Есенгалиев Темиржан Хаирович, учитель русского языка и литературы
Русский язык
8 - класс
Второстепенные члены предложения
О п р е д е л е н и е
Есенгалиев Темиржан Хаирович,
учитель русского языка и литературы
Цели :
образовательная: дать понятие об определении ; о тработать навыки разбора, на материалах связного текста обучать выразительному чтению, основам свободного пересказа.
развивающая: развивать умения применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль.
воспитательная: воспитание чувства любви к родине, к родной природе;
способствовать формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.
Тип урока :
систематизация полученных знаний
Форма обучения:
г р у п п о в а я
Средства обучения:
интерактивная доска, иллюстрации,
раздаточный материал (напечатанный текст)
М е т о д :
комбинированный (словесный, иллюстративный, поисковый)
Психологический настрой на урок
Составьте полные ответы на вопросы. Употребите в ответах определения, данные в скобках
Какая погода стоит сегодня на дворе ? ( солнечная, дождливая, морозная, пасмурная, ясная, безоблачная )
Какой хлеб тебе больше всего нравится ? (ржаной, пшеничный, чёрный, белый)
Какой урок идёт сейчас ? (первый, второй, третий…)
Чей мех самый тёплый ? (лисий, волчий, медвежий, заячий)
Слушайте. Повторяйте
определить – определение ;
предложить – предложение ;
изменить - изменение ;
открыть – открытие ;
содержать - содержание;
влиять – влияние ;
согласованное определение ;
интересное предложение;
природное изменение;
новое открытие;
содержание текста;
влияние атмосферы .
К р о с с в о р д
П
1
У
2
Ш
3
К
4
И
5
Н
6
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
- Главный член предложения, который связан с подлежащим ?
- Время глагола, отвечающий на вопрос что сделал ?
- Знак препинания в конце повествовательного предложения ?
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей ?
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой ? чей ?
Ключи к кроссворду
П
о
д
л
е
ж
а
щ
е
е
1
С
к
а
з
У
е
м
о
е
2
П
р
о
Ш
е
д
ш
е
е
3
Т
о
ч
К
а
4
Д
о
п
о
л
н
е
н
И
е
5
е
О
п
р
е
д
е
л
е
Н
и
6
- Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?
- Главный член предложения, который связан с подлежащим ?
- Время глагола, отвечающий на вопрос что сделал ?
- Знак препинания в конце повествовательного предложения ?
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей ?
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой ? чей ?
О п р е д е л е н и е – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы к а к о й ? ( к а к а я ? к а к о е ? к а к и е ?) , ч е й ?
(ч ь я ? ч ь ё ? ч ь и ?) , к о т о р ы й ? (к о т о р а я ? к о т о р о е ?
к о т о р ы е ?).
Определение обычно относится к подлежащему , дополнению или сказуемому , выраженному существительным.
Определения служат для п о я с н е н и я существительного или слова другой части речи в значении существительного.
Примеры: 1. Огромный дуб растёт у дороги.
2. В лесу раздаются птичьи голоса.
3. Мы здесь отдыхаем второй день.
Слово , к которому относится определение , называется
определяемым словом.
О п р е д е л е н и е
огромный дуб птичьи голоса второй день
определяемые слова
З а п о м н и т е способ согласования:
Определение обычно ставится перед определяемым словом и согласуется с ним :
а) в р о д е ( солнечный день, солнечная погода,
солнечное утро) ;
б) в ч и с л е ( дожливый год , дождливые годы) ;
в) в п а д е ж е ( жаркий день, жаркого дня, жаркому дню) .
В казахском языке определение не согласуется
с определяемым словом и н е изменяется.
С р а в н и т е :
в русском языке : в казахском языке :
красный цветок қызыл гүл
красного цветка қызыл гүлдің
красному цветку қызыл гүлге
красным цветком қызыл гүлмен
Работа со связными текстами
Найдите в тексте определения с определяемыми словами
Снег в Жаманшубарской степи начинает таять в первой половине апреля. Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озёра. В солнечные дни эти озёра блестят в степи, как блюдца на большой зелёной скатерти. В жаркие летние дни горячий воздух над степью как будто трепещет. Посмотришь на дальние аулы, стога сена, отары овец, и кажется, что они плывут.
В дождливые годы в степи растут высокие и густые травы. Пробежит в них резвый жеребёнок – и не увидишь его.
Овраги зарастают ковылём. В густых кустах ковыля гнездятся жаворонки.
(По С. Муканову)
Снег в Жаманшубарской степи начинает таять в первой половине апреля. Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озёра. В солнечные дни эти озёра блестят в степи, как блюдца на большой зелёной скатерти. В жаркие летние дни горячий воздух над степью как будто трепещет. Посмотришь на дальние аулы, стога сена, отары овец, и кажется, что они плывут.
В дождливые годы в степи растут высокие и густые травы. Пробежит в них резвый жеребёнок – и не увидишь его.
Овраги зарастают ковылём. В густых кустах ковыля гнездятся жаворонки.
(По С. Муканову)
Ключ к заданию
в Жаманшубарской степи, в первой половине, талые воды , в небольших впадинах ,
круглые озёра , в солнечные дни ,
на большой зелёной скатерти ,
в жаркие летние дни ,
горячий воздух, на дальние аулы,
в дождливые годы, высокие и густые травы , резвый жеребёнок , в густых кустах
Найдите в тексте определения
2. «А м а н а т»
Ценные вещи (например, семейные реликвии), передаваемые на временное хранение кому-либо.
Сохранить аманат и передать по просьбе (завещанию) считалось и считается проявлением большой человечности.
«Аманат қа қиянат қылма » - «Не злоупотребляй доверенным тебе», - гласит народная мудрость, призывая к честности, гуманности.
Аманат имел огромное значение в заключении устного договора между родами, жузами, был символом единения, дружбы, перемирия. В былые времена враждующие стороны при заключении перемирия в качестве аманата обменивались даже детьми.
Ключ к заданию
Найдите в тексте определения
2. «А м а н а т»
Ценные вещи (например, семейные реликвии), передаваемые на временное хранение кому-либо.
Сохранить аманат и передать по просьбе (завещанию) считалось и считается проявлением большой человечности.
«Аманат қа қиянат қылма » - «Не злоупотребляй доверенным тебе», - гласит народная мудрость, призывая к честности, гуманности.
Аманат имел огромное значение в заключении устного договора между родами, жузами, был символом единения , дружбы, перемирия. В былые времена враждующие стороны при заключении перемирия в качестве аманата обменивались даже детьми.
☺ Работа с текстом
☺
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы
После взрыв… мы ещё полторы н…дели ж…ли (в) Чингисских г…рах. Тут (же), (на)в…сокой сопке, п…х…р…нили Кенже – первую безвинную жертву испытан… в…д…родной бомб… (на) полигоне, близ гор…да Семипалатинска.
Гор…д Семей – Семипалатинск ! Р…дной, пыльный, малоприметный, (с)этого дня ты стал известен (во)всём мире ! Семипалатинск… Семей… Невада… Полигон… Атом… Испытания…
(Роллан Сейсенбаев)
Ключи к заданию
После взрыв а мы ещё полторы н е дели ж и ли в Чингисских г о рах. Тут же , на в ы сокой сопке, п о х о р о нили Кенже – первую безвинную жертву испытан ия в о д о родной бомб ы на полигоне, близ гор о да Семипалатинска.
Гор о д Семей – Семипалатинск ! Р о дной, пыльный, малоприметный, с этого дня ты стал известен во всём мире ! Семипалатинск… Семей… Невада… Полигон… Атом… Испытания…
(Роллан Сейсенбаев)
☺
Составьте словосочетания, подберите антонимы к прилагательным
поздняя осень - …, пасмурный день - …,
твёрдая земля - …, слабые корни - …,
тонкие ветки - …, мутная вода - …,
быстрая река - …, маленький участок - ….
Составьте словосочетания, подберите антонимы к прилагательным
поздняя осень - ранняя осень пасмурный день - ясный день
твёрдая земля - мягкая земля слабые корни - сильные корни
тонкие ветки - толстые ветки мутная вода - прозрачная вода
быстрая река - медленная река маленький участок - большой участок
☺
С какими существительными могут сочетаться данные определения ?
Медицинский,
медицинская,
медицинское,
медицинские
помощь, календарь, карточка,
медикамент, медикаменты,
оборудование, факультет,
институт, сёстры, литература, халат,
обслуживание
Ключи к заданию
календарь, медикамент, институт,
факультет, халат,
помощь, карточка, литература,
оборудование, обслуживание
сёстры, медикаменты,
Медицинский
медицинская
медицинское
медицинские
☺
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу определения из правого столбика
І. 1. В (каком?) … году мы ездили в Москву ? прошедший
2.Глаголы (какого?) … времени по лицам не изменяются? прошлый
ІІ.1. Брат получил (какую?) ... телеграмму : быстрый
2.Он выехал (каким?) ... поездом в Астану? скорый
3.Незнакомец скакал на (каком?) ... коне? срочный
ІІІ. 1.Ученик долго решал (какую?) ... задачу? тяжёлый
2.Друг перен ёс (какую?) … операцию? трудный
☺
Ключи к заданию
І. 1. В (каком?) прошлом году мы ездили в Москву .
2.Глаголы (какого?) прошедшего времени по лицам не
изменяются.
ІІ.1. Брат получил (какую?) срочную телеграмму .
2.Он выехал (каким?) скорым поездом в Астану.
3.Незнакомец скакал на (каком?) быстром коне.
ІІІ. 1.Ученик долго решал (какую?) трудную задачу.
2.Друг перен ёс (какую?) тяжёлую операцию.
Р е ф л е к с и я
Изучали тему «Определение»
- Для чего нужно знать эту тему?
Чтобы различать определение от других членов предложения, проводить разбор предложения.
Домашнее задание
- Поговорить друг с другом, употребляя в ответной реплике определения из правого столбика, отвечающие на вопросы чей ? чья ? чьё ? чьи ?
(Упр. 7 , стр. 88, 89)
Лист оценок
6
-
3
4
3
4
5
-
Берикова К
1
3
2
Дуйсенов А
Жайсанбаева Г
3
3
4
3
Зайырова Б
4
3
4
4
Исабаева Г
5
3
4
5
4
Какиева А
4
4
3
Итого
3
Касанов И
5
5
4
4
3
3
4
4
5
3
4
3
3
4
5
4
4
5
3
4
4
3
5
4
5
4
3
3
3
3
3
4
-
4
Куандыков Е
Куанышев А
3
3
3
Куанышкалиев Р
3
Куракбаев А
4
3
Оралов Ж
3
3
3
3
-
Сундетов Н
3
3
4
-
3
Танатова А
-
3
3
3
4
3
3
4
3
-
4
4
3
3
3
5
3
3
4
5
3
4
4
3
4
4