kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал "Из жизни слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок...

Н. В. Гоголь

Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким ты­сячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь словами, достигает астрономических единиц. Число различных текстов, которые можно записать с помощью предложений, прак­тически бесконечно... Благодаря этому свойству языка мы полу­чаем возможность в любое время высказать любую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. С помощью горстки фи­гур строится всё бесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горстки химических элементов строится этот удивительный мир, в котором мы живём.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Из жизни слов" »

Устный журнал   «Из жизни слов»   Ценность слова — не в обличье громком. Если смысл в нём мудрый заключён—   Значит, слово перейдёт к потомкам, Уцелев под натиском времён.

Устный журнал  «Из жизни слов»

Ценность слова — не в обличье громком.

Если смысл в нём мудрый заключён—

  Значит, слово перейдёт к потомкам,

Уцелев под натиском времён.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок...   Н. В. Гоголь

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок... Н. В. Гоголь

  • Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким ты­сячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь словами, достигает астрономических единиц. Число различных текстов, которые можно записать с помощью предложений, прак­тически бесконечно... Благодаря этому свойству языка мы полу­чаем возможность в любое время высказать любую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. С помощью горстки фи­гур строится всё бесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горстки химических элементов строится этот удивительный мир, в котором мы живём.
  • Существует специальная система обучения пра­вильной, выразительной и чёткой речи. Этой системой в совершенстве овладевают актёры, пев­цы, дикторы. Вы тоже можете ежедневно выполнять одно из упражнений. Оно заключается в том, что по нескольку раз внятно и очень чётко выго­вариваются труднопроизносимые слова, например:  соответствующими, участвовавшими, взаимоотношения, усовершенствованиями, публицис­тический, экзаменационный, наливающимися, покровительствовавшие, облагодетельствованный, безмолвствовавший, опрокидывающимися  и т. п. Этот список слов можно продолжить, воспользовавшись, например, орфографическим словарём. Работая с такими словами, запоминайте и их правильное написание.
Много увлекательных историй, языковых тайн раскрывает этимологический анализ слова  

Много увлекательных историй, языковых тайн раскрывает этимологический анализ слова  

  • Позор.  В  древнерусском языке глагол  позреть  означал «поглядеть, посмотреть»;  позорище значило то же, что современное слово  зрелище.  Именно поэтому слово  позор  у русских и приобрело значение срама,  позор —  это постыдное зрелище, это то, на что смотрят с презрением, негодованием. Так воспользовался этим словом наш язык.
  • Слово  мешок  происходит от корня  -мех-,  так как вначале вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялось из звериных шкур. В некоторых говорах  мешок  и поныне называют  мехом.
Слово  внимание  пришло к нам из старославянского языка. Наши далёкие предки знали и часто употребляли слово имати  — «брать». Позже при помощи приставки  вън- (в-)  от этого слова образовался новый глагол внимати,  который обозначает «слушать», буквально — «вбивать в себя» Сейчас слова  имати  в нашем языке нет, глагол  внимать  употребляется сравнительно редко, зато производные от него  внимание, внимательный, понимать  знает каждый школьник. Внимание  — «вбирание в себя, внимательное прослушивание».

Слово  внимание  пришло к нам из старославянского языка. Наши далёкие предки знали и часто употребляли слово имати  — «брать». Позже при помощи приставки  вън- (в-)  от этого слова образовался новый глагол внимати,  который обозначает «слушать», буквально — «вбивать в себя»

Сейчас слова  имати  в нашем языке нет, глагол  внимать  употребляется сравнительно редко, зато производные от него  внимание, внимательный, понимать  знает каждый школьник.

Внимание  — «вбирание в себя, внимательное прослушивание».

Перст. Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах  перстень  и  напёрсток. И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется  перчаткой.  Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове  перчатки  словом  перст.                  А не родственник ли персту слово  наперсник?  Нет, это слово другого племени. Оно ведёт своё происхождение от слова  перси —  «грудь», поэтому и пишется без  т.  Словом  наперсник  называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По сло­вам В. Г. Белинского, для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич называл свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи. Первых настоящих друзей, которые стали его наперсниками, судьба подарила Пушкину в ранней юности.

Перст. Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах  перстень  и  напёрсток.

И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется  перчаткой.  Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове  перчатки  словом  перст.

 

А не родственник ли персту слово  наперсник?  Нет, это слово другого племени. Оно ведёт своё происхождение от слова  перси —  «грудь», поэтому и пишется без  т.  Словом  наперсник  называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По сло­вам В. Г. Белинского, для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич называл свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи.

Первых настоящих друзей, которые стали его наперсниками, судьба подарила Пушкину в ранней юности.

Не пером пишут — умом,  или Секреты письменной речи  Без письма язык оставался бы лишь мгновенным ору­дием сообщения. Одно письмо придаёт прочность ле­тучему слову, побеждает пространство и время. Письмо — необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг общежития, знания.

Не пером пишут — умом, или Секреты письменной речи Без письма язык оставался бы лишь мгновенным ору­дием сообщения. Одно письмо придаёт прочность ле­тучему слову, побеждает пространство и время. Письмо — необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг общежития, знания.

  • Несмотря на многочисленные исследования, воп­рос о происхождении славянской письменности до сих пор не является окончательно решённым. Существуют доказательства, что славяне имели свою письменность задолго до создания азбуки Кириллом и Мефодием в IX веке. Так, сохрани­лись надписи V—X веков, оставленные на различных предметах, найден­ных при археологических раскопках: на глиняной посуде, шахматных фигу­рах, камнях и т. д. Первая надпись, нанесённая на глиняный горшок, была найдена археологом В. А. Городцевым в 1897 году близ села Алеканово Рязанской области.
  • Установлено, что эта письменность была не буквенной, а слоговой, то есть каждому знаку письма соответствовал слог.
КАК ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАКИ ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАВАТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.  В 1883 году вышла книжка И. К. Гана «Знаки препинания». После обстоятельного разъяснения пунктуационных правил автор в конце книги помещает маленькую главу с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории.

КАК ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАКИ ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАВАТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. В 1883 году вышла книжка И. К. Гана «Знаки препинания». После обстоятельного разъяснения пунктуационных правил автор в конце книги помещает маленькую главу с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории.

  • 1)     По словам одной немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединённые Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Делов том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству, жестяное железо было причислено к жести  и обложено низкой пошлиною. Ошибка эта была открыта лишь теперь (в 1882 году), т. е. 18 лет спустя после того, как по исчислению государственного контролёра правительство понесло убытков в 48 395 766 долларов, т. е. почти 100 млн рублей
1.      Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с ука­занием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препи­нания. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что он сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска по­лучилась в таком виде: «Здесь зубы, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т. п.» ____________________   2)     Один преступник, присуждённый к смертной казни, по­дал своему королю прошение о помиловании. Великодушный ко­роль наложил на прошении резолюцию: «Помиловать, нельзяказнить!» Но секретарь, доведший до сведения исполнительной власти о резолюции короля, по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать нельзя, каз­нить!» Таким образом, неправильно поставленная запятая стоила жизни несчастному преступнику.  

1.      Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с ука­занием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препи­нания. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что он сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска по­лучилась в таком виде: «Здесь зубы, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т. п.»

____________________

 

2)     Один преступник, присуждённый к смертной казни, по­дал своему королю прошение о помиловании. Великодушный ко­роль наложил на прошении резолюцию: «Помиловать, нельзяказнить!» Но секретарь, доведший до сведения исполнительной власти о резолюции короля, по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать нельзя, каз­нить!» Таким образом, неправильно поставленная запятая стоила жизни несчастному преступнику.

 

Язык словами силён,  или Тайны русского слова  С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Константин  Паустовский

Язык словами силён, или Тайны русского слова С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Константин  Паустовский

  • Для того чтобы дать название какому-нибудь предмету, надо его определённым образом осмыслить. Вот почему один и тот же предмет, та же самая вещь могут по-разному называться в различ­ных языках: русское слово  подснежник  (цве­ток, растущий под снегом, из-под снега) соот­ветствует английскому, что в переводе означает   (капля, упав­шая   на   снег),   французскому -    (проткни снег; цветок, протыкающий снег), немецкому -   (снежный коло­кольчик).
  • Многие слова, обозначающие привычные, обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты  копейка,  оказывается, произошло от слова  копьё:  в старину на этой монете был изображён всадник с копьём. Существительное  рубль исторически связано с глаголом  рубить:  в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требо­валось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок. 
Язык без грамматики всё равно что яйцо без скорлупы

Язык без грамматики всё равно что яйцо без скорлупы

  • Вы знаете, сколько падежей в русском языке? Оказывается, количество падежей в разных языках различно. В английском языке только 2 падежа, а вот в дагестанском — 50 падежей! В немецком — 4 падежа, в японском — 10, в эстонском — 14, в венгерском — 22. Но есть и такие языки, в которых вообще нет никаких падежей и смысловые отно­шения между словами зависят от порядка слов в предложении.

Если   есть в мире вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

  • В этом году исполняется 150 лет со дня выхода знаменитого словаря Владимира Ивановича Даля, который  называется « Толковый словарь живого великорусского языка ».

Это один из крупнейших словарей  русского языка , который  содержит около двухсот тысяч    слов и тридцати тысяч  пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.

_______________

В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, словарь включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.

Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах, другие этнографические сведения.

«Толковый словарь живого великорусского языка» — это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших своё выражение в речи.

_________________

  За первые выпуски словаря Даль получил в  1861 году   Константиновскую медаль , а в  1868 году  он был избран почётным членом Академии наук и удостоен  Ломоносовской премии .

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Устный журнал "Из жизни слов"

Автор: Устинова Валентина Павловна

Дата: 18.08.2014

Номер свидетельства: 112128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Мероприятие "Устный журнал "Береги здоровье смолоду!" "
    ["seo_title"] => string(57) "mieropriiatiie-ustnyi-zhurnal-bierieghi-zdorov-ie-smolodu"
    ["file_id"] => string(6) "147084"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419321631"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интернациональное воспитание. Устный журнал "
    ["seo_title"] => string(47) "intiernatsional-noie-vospitaniie-ustnyi-zhurnal"
    ["file_id"] => string(6) "130977"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416050171"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятия по математике Устный журнал "А знаете ли вы?" "
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnoie-mieropriiatiia-po-matiematikie-ustnyi-zhurnal-a-znaietie-li-vy"
    ["file_id"] => string(6) "242490"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445464985"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "устный журнал " Земля - наш общий дом" "
    ["seo_title"] => string(40) "ustnyi-zhurnal-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "108715"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403812016"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Устный журнал "О времени и о себе..." "
    ["seo_title"] => string(37) "ustnyi-zhurnal-o-vriemieni-i-o-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "104085"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства