Учитель: Ребята! Сегодня мы проводим с вами устный журнал, посвященный охране окружающей среды. Скорее всего, я назвала бы его часом красоты, добра и любви.
Библиотекарь: Было у матери Природы три дочки. ( легенда о Природе и её дочерях).
Библиотекарь: Ясно одно, этот спор могла решить только сама Природа-мать. Как вы думаете, что она сказала своим дочерям?
Библиотекарь: Действительно, мать Природа так и ответила, что все три дочки для нее одинаково важны и каждая из них по-своему делает ее счастливою.
Учитель: И сегодня мы имеем отличную возможность убедиться в этом. А поможет нам устный журнал «Земля – наш общий дом». Итак, первая страница нашего журнала с названием Краса.
(демонстрируется первая часть презентации)
А теперь давайте вместе с вами отправимся в этот неповторимый, удивительный, прекрасный мир красоты природы.
(Звучит мелодия и пение птиц)
Ученик: Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит - разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Библиотекарь: Солнце своими лучами будит птиц. И они на все голоса начинают напевать свои песни... Вы слышите, как поют птички? Это они радуются новому дню. Новому дню радуется все живое!А вы знаете, ребята, что цветы называют живыми «часами»? Дело в том, что каждый цветок расцветает в определённое время.( рассказ о цветочных часах)
Ученица: Цветы – душа людей, открытая добру,
Цветы – глаза детей, не тронутые плачем.
В дни радости они смеются миру,
В дни бедствия мы их от горя прячем.
Библиотекарь: Цветы чаруют своим изяществом, неброской красотой. Глядишь на них и, кажется, что у цветов есть душа, наивная, открытая, доверчивая к людям. ( подборка стихотворений о цветах)
Ученица:
Если б в поле расцветали только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!
(Танец цветов)
Библиотекарь: Жизнь бурлит, жизнь очаровывает, и в такие минуты так хочется жить, любить и творить добро.
Учитель: Вот и перелистнули мы первую страницу нашего журнала и переходим ко второй странице – «Доброта»
Эти слова из Библии: «Пока мы имеем время, всем делаем добро...». А в нашем случае добро для природы. И неважно сколько тебе лет – 10, 20, 40 или 60. Добро творить никогда не поздно и никогда не рано.
Библиотекарь: А мне кажется, что добро нужно начинать делать как можно раньше.
Учитель: У вас, ребята, впереди целая жизнь, сейчас она кажется вам бесконечной, бесконечной кажется и тропа жизни… Это по ней каждый должен пройти достойно. Лишь от вас будет зависеть какой она будет, эта тропа.
Библиотекарь: Мир начинается с тебя – об этом помни.
В тебе живёт цветок добра – его не скомкай,
Взрасти его сквозь ложь обид и слёз ненастья,
И подари ему свою любовь и счастье.
Учитель: Рассматривая эту страницу, я хочу обратиться к цитате «Человек – творение природы, он существует в природе, подчинён её законам, не может освободиться от неё, не может – даже в мыслях – выйти из природы». А знаете, почему человек не может выйти из природы? Мы и есть природа, так как мы относимся к типу хордовых, то есть мы – животные. Почему у вас такие удивленные глазки? А я знаю. Ведь некоторые подумали: «Я – животное, что вы, Елена Михайловна?» А кто-то и согласен со мной, но стесняется признаться, что мы родственники животных. Но не мы, а скорее, они должны стыдиться нашего родства. Ведь животные на много умнее, чем мы о них думаем, а в некоторых случаях человечнее и добрее нас, людей.
Ученик: Я хочу привести пример доброты, о котором мы узнали от Дмитрия Ивановича Шеваги:
«Было это болем 20 лет назад, а всё не забывается. Сделали себе ласточки гнездо в конюшне и вывели в нем пять птенцов. Но через некоторое время или он, или она, в общем, одна взрослая ласточка исчезла. А одна ласточка не успевала кормить пятерых птенцов, и стали они падать из гнезда. Я собрал их, положил на место, потом размочил хлеб, сделал из тоненького прутика лопаточку и начал кормить ласточек. Кормил утром перед работой и вечером после работы. Так длилось пять дней, а на шестой день утром на провода перед домом слетелось, наверно, ласточек сто и так щебетали, а потом по очереди начали кормить моих птенцов. Осенью, когда пришло время улетать в тёплые края, залетели ласточки в дом, не испугались ни жены моей, ни четверых детей. Пели в доме очень долго да так, что жена и дети растрогались до слёз. А потом птенцы вылетели в окно. Так они поблагодарили за спасение жизни.
Учитель: Вот видите, какие они умные и добрые, а некоторые стыдились нашего родства.
Ученица: Я тоже считаю, что иногда животные бывают добрее и человечнее некоторых людей. Услышав о ласточках, я вспомнил одну историю, которую мне рассказал мой дедушка:
«У одного мужчины был огромный пёс. Стал пёс старым и уже не мог стеречь хозяйского добра. Не захотел хозяин даром кормить собаку и надумал её утопить. Поплыл он с собакой на лодке, прихватив с собой хорошую верёвку и камень. Далеко они заплыли. Привязал мужик камень на шею собаке и толкнул её сапогом в воду. Собака скрылась под водой. Но тут лодка внезапно покачнулась, и мужчина упал в воду. Вот уже и сам стал тонуть, но вдруг почувствовал, что кто-то тянет его к берегу. Это была его собака. Верёвка развязалась, камень упал на дно, и собака кинулась спасать своего хозяина. Ухватила за рубашку и вытащила его. Заплакал мужчина, обнял свою собаку, и стало ему горько и стыдно за свой поступок. До самой смерти он кормил и жалел свого спасителя.
Учитель: Мы должны, просто обязаны, быть добрыми, милосердными, человечными, чтобы не было нам потом стыдно за наши поступки.
Ученик: Я тоже хочу рассказать историю, которая меня так удивила и поразила, что не забывается.
«В одном селе во время грозы молния подожгла дом, на котором много лет жили аисты. Хозяин дома прямо из огня вынес жену свою и детей. А вот аист, спасая себя, сразу улетел от пожара, забыв о своей семне. На выручку прилетели другие аисты, но было уже слишком поздно – аистиха с двумя малышами погибла в огне… Аист лето прятался , а когда пришла пора отлёта, он тихонько пристал к стае. Но аисты узнали его. И, как рассказывают селяне-очевидцы – осудили его: они окружили красавца-аиста и начали громко, тревожно стрекотать, как будто высказывали своё отвращение и осуждали его поступок. А приговором ему было вечное одиночество.
Учитель: Вот так бывает в природе. И нам следует гордиться родством с такими преданными, умными и справедливыми братьями нашими меньшими. Вот и подошли мы к последней странице нашего журнала - «Любовь»
( подборка стихотворений о любви к природе)
Учитель: Какие хорошие призывы любить природу вы только что услышали. И, всё-таки, я хочу ещё раз спросить у вас: «Что же в вашем понимании означает ,,любить природу’’?
А знаете, я, пожалуй, отвечу сама, исходя из того, что не раз вижу и о чём часто слышу.
- Любить природу – это значит: пойти с подругами в весенний лес, нарвать огромный букет цветов, любоваться ими – пусть все видят, как вы любите природу.
- Или так: вы собираете грибы. И вдруг под кустом нашли гнёздышко, в котором птичка высиживает птенцов. Птичка, испугавшись, улетела, а вы с друзьями стали разглядывать гнездо, осматривать яйца, считать их, брать в руки, а потом положили всё на место и тихонько ушли. Вы же любите природу.
- А ещё так: вы гуляете в поле и вот увидели испуганного зайчонка. Ой, какой он хорошенький, пушистый, маленький, беззащитный. Вы же любите природу, и поэтому принесли его домой... Не бросать же его одного!
Ну как? Я правильно привела примеры любви к природе?
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием и исправили мои ошибки. И я надеюсь, что вы поняли, о чём я хотела сказать, когда приводила примеры ,,любви к природе”. Любите природу и помните: человек начинается с любви. От любви к природе, всему живому он становится добрее, человечнее, милосерднее.
Библиотекарь: Вот и перевернулась последняя страница нашего журнала красоты, добра и любви. И хотя сегодня не урок и вам никто не ставил оценок, домашнее задание для вас все равно будет. Послушайте его очень внимательно: у каждого из вас есть родители, брат или сестра, бабушка и дедушка. Так вот, когда сегодня придете из школы, найдите несколько минут и расскажите своим родным о том, что вы услышали и увидели сегодня на нашем воспитательном часе.
(Презентация «Чудеса природы»)
Учитель: Мне очень хочется верить, что после сегодняшнего воспитательного часа ваши души станут добрее, а сердца теплее.