Виды второстепенных членов предложения
5 класс
ЮКО, город Шымкент
Школа-гимназия №75
Учитель русского языка и литературы
Мамрбаева Д.Ж.
Второстепенные члены предложения
ДОПОЛНЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
ДОПОЛНЕНИЕ
- Отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Выражается существительным или
местоимением в косвенном падеже.
4. Подчёркивается пунктиром.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- Отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
- Выражается прилагательным,
местоимением.
4. Подчёркивается волнистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
- Отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ?
- Обозначает место, образ, время,
действие и др.
3. Выражается наречием или
существительным в косвенном падеже.
4. Подчёркивается пунктиром с точкой.
ДОПОЛНЕНИЕ
Мальчик пинает
ЧТО?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Зайчишка
КАКОЙ?
Морковка
ЧЬЯ?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Собака сидит
ГДЕ? (место)
Собака появляется
ОТКУДА? (место)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Девочка плачет
КАК? (способ действия)
Случай произошёл
КОГДА? (время)
РАЗБЕРИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИ
Добрые люди зимой
подкармливают птиц.
РАЗБЕРИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИ
прил. сущ. сущ.
Добрые люди зимой
Глагол сущ.
подкармливают птиц.
ВСТАВЬТЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Велик телом, да мал …
ДЕЛОМ
ВСТАВЬТЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Золото добывают из земли, а знания из …
КНИГИ
ВСТАВЬТЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В … теле – здоровый дух.
ЗДОРОВОМ
ВСТАВЬТЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Без … в жизни туго.
ДРУГА
Задание: придумайте 2 предложения,
укажите второстепенные члены.
Укажите предложение, в котором есть
ДОПОЛНЕНИЕ
Дорога была усыпана жёлтыми листьями.
В землянке была кирпичная печь.
Скоро на улице зажгутся огни.
Укажите предложение, в котором есть
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Котёнок громко мяукал.
В комнате послышались звуки.
Нам удалось достичь огромного острова.
Укажите предложение, в котором есть
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Раздавался топор дровосека.
Этим летом было жарко.
Букет был из белых ромашек.
Второстепенные члены предложения
Второстепенный член предложения
Отвечает на вопросы
ДОПОЛНЕНИЕ
Обозначает
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Косвенных
падежей
Является
Какой?
Предмет
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Чей?
Существит.
Признак
Подчёрки-вается
Где? Куда?
Прилагат.
Когда? Как?
Местоимен.
Место
Существит.
Время
Наречие
Откуда?
Зачем?
Существит.
Способ действия
Почему?
Стратегия критического мышления:
«Перепутанные логические цепи»
Мудрец и бабочка
1. В одном городе жил мудрец.
2. Все люди города обращались к нему с вопросами и на все вопросы
он давал свой мудрый ответ.
3. Это произошло давным-давно.
4. Как-то один человек решил перехитрить мудреца.
5. Легко зажал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду я к мудрецу. Спрошу какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая?”.
6. Пришел он на луг, поймал бабочку.
7. Если мудрец скажет, что живая, то зажму сильнее, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая.
8. Пришел и говорит: “Мудрец ты у нас все знаешь, тогда скажи мне, живая у меня в руке бабочка или мертвая?” Мудрец подумал и сказал:
10. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу еë, пусть летит.
Упражнение 11. (Работа по учебнику)
Спишите, поставьте слова данные в скобках в творительном падеже.
1. Перед (здание) Дворца стоит памятник Абаю.
2. Перед (институт) большой парк.
3. Перед (вход) в школу разбит красивый цветник.
4. Перед (роща) расстилается широкий луг.
5. Летом дети жили в лагере за (город).
6. За (деревня) находится поле, за (поле) лес.
7. Спортплощадка находится за (здание) школы.
8. За (дом) огромный фруктовый сад.
О Ц Е Н И В А Н И Е
№
Ф.И.О
1
2
Оценки
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Домашнее задание:
Упражнение 8 страница 185;
Упражнение 12 страница 189;