Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка
Материал презентации поможет учителю организовать работу по воспитанию бережного отношения к родному краю на уроках русского языка.
Данная разработка подробно освещает, как можно использовать на уроках русского языка местный языковой материал: тексты, отражающие жизнь, быт, обычаи, природу, историю родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка »
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка
Тимофеева Ирина Иннокентьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 п.г.т. Сафоново
Воспитание гражданственности и патриотизма – одна из целей изучения русского языка в школе. А любовь к России начинается с привития ребёнку любви к «малой Родине».
Как же воспитать бережное отношение к родному краю на уроках русского языка? 1. Формировать у школьников умение создавать тексты разных типов и стилей речи на региональные темы. 2. Использовать на уроках русского языка местный языковой материал: тексты, отражающие жизнь, быт, обычаи, природу, историю родного края.
Актуализация знаний обучающихся.
Тема «Употребление предлогов в речи».
Работа с текстом
Люди, никогда (не) бывавшие ... Заполярье, обычно пр..увеличивают «ужасы» полярной природы. Они считают, что ... целого года ни ... минуту (не) ослабевает мороз. ... (не) пр.. рывной пурги нельзя выбраться ... улицу. Но это представление (не)верно. ... холод, (не) описуемо пр...красен Север. ... яркого солнца алмазный свет звёзд отражается ... каждом кристаллике снега. ... путнику несутся северные сияния - сполохи. ... тьме серебряный свет луны заливает (не) обозримые просторы. (И. Соколов-Микитов)
Актуализация знаний обучающихся.
Работа с текстом
- Можно ли назвать эту запись текстом? (Нет).
- Почему? (Пропущены слова. Слова и предложения не связаны по смыслу и грамматически).
- Вставьте пропущенные слова. (Слова для справок: в, в течение, на, из-за, на, несмотря на, вместо, в, навстречу, наперекор).
- Получился теперь текст?
- Докажите. ( Слова и предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой «Север», текст можно озаглавить «Заполярье», основная мысль текста - «неописуемо прекрасен Север»).
- Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст? (Благодаря предлогу).
Актуализация знаний обучающихся.Тема «Чередующиеся гласные».Работа с текстом
Жил на озере Имандре в становище богатырь. Был он с…лён и добр: и зайца-то из силка выручит, и в мороз птицу-то обогреет.
Узнал о нём Кощей. От злости у него в глазах пот…мнело, а в голове угар приключился. Решил изв…сти богатыря. Похитил злодей Солнце красное.Трудно стало людям жить, дак. В д…мах лишь чуть тлели огарки св…чей.
Актуализация знаний обучающихся.Работа с текстом
Отправился тогда Богатырь на поиски Солнца. Много испытаний пришлось ему перен…сти, дак: в огне горел, с Кащеем бился. Пичужки и зверушки лесные помогли ему. Вернул Богатырь Солнце-то красное. Загорелось оно на небе, тепло и радость вернулись в дома людей.
Актуализация знаний обучающихся.Работа с текстом
- Определите тему текста. (Добро и зло).
- Определите основную мысль. (Добро побеждает зло).
- Есть другие варианты?
- Определите тип речи. (Повествование).
- К какому стилю речи относится текст? (Художественному) .
- Что вам позволило сделать такой вывод? (Определили жанр текста – сказка).
- Какая это сказка? (Народная, поморская).
- Как вы определили? (Северные реалии, синтаксические особенности: частицы -то, -дак; инверсия, характерная для поморских сказок).
- Какое слово в сказке было для вас новым? ( Становище).
- Можно объяснить значение слова, исходя из текста?
- Обратимся к словарю Ивана Севастьяновича Меркурьева «Живая речь Кольских поморов».
- Прочтите словарную статью.
- Запишите слово в словарь.
Объяснение нового материала.
«Употребление предлогов в речи»
Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал,
Чтоб для отважных было море,
А если без, тогда причал.
Н. Рубцов
Объяснение нового материала.
Тема «Употребление предлогов в речи»
Остряки на Севере часто шутят:
- Вы как предпочитаете Заполярье: с северным сиянием или без?
- Без.
Объяснение нового материала.Тема «Употребление предлогов в речи»
Задания группам /карточки/:
1 группа:найдите морфологические омоформы, определите части речи.
2 группа:проанализируйте примеры и ответьте на вопрос: есть ли послелоги в русском языке?
Не ради шутки он (Ломоносов) долгие годы исследовал природу северного сияния.
Истины ради трудился великий учёный.
Закрепление учебного материала.Сказка о корнях -гор-гар- и –зор-зар-
За тридевять земель, в царстве Белых Льдов, жила гордая царица
Грамматика. Прислуживали ей два брата близнеца Гор-Гар и две сестрицы близняшки Зор-Зар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг, гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не выдержала царица, кликнула клич по всему Терскому берегу Белого моря: «Кто научит меня различать моих верных слуг, того награжу по-царски».
Первым по зову явилось Ударение. Прыгнуло оно и поставило ударение: у братьев Гор-Гар -а- оказалось под ударением, а у сестриц попало под ударение –о-.
Обвенчала тогда царица брата Гар с сестрицей Зор, а брата Гор с сестрицей Зар.
С тех пор «заря всегда горит», «а зорька получает загар».
На той свадьбе и я был, ел я капусту, а в брюхе-то пусто.
Закрепление учебного материала
По з…ре з…рянской катился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать. (Солнце)
Список литературы:
1.Смирнов В. Побережник: Стихи разных лет. -Мурманск, 1987.
2. Смирнов В. Поклонный крест. - Мурманск, 1993.
3. Меркурьев И.С. Живая речь кольских поморов.- Мурманск, 1997.