



110.


Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

Беседа, выполнение упражнений

Знать: грамматические особенности и признаки кратких прилагательных.

Уметь: различать краткие прилагательные, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую; определять роль кратких прилагательных в предложении.



111.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Самостоятельная работа с учебником, выполнение упражнений, творческая работа.

Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.



112.

Повторение по теме "Имя прилагательное".

1

Выразительное чтение, беседа, работа со словарём, выполнение упражнений

Обобщение изученного по теме.



113-114.

Контрольная работа и её анализ

2

Диктант.

Контроль ЗУН.



Глагол. (12+1к/р + 1 р.р.)

115.

Глагол как часть речи. НЕ с глаголами.

1

Беседа, выполнение упражнений.

Знать: характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; правило написания НЕ с глаголами, знать нормы правильного ударения в глаголах с частицей НЕ.

Уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; определить морфологические признаки глагола; правильно писать глаголы с частицей НЕ, графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи.



116.


Неопределенная форма глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

1

Беседа, выразительное чтение, словарная работа. Выполнение упражнений

Знать: о неопределенной форме как начальной форме глагола; определение понятия; условия выбора написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; о произношении [ца] на месте -ТСЯ, -ТЬСЯ.

Уметь: различать глаголы в личной и неопределенной формах; правильно произносить глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ..



117.


Виды глагола.

1

Беседа, выразительное чтение, словарная работа. Выполнение упражнений

Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению; способы образования видовых пар глаголов.

Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; распознавать виды глаголов.



118-

120.


Буквы Е – И в корнях с чередованием.

3

Беседа, выразительное чтение, словарная работа. Выполнение упражнений

Знать: о чередовании гласных Е – И в корнях; способы действия при выборе орфограммы; перечень корней с чередованием.

Уметь: правильно писать слова с чередованием Е – И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.



121.


Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.

1

Творческая работа

Знать: что главное в рассказе – развертывающееся в определенной последовательности действие; о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе.

Уметь: составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его.



122.

Время глагола. Прошедшее время.

1

Наблюдения, беседа, комментарии учителя, выполнение упражнений.

Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов; способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Уметь: определять временные формы глагола; распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.



123.



Настоящее и будущее время.

1

Беседа, выразительное чтение, словарная работа. Выполнение упражнений

Знать: глаголы в настоящем времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида; о способах образования форм будущего времени, употребление их в речи.

Уметь: определять грамматическое значение глаголов в настоящем времени, употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы; образовывать простую и сложную форму будущего времени; различать формы глагола.



124.



Спряжение глаголов.

1

Выполнение упражнений, орфоэпическая работа.

Знать: что такое спряжение глагола; личные окончания глаголов I и II спряжения; способ определения спряжение глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь: владеть способом определения спряжения, изменять глаголы по лицам и числам.



125.

Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.

1

Выполнение упражнений.

Знать: выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.

Уметь: различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания.



126.

Морфологический разбор глагола.

1

Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение упражнений.

Знать: порядок морфологического разбора глагола.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.



127.

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен.

1

Выполнение упражнений.

Знать: о написании Ь на конце глагола 2-го лица; об употреблении глагола в предложениях без подлежащего; об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.

Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о прошлом употреблять глаголы 2-го лица в речи.



128.

Повторение изученного по теме «Глагол».


1

Выполнение упражнений, работа над речевыми нормами, работа с таблицей.

Систематизация и обобщение материала.



129-130.

Контрольная работа по теме «Глагол». Анализ и работа над ошибками.

2

диктант

Контроль ЗУН.



Повторение и систематизация изученного. (10 часов)

131-

140


Комплексный анализ текста.

Работа с тестами.


10

Выполнение упражнений, работа над речевыми нормами, работа с таблицей.

Повторение и систематизация знаний, умений, навыков, полученных в течение года.





Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.


К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Ш. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.






Литература для учителя.


  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2007.

  2. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2003..

  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.

  5. Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.

  6. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.

  7. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2003.

  8. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

  9. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2002.

  10. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.

  11. Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.

  12. Словари (по всем разделам русского языка).

  13. Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.







Литература для учащихся.


  1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2007.

  2. В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.

  3. Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2002.

  4. Словари (по всем разделам русского языка), справочники.

















40




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по русскому языку в 5 классе

Автор: Осипанова Наталья Геннадьевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа учебного курса русского языка для 5 - 9 классов к УМК  С.И. Львова. М., 2009 "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkogho-iazyka-dlia-5-9-klassov-k-umk-s-i-l-vova-m-2009"
    ["file_id"] => string(6) "177133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424586652"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса по программе С.И.Львовой (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-dlia-5-klassa-po-proghrammie-s-i-l-vovoi-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441369910"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету  РУССКИЙ ЯЗЫК  для 2 класса чувашских школ "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-po-priedmietu-russkii-iazyk-dlia-2-klassa-chuvashskikh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "232979"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442948314"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 11 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaiaproghrammauchiebnoghokursarusskiiiazyk11klass"
    ["file_id"] => string(6) "271162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451388764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства