kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: РР. Письмо.

Цели: ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с новыми словами по данной теме ;

РАЗВИВАЮЩАЯ - развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание бережного и ответственного отношения к слову,.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Эпиграф к уроку:

Прошу тебя

Пиши мне письма!

В наш громкий век

Им нет цены.

Н.Кузовлева

ХОД УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

Твой верный Людвиг.(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

2. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)

- Что я прочитала?

Верно, я зачитала письма. В наши дни неслучайно возникает вопрос: – А любит ли современная молодёжь писать письма?

– Чем эта нелюбовь, на ваш взгляд, вызвана? А может и не надо сейчас уметь писать письма, может быть, этот вид письменного сообщения устарел?

– Как бы ни хороши были современные средства связи: телефоны, факсы, к сожалению, они вытесняют письменные формы общения, но полностью заменить их не могут Конечно, переброситься парой фраз по телефону гораздо проще, чем сидеть за столом над листом бумаги… Даже поздравить можно по телефону, но через какое–то время от такого поздравления не остаётся и следа, нечего взять в руки и перечитать… Посмеяться, улыбнуться или всплакнуть от избытка чувств. А ведь слова обладают огромной силой влияния на нас. Вслушайтесь.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться.
И равнодушно холодом дышать.

(Я. Козловский “Слово”)

Вот какой силой обладают письма! Поэтому цель нашего урока – подготовиться к написанию письма. И писать его мы будем в виде рассуждения. Вспомните правила написания сочинения-рассуждения. А какие сочинения рассуждения мы с вами уже писали?

Работа со словарем Даля.

Что же такое письмо? В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой “Толковый словарь”, дал такое определение слову “письмо”: письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому. Оказывается, когда мы пишем письмо-рассуждения, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию.

Вы уже взрослые и должны знать, что письма относятся к древнейшему специальному литературному жанру, который называется «эпистолярный»Название жанра произошло от греческого слова эпистола, что означало послание.

2. Изучение нового материала.

1.Какие бывают письма?

2. Кому мы чаще всего пишем письма?

3. С какой целью мы отправляем письмо? Например, поздравительное? Деловое? (в архив, люб организацию) Дружеское?

5.Виды писем.

-Какие письма называют личными , деловыми. И почему?

-Кому пишут такие письма?

-Читать чужие письма – дурной тон.

6.Практическая работа. Правила заполнения конверта.  

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?  (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)   Неправильно был указан адрес и адресат.

7. Лексическая работа

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

1. Адресат- Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант-  Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь.

 Проецируется на экране:   адресат, адресант

   8. Заполнение конверта

Работа по оформлению адреса на конверте.

Ребята, а что ещё необходимо, чтобы написанное вами письмо дошло до адресата? Конечно же, конверт.

Очень важно научиться правильно оформлять адрес во избежание различных недоразумений.

Ребята, вы наверняка помните рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Главный герой его, Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу”.

Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? Почему?

А вот ещё несколько советов по написанию письма. Прочитайте их и запомните.

Правила

Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

1) улицы, номер дома и квартиры;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области;

внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

Образец

От кого Иванова Ильи Игоревича

Откуда ул.Лермонтова, дом 18, кв. 196

г.Киров

обл. Кировская

Россия

Кому Савельевой Ларисе Николаевне

Куда ул.Первомайская, дом 5, кв. 9

г. Братск

обл. Иркутская

Россия

Алгоритм написания письма

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. 
Здравствуйте…

  1. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  2. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  4. Обращения в письмах выделяются либо запятыми, либо при помощи восклиц знака.

Памятка.

  • Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).
  • Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).
  • Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).
  • Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).
  • Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов.

 Задание

Первый ряд напишет письмо-поздравление первой учительнице; второй ряд напишет письмо-поздравление бабушке.

2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае (2 ряд).

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

12. Итоги урока.

- Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?

- Для чего люди, значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы узнали на уроке о письме. А для этого ответим на вопросы.

Вопросы:

  1. Название рода литературы. (эпос)
  2. Учреждение по пересылке писем и посылок. (почта)
  3. Вид письма, в основе которого написание письма определенному лицу. (личное)
  4. Она бывает телефонная и телеграфная. (связь)
  5. Поздравительное письмо. (открытка)
  6. Название письма, написанного в официальном стиле. (деловое)
  7. Разносчик писем. (почтальон)
  8. Тот, кто на Руси развозил почту на лошадях.(ямщик)
  9. Мешочек для письма из бумаги.(конверт)
  10. Тот, кому адресовано письмо.(адресат)
  11. Цифровой код города, села.(индекс)
  12. Приветствие в личном письме. (Здравствуйте)

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Письмо"»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: РР. Письмо.

Цели: ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить учащихся с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма, с новыми словами по данной теме ;

РАЗВИВАЮЩАЯ - развивать мысленно – речевую деятельность, продолжать работу по развитию образного мышления;

Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - воспитание бережного и ответственного отношения к слову, .

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Эпиграф к уроку:



Прошу тебя



Пиши мне письма!



В наш громкий век



Им нет цены.



Н.Кузовлева



ХОД УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.



1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

Твой верный Людвиг.

(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

2. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)



- Что я прочитала?

Верно, я зачитала письма. В наши дни неслучайно возникает вопрос: – А любит ли современная молодёжь писать письма?

– Чем эта нелюбовь, на ваш взгляд, вызвана? А может и не надо сейчас уметь писать письма, может быть, этот вид письменного сообщения устарел?

– Как бы ни хороши были современные средства связи: телефоны, факсы, к сожалению, они вытесняют письменные формы общения, но полностью заменить их не могут Конечно, переброситься парой фраз по телефону гораздо проще, чем сидеть за столом над листом бумаги… Даже поздравить можно по телефону, но через какое–то время от такого поздравления не остаётся и следа, нечего взять в руки и перечитать… Посмеяться, улыбнуться или всплакнуть от избытка чувств. А ведь слова обладают огромной силой влияния на нас. Вслушайтесь.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться.
И равнодушно холодом дышать.

(Я. Козловский “Слово”)

Вот какой силой обладают письма! Поэтому цель нашего урока – подготовиться к написанию письма. И писать его мы будем в виде рассуждения. Вспомните правила написания сочинения-рассуждения. А какие сочинения рассуждения мы с вами уже писали?



.Работа со словарем Даля.

Что же такое письмо? В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой “Толковый словарь”, дал такое определение слову “письмо”: письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому. Оказывается, когда мы пишем письмо-рассуждения, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию.

Вы уже взрослые и должны знать, что письма относятся к древнейшему специальному литературному жанру, который называется «эпистолярный»Название жанра произошло от греческого слова эпистола, что означало послание.



2. Изучение нового материала.

1.Какие бывают письма?

2. Кому мы чаще всего пишем письма?

3. С какой целью мы отправляем письмо? Например, поздравительное? Деловое? (в архив, люб организацию) Дружеское?

5.Виды писем.

-Какие письма называют личными , деловыми. И почему?

-Кому пишут такие письма?

-Читать чужие письма – дурной тон.

6.Практическая работа. Правила заполнения конверта.  

- Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?  (Учитель показывает конверт, на котором написано: на деревню дедушке.)   Неправильно был указан адрес и адресат.

7. Лексическая работа

– А кто же такой адресат? Чтобы правильно ответить на этот вопрос обратимся к нашему помощнику – словарю.

1. Адресат- Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель

2. Адресант-  Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель 

- Как называются слова, похожие по звучанию, но разные по значению и написанию? (паронимы). В речи нельзя допускать употребление одного из паронимов вместо другого. Давайте эти слова тоже запишем себе в тетрадь.

 Проецируется на экране:   адресат, адресант

      

8. Заполнение конверта



Работа по оформлению адреса на конверте.

Ребята, а что ещё необходимо, чтобы написанное вами письмо дошло до адресата? Конечно же, конверт.

Очень важно научиться правильно оформлять адрес во избежание различных недоразумений.

Ребята, вы наверняка помните рассказ А.П.Чехова “Ванька”. Главный герой его, Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу”.

Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? Почему?

А вот ещё несколько советов по написанию письма. Прочитайте их и запомните.





Правила

Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

1) улицы, номер дома и квартиры;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области;

внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

Образец

От кого Иванова Ильи Игоревича

Откуда ул.Лермонтова, дом 18, кв. 196

г.Киров

обл. Кировская

Россия

Кому Савельевой Ларисе Николаевне

Куда ул.Первомайская, дом 5, кв. 9

г. Братск

обл. Иркутская

Россия


Алгоритм написания письма



  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. 
    Здравствуйте…

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

  5. Обращения в письмах выделяются либо запятыми, либо при помощи восклиц знака.

Памятка.

  • Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).

  • Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).

  • Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).

  • Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).

  • Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов.

 Задание

Первый ряд напишет письмо-поздравление первой учительнице; второй ряд напишет письмо-поздравление бабушке.

Слова-подсказки


Поздравляю

Разрешите поздравить… 
Позвольте пожелать… 
Дорогая… 
Уважаемая…

от всей души…
от всего сердца…
сердечно…

2. Напишите другу письмо-рассказ о своём родном крае (2 ряд).

Слова-подсказки

Дорогой…
Хочу рассказать тебе о…
Я очень хочу поделиться с тобой мыслями о…
Мне интересно узнать…
Напиши мне о…
Очень скучаю без тебя…
С нетерпением жду ответа…

12. Итоги урока.

- Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?

- Для чего люди, значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы узнали на уроке о письме. А для этого ответим на вопросы.

Вопросы:

  1. Название рода литературы. (эпос)

  2. Учреждение по пересылке писем и посылок. (почта)

  3. Вид письма, в основе которого написание письма определенному лицу. (личное)

  4. Она бывает телефонная и телеграфная. (связь)

  5. Поздравительное письмо . (открытка)

  6. Название письма, написанного в официальном стиле. (деловое)

  7. Разносчик писем. (почтальон)

  8. Тот, кто на Руси развозил почту на лошадях.(ямщик)

  9. Мешочек для письма из бумаги.(конверт)

  10. Тот, кому адресовано письмо.(адресат)

  11. Цифровой код города, села.(индекс)

  12. Приветствие в личном письме. (Здравствуйте)

Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе "Письмо"

Автор: Ягафарова Рузиля Маснавиевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок русского языка (обучение письму) 1 класс по теме "Строчная и заглавная буквы А, а" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-obuchieniie-pis-mu-1-klass-po-tiemie-strochnaia-i-zaghlavnaia-bukvy-a-a"
    ["file_id"] => string(6) "190065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427101815"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока русского языка "Письмо заглавной и строчной буквы Б, б.""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pismo_zaglavnoi_i_strochnoi_bukvy_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "489714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544352054"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка на тему: "Местоимения в тексте" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-miestoimieniia-v-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "191762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427366003"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок русского языка. "Пишем письмо""
    ["seo_title"] => string(33) "urok_russkogo_iazyka_pishem_pismo"
    ["file_id"] => string(6) "505719"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554194529"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства