Тема : Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Цели урока : 1.Обучающая : проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их; повторить сведения о композиции сочинения - рассуждения ; раскрыть содержание понятия «аргумент»; подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С).
2.Развивающая цель: формировать умение выражать свое отношение к каким-либо фактам, подбирая необходимые аргументы; развивать речевую культуру учащихся ; развивать творческие способности учащихся и умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
3.Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса ; воспитание любви к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе»
Конспект урока русского языка в 11 «А» классе
Тема : Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Цели урока : 1.Обучающая : проанализировать текст, предложенный преподавателем; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; сформировать у учеников собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их; повторить сведения о композиции сочинения - рассуждения ; раскрыть содержание понятия «аргумент»; подготовить к написанию сочинения по заданию , сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С).
2.Развивающая цель: формировать умение выражать свое отношение к каким-либо фактам, подбирая необходимые аргументы; развивать речевую культуру учащихся ; развивать творческие способности учащихся и умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
3.Воспитывающая цель: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса ; воспитание любви к родному краю.
Задачи уроков:
1. Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Оборудование: ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, таблица «Стили речи» , словари ,презентации.
Какое чудо-восхищаться в живописи тем,
чем в реальности не восхищаешься.
Эжен Делакруа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя.
-Ребята , сегодня у нас необычный урок .Присутствуют гости. В рамках подготовки к ЕГЭ мы работаем над темой « Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. »На предыдущих уроках мы писали подобные сочинения .Темы были самые разные: об отношении человека к истории ,о Великой Отечественной войне ,о милосердии ,о родном крае ,об экологии и другие. У каждого из вас были свои сложности , сегодня мы с вами продолжим работу над сочинением и постараемся преодолеть те трудности , которые у вас возникали.
II. Формулировка цели урока учащимися.
-Ребята ,чему сегодня на уроке вы хотели бы научиться и какие цели перед собой ставите?
Обобщение учителем цели урока.
-Что будет логическим завершением урока?
III.Фронтальная беседа-опрос.
-Давайте вспомним , как композиционно должно быть выстроено сочинение-рассуждение? (Слайд №1)
1.Тема и проблема.
2.Комментарий проблемы автором.
3.Позиция автора.
4.Позиция ученика.
5.Аргументы.
6.Вывод.
-Какой тип речи мы используем для сочинения-рассуждения? (Слайд №2)
- В каком стиле речи чаще всего используется рассуждение?
-Назовите языковые и стилистические особенности публицистического стиля.
-Используйте их при написании сочинения.
- А какие стили речи вы ещё знаете ? (таблица на доске )
IV. Работа с текстом.
-А теперь перейдём к работе с текстом. Перед нами отрывок из произведения К.Г .Паустовского .Давайте все вместе его прочитаем.
(Чтение текста учащимся).
1.Лексическая работа .
-Значение каких слов вызывает затруднение?
(Захолустные ,самоотверженный, непосредственный.)
-Как вы понимаете значение этих слов ?
-Как трактуется значение этих слов в словарях?( Группа ребят работает со словарём.)
-Продолжаем работу с текстом. С чего следует начать?
-Подчеркните в тексте предложения ,в которых выражена основная мысль.
(Слайд №4)
-Ребята уже определили лексическое значение непонятных слов , давайте их послушаем.
-А теперь ,пользуясь памятками и словарями понятий,сформулируйте и напишите начало ваших сочинений.
-Какой следующий этап нашей работы ?
-Правильно, комментарий. Сформулируйте его.
-Что нужно добавить в сочинение?
-Найдите в тексте предложения, выражающие авторскую позицию ,и прочитайте их. (Слайд №5)
-Какие слова показывают ,что это авторская позиция?
-Продолжаем работу с текстом. О чём мы должны написать в следующем абзаце? Сформулируйте эту часть сочинения и прочитайте . А теперь ,пользуясь памятками и словарями понятий, оформите свои мысли письменно . Первая группа формулирует основную мысль ,если затрудняетесь, используйте свои памятки и словари понятий ,которые лежат у вас на партах .Вторая и третья группа формулирует авторский комментарий , а четвёртая и пятая – авторскую позицию , выразив своё согласие или несогласие.
V.Релаксация.
-В тексте автор говорит о том , что мы часто не замечаем красоту вокруг .Бежим из дома в школу ,из школы –домой .Остановиться некогда, а нужно бы…Давайте сейчас немного отдохнём и полюбуемся зимними пейзажами . Ребята ,откиньтесь на спинку стула и наслаждайтесь красотой русской природы.(Презентация «Зимние пейзажи»)
-Каковы ваши впечатления?
-Немного отдохнули ,а теперь возвращаемся к работе с текстом.
Дальнейшая работа строится на наших собственных знаниях.
-Какой следующий этап работы?
-Что такое аргумент? Какие бывают аргументы?(Слайд №6)
- Художники и поэты более тонко чувствуют красоту окружающей природы и передают её нам в своих произведениях. Послушаем стихотворение Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке»
(Наизусть читает ученик)
-Можем ли мы взять эти поэтические строки в качестве аргумента?
-А какая мысль этого стихотворения созвучна с нашим текстом? Найдите строки и прочитайте.
В тексте К. Паустовского говорится о никому не известных художниках захолустных городков. Наш город хоть и не захолустный ,но находится вдали от столицы. Я хочу познакомить вас с оренбургской художницей О.В. Нагорной и её творчеством.
Ольга Викторовна родилась в Оренбурге в 1970 году, окончила художественное училище .С 1977 г.- член Творческого Союза художников России. Когда вы будете смотреть её картины ,записывайте названия наиболее понравившихся .Я думаю ,вам это пригодится в качестве аргумента.
(Презентация 26 слайдов.)
-Каким вы увидели Оренбург на картинах художницы?
-Дома вы прочитали рассказ В. Солоухина «Владимирские просёлки»
О чём он?
-Можно ли его использовать в качестве аргумента ? А что ещё можно использовать в качестве аргумента к сочинению ? ( Эпиграф)
- Напишите один аргумент к сочинению ,используя материал презентации о художнице . (Для всех групп) А второй аргумент напишите ,используя или рассказ Солоухина ,или стихотворение Рыленкова ,или эпиграф к уроку. Может ,кто-то из вас приведёт свой собственный , будет очень хорошо.
-Послушаем ,что у вас получилось.
-В сочинениях на какие темы могут быть использованы эти же аргументы?
-А теперь давайте соединим все части нашего сочинения.
-Я хочу предложить вашему вниманию фрагмент сочинения , написанного по этому же тексту выпускниками прошлого года.
-Ну что? Вам ещё есть ,чему учиться?
- Мы достигли цели ,поставленной в начале урока?
VI. Вывод, обобщение.
-Ребята ,а ещё каким критериям должно соответствовать наше сочинение?
VII.Дом.задание: для первой группы -отредактировать текст сочинения , взяв черновые материалы (скопировать на съёмный диск).
Остальным - написать сочинение по тексту № 15 из сборника «ЕГЭ 2012г.»,учитывая полученные на уроке рекомендации, используя памятки и копилку материалов .