Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
В. Высоцкий
Звучит песня «Мальчишки-кадеты».
Фрагмент слайд-фильма
Слайд 1 - Мальчики! Беспокойное громкоголосое племя... Есть одно важное качество мальчишеского «я», которое искупает все их недостатки - это мужество! С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твёрдость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому...
Мне кажется, именно это (формировать характер) и поможет вам делать наш устный журнал «О времени и о себе…». (К эпиграфу)
Первая страничка – знакомство. Дело в том, что на Руси люди всегда верили в силу и покровительство имени.
Слайд 2 - Имя же давали в честь того или иного святого: Алексей, Георгий, Игорь, Фёдор, Илья... В нашей традиции святые - это воины-богатыри, защитники угнетённых; это целители-бессеребренники, лечившие всех, кто к ним приходил; это купцы, строившие храмы...Это мужественные люди, победившие свои слабости и обстоятельства жизни. Давая имя, мать не то чтобы старалась запрограммировать судьбу своего чада, считалось, что имя, взятое из святцев, давало внутреннюю опору человеку и как бы нацеливало его на нечто высшее, открывало перед его внутренним взором духовные горизонты.
Слайд 3 - Вот созвездие прекрасных имён: Александр, Андрей, Антон, Михаил и т. д. (Мальчики, чьи имена были названы, встают с места. Расшифровывается смысл имен.)
Слайд 4 - Вот она, будущая слава России, ее оплот и надежда! Это выпускники кадетской школы 2010 года. Сегодня почти все из них учатся в высших учебных заведениях и решили свою жизнь связать с авиацией или с армией:
Слайд 5 - Бескостый Дмитрий и Чутчев Дмитрий - студенты Московского Государственного технического университета гражданской авиации; Балясный Кирилл – студент МАИ; Конопелько Евгений – курсант Голицынского училища ФСБ, Корниенко Александр – курсант Краснодарского высшего летного училища.
(Звучит колокольный звон. Слайд 6)
- Следующую страничку нашего журнала открывает колокольный звон. Дело в том, что колокол - традиционный символ русского воинства. С древнейших времен он и набат, предупреждающий о вражеском нашествии, созывающий воинов, народ на битву с супостатом, и торжественный глас победы, встречающий праздничным звоном своих победителей. Звон колокола способен вызвать в сердцах людских очищение, раскаяние, пробуждение от равнодушия. И еще одно чувство вызывает колокольный звон – чувство единения всех: живущих и ушедших из жизни…
Слайд 7 – (ученица) Князю Святославу было четыре года, когда мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!»
«Я не боюсь, мама!» - ответил ей князь. По одну сторону поля стояло войско Ольги, по другую - неприятельское.
«Начинай, сынок...»
Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперед. Святослав что было силы метнул копье в сторону противника. И пусть его первый удар был неточен. Воины кинулись за ним. И обратили врага в бегство.
Святослав с малых лет упражнялся в верховой езде, учился владеть мечом, саблей, лихо стрелял из лука... Так он рос и мужал. Князь стал могучим богатырем. При упоминании его имени задрожали те, кто дерзал грабить и жечь русские села, уводить женщин и детей в полон. Слава князю - непобедимому воину и защитнику Отечества!
Слайд 8 - (ученик) Царевич Петр в возрасте 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело: приемы штыковой атаки, стрельбу…Впоследствии отряды «потешных» станут его гвардией, ядром новой армии. Сын был совершенно счастлив, когда мать, в ознаменование его первых успехов в военном деле, подарила ему сержантский мундир. Петр проявлял особую страсть к морю. Он освоил корабельное, столярное, токарное, оружейное, кузнечное и паяльное дело…
Петр всегда мечтал о величии России и трудился на ее благо. Его мечта давала ему силы. При Петре в России появились современная регулярная армия и флот, сумевшие отстоять интересы молодой России на западных и южных рубежах. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь страны на столетия вперед
Слайд 9 – (ученик) Полководец Александр Суворов! Нареченный Александром в честь святого Александра Невского, он был слаб и худ… Мало кто ждал от него чего-нибудь путного. Даже отец – боевой генерал Василий Иванович – пророчил сыну чиновничий жребий. Но что же сам Александр? Он стал вдруг весьма прилежен к учебе и молитве. О занятиях гимнастикой и говорить не приходится. Он регулярно обливался холодной водой, в стужу и под проливным дождем скакал на лошади… Долгими зимними вечерами с игрушечными солдатиками разыгрывал баталии древних полководцев.
За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы снизу и доверху. Генералиссимус А.В.Суворов провел 60 крупных сражений и одержал 60 исторических побед.
- Но я скажу, на одну победу было больше. Это была самая убедительная победа – победа над собственной слабостью!
- Воин живет в каждом из нас: может быть, он до грозного часа просто дремлет?
Слайд 10 – В 1941 г. началась Великая Отечественная война. К нам пожаловали незваные гости. Миллионы солдат. Они были прекрасно вооружены. Немецкие, румынские, болгарские, итальянские армии, дивизионы, батальоны… Захватчики по праву сильного брали все, что хотели, людей истребляли и словно скот угоняли на работу. Речь зашла о том, выживет ли Россия в этом испытании? Что делать?
Слайд 11 – За оружие взялись почти все. Сражались даже дети. Ширилось партизанское движение. Люди жертвовали своей жизнью
Слайд 12 – Александр Матросов – юный солдат – закрыл собою пулемет, который бил из амбразуры. Саша – обыкновенный детдомовский мальчишка, который любил рыбалку, который мог пошалить… Он не готовил себя к подвигу, он только верил в светлое будущее, верил в победу. Он был таким же, как все, как тысячи сверстников, положивших жизнь за Отчизну.
Слайд 13
Песня «О войне» И. Саруханова
На фоне песни кадры документ. ф-ма о Великой Отечественной
- Давно закончилась та война… И, о ужас! Иногда происходят такие вещи, что становится стыдно пред теми, кто не жалел жизни за наше сегодняшнее мирное небо, за наше яркое солнце…
Стихотворение Э. Асадова
Слайды 14-16
Слайд 17 - Я уверена, что большинство из вас пришли в кадетскую школу совершенно осознанно, готовя себя к поприщу военному. На вас падает отблеск славы воинов- победителей в Великой Отечественной войне и доблесть защитников нашего Отечества всех времен. Может быть, наступят такие времена, когда люди перестанут воевать, но принципы воспитания, формирующие мужской характер, останутся в русском народе.
Так какие же вы: мальчишки наших дней? Сможете ли вы поддержать честь и славу нашей Родины?
Слайд 18 - Уже не одно столетие на Руси символом высочайшей воинской доблести является образ Георгия Победоносца. Его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме. Кто же этот мужественный воин, где жил?
Страничку нашего журнала о Георгии-Победоносце готовили кадеты 8 класса. Мы узнаем:
1) почему на гербе России изображен Георгий Победоносец;
2) почему на монетах имеется изображение Святого Георгия, и почему мелкая денежная мера называется «копейка»;
3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевской».
Таким образом, мы попутешествуем сегодня во времени и убедимся, что многое из нашего сегодня уходит своими корнями в прошлое… Итак, слово восьмиклассникам.
Слайд 19 - 1 учащийся: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране
Слайд 1 (презентация о Георгии Победоносце) - нужны воины для защиты родного Отечества.
2 учащийся: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.
выступление восьмиклассников с презентацией
- Спасибо, ребята!
- Скажите, а что такое «подвиг»? «героизм»? Готовы ли вы к подвигу?
(……………………………………………………………)
- Конечно, нам сегодня очень нужно единение, очень нужна идея патриотизма, иначе ни одно государство не выживает. Оно гибнет. Вот к такому единению призывал русский народ почти 100 лет назад поэт М. Волошин.
(Стихотворение читает ученик)
Заключительное слово классного руководителя: А теперь я попрошу прочесть то, что написано на слайде: «НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ,
ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ . . .»
Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой она не была. Этот история нашей страны, и другой она уже быть не может.