Устный журнал "Знаете ли вы.?" (9 класс)
Цели и задачи:
- восприятие практической направленности изучаемого материала;
- развитие вычислительных навыков;
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, умения работать в команде.
1 ведущий: Каждый год в нашей школе проходит неделя математики, цель которой показать, что математика - это не сухая, сложная наука, которую придумывают этакие отшельники в академических шапочках. Математика возникла из практической деятельности человека, здесь ее корни, то есть основные математические понятия можно пояснить на обыденных примерах. Сегодня мы с вами примем участие в выпуске путеводителя по математике, журнала "А знаете ли вы." Участие в этом принимают два издательства "Кубики" и "Ромбики". Есть и резензенты (представляет жюри)
2 ведущий: Нельзя представить человеческого общества, которое бы не знало никаких чисел. Старинные мифы говорят о том, что знание числа было привилегией богов. Многие науки находятся в родстве друг с другом, но математика - в родстве со всеми. Слово способно вызывать самые разнообразные мысли и чувства, переживания, но число бывает иногда сильнее, убедительнее слова. Слово описывает, определяет. Число взвешивает, измеряет. Слово богаче, число точнее. И вообще говорят: "Где число - там порядок!"
1 ведущий: Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач!
2 ведущий: Открываем первую страницу нашего журнала "А ну-ка, математики!" Многим из вас приходилось заниматься различными вычислениями. Считать "вручную", на бумаге дело кропотливое, хорошо если под рукой калькулятор, а что делать, если нет? Тут полезно знать различные приемы для упрощения вычислений, а также способы проверки результата.
1 ведущий: Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, не ручек, не мела!
Устный счет! Мы творим это дело только силой ума и души!
Кто быстрее сосчитает:
1/2*2/3*3/4.99/100 =?
(√2-1)(√2+1)(√3-√2)(√3+√2).(√99-√98)(√99+√98)=?
1+2+3+4+.+99+100=?
Два плюс два и все в квадрате?
Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?
Сердце человека в среднем производит 70 ударов в минуту. Сколько ударов произведет сердце за один час?
2 ведущий: Следующая страничка "Устный счет"
Команды решают предложенные задания, ответы сдают жюри
"Кубики" "Ромбики"
(7х+3)(2х-9)=0 (4х-3)(2х+5)=0
(2х+1)2=25 (2х-7)2=9
25х2-40х+16=0 16х2+24х+9=0
(11,81+8,19)*17/20-0,8*1,25 (3,35+4,65)*7/8+5:2,5
1 ведущий: Открываем новую страницу "Знаешь ли ты геометрию?"
Из глубин тысячелетий пришла к нам Геометрия - наука, изучающая свойства геометрических фигур. Греки считали ее особенно важной наукой. Отцом геометрии называют Евклида. Раскроем его "Начала": "Точка есть то, что не имеет частей. Линия- длина без ширины" Согласитесь, что не совсем понятно. Со временем определения стали более точными, но остались неизменными фигуры и их свойства. Сегодня мы проверим как вы умеете с ними работать. Задания командам: построить два треугольника так, чтобы их пересечением было:
"Кубики" "Ромбики"
Отрезок Точка
Четырехугольник Треугольник
Шестиугольник Пятиугольник
Дополнительное задание: четырехугольный кусок материи перегнули по одной диагонали и убедились, что полученные треугольники совпали. Перегнули по другой диагонали и снова увидели, что треугольники совпали. Можно ли утверждать, что этот кусок материи имеет форму квадрата?
2 ведущий: Переворачиваем станицу. И перед нами "Лучший глазомер"
"Геометрия- наука хорошо измерять." Для нахождения расстояний, высот, глубин или других размеров реальных объектов не всегда можно обойтись непосредственными измерениями. Во многих случаях измерения трудны, а иногда практически невозможны, да и измерительные приборы не всегда под рукой. В этом случае нам помогут приборы, которые всегда с нами: руки, глаза. Хороший мастер всегда определит на глаз толщину доски, длину плиты и т.д. А каковы ваши возможности? Сейчас мы это выясним.
Задания командам:
- Начертить на доске точнее и быстрее квадрат, площадь которого 25 дм2.
Ответить на вопросы:
- какова масса учебника геометрии?
- какова длина и ширина парты?
- сколько стаканов воды уместится в эту кастрюлю?
- сколько конфет в этом пакете?(вручается победителю)
1 ведущий: следующая наша страничка "Неопознанные математические объекты"
Команды по очереди показывают средствами пантомимы геометрическую фигуру, а другая команда должна угадать, что это за фигура.
"Кубики" "Ромбики"
Перпендикуляр к прямой Вектор
Координатная плоскость Трапеция
Две параллельные и секущая Окружность
2 ведущий:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Листаем наш журнал. "Знакомьтесь, эрудит"
Кто больше даст ответов за 30 секунд. Вопросы командам:
"Кубики" "Ромбики"
7*6 8*7
Половина прямого угла Сумма углов треугольника
Углы, прилежащие к стороне ромба в сумме дают. Величина угла равностороннего треугольника
Отношение противолежащего катета к гипотенузе Отношение синуса угла к косинусу
Отрезок, соединяющий 2 точки окружности Сторона прямоугольного треугольника, прилежащая к прямому углу
Прибор для измерения углов Половина диаметра
Сумма длин сторон многоугольника Непересекающиеся прямые на плоскости
Параллелограмм с равными сторонами Направленный отрезок
Утверждение не требующее доказательства Прямоугольник с равными сторонами
Синус нуля градусов Косинус 90 градусов
График квадратичной функции График обратной пропорциональности
1ведущий: Современная математика знает множество функций, у каждой свой неповторимый облик и свойства. Функции - это математические портреты устойчивых закономерностей. Чтобы показать характерные свойства функций обратимся к пословицам. Следующая страничка журнала "Пословицы в картинках". Задача команд выразить суть пословицы графиком какой-либо функции.
Задание:
"Кубики" "Ромбики"
Ни кола, ни двора Светит, да не греет
Как аукнется, так и откликнется Тише едешь, дальше будешь
2 ведущий: и вот она, последняя страница. "Угадай число"
Пифагор провозгласил:"Числа правят миром". Многое на свете можно выразить с помощью чисел.
Не из учебника задачи.
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значат
Простые с виду десять цифр.
Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Командам нужно по подсказкам угадать о каком числе идет речь:
Подсказки ответ
С этим числом связано некоторое спокойствие
С ним можно заблудиться
Иногда оно мечта ученика
Обещанного столько ждут (Три)
Связано со многими пословицами
Бывает за печатями
Бывает в большом количестве измерений
Бывает в радуге ( Семь )
Начало детской песенки
Говорит о скупом
Бывает в дыхании
Как поставят, так и знай, это значит ты лентяй ( Два )
Бывает основой системы счисления
Последняя заповедь Христа
Столько лет раньше учились в школе
Начало двузначных чисел ( Десять)
Оно входит в египетский треугольник
Доставляет радость
Оценка отличника (Пять)
После него получают право голоса
Только раз бывает
совершеннолетие ( Восемнадцать)
Его бояться многие
Иногда приносит несчастье
За границей не бывает такого номера в гостинице
Чертова дюжина (Тринадцать )
Бывает на левой стороне улицы
Бывает комом
Бывает пионером
Лучше увидеть, чем услышать ( Один )
1 ведущий: вот мы и перевернули последнюю страничку журнала. Какие-то из них читались легко, при чтении других приходилось думать, проявлять свою смекалку. Оценку вашей работе дадут наши резензенты.( Дается слово жюри, подводятся итоги, идет награждение победителей)