Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс на тему Виды чтения»
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ЗАДАНИЕ№6 (ОГЭ )
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) ЗАРНИЦА – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
2) КИСЛО-СЛАДКИЙ (соус) – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется через дефис.
3) ЗАМЕЧЕННЫЕ (недостатки) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) ВСКАЧЬ (нёсся) – на конце наречия после шипящего пишется буква Ь.
5) ПОДРИСОВАТЬ – на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАДАНИЕ№7 (ОГЭ)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется
буква Е.
Всё сия..(1)т после недавн..(2)го ливня: и голубые цв..(3)ты ц..(4)кория, и какие-то кусты с красными ягодами. Мой пр..(5)ятель заб..(6)рается за ними в самую чащобу, несмотря на то, что кусты колются и жалятся. Мы продолжа..(7)м продвигаться вперёд, вз..(8)мая эту неожиданную для нас дань с пр..(9)роды.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВИДЫ ЧТЕНИЕ
Чтение – это один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой. Данный вид речевой деятельности проявляется во внешней или во внутренней речи.
Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: осознание чужой мысли, содержащейся в нём, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.
С помощью чтения человек реализует возможности опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.
Восприятие текста и активная переработка информации – основные компоненты текста.
Таким образом, умение читать предполагает овладение техникой чтения (то есть правильным озвучиванием текста) и умением осмыслить прочитанное. Если задача овладения техникой чтения почти полностью решается в начальной школе, то пониманию текста следует обучать на протяжении всех школьных лет.
Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Наиболее существенными чертами хорошего (зрелого) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про себя) и гибкость чтения, то есть умение читать с различной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
При обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста учащимися. Под коммуникативной задачей следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение , то есть где, когда, для чего будет использована извлеченная информация из текста.
Отработка этапов обучения видам чтения:
1) общая ориентировка в тексте (установка на понимание);
2) планирование чтения: определение его цели и вида;
3) анализ текста с помощью его понимания;
4) самоконтроль за процессом и результатом деятельности.
виды чтения
ИЗУЧАЮЩЕЕ
ПРОСМОТРОВОЕ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
1. Познакомиться с содержанием.
2. Выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются.
3. Важно понять только самое главное.
4. Опустить второстепенное, несущественное.
5. Базируется на приемах общего охвата содержания, требующих умений определять
тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать
содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на
смысловые части и устанавливать отношения между ними.
ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ
1. Получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге
затронутых вопросов.
2. Есть или нет в тексте интересующая читателя информация.
3. Необходимо в процессе чтения текстов научиться анализировать заголовок
текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки,
таблицы схемы).
4. Необходимо прогнозировать содержание текста или абзаца по начальным
предложениям.
Изучающее чтение- самый важный вид чтения
1. Обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.
2. Способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно
общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с
учебным текстом.
3. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание,
осознание сути раскрываемых в нем понятий, тех связей и отношений между фактами и
явлениями, которые отражают в той или иной ступени действительную картину мира,
изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.
БУКЕТ
Я пошел в дом и застыл на пороге. Но полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
– Кто тут?! Кто тут, черт подери?!
В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
Показалось, что это букет во всем виноват.
Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.
Вдруг показалось: кто-то смотрит!
И тут я понял, что это на меня смотрит букет. Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.
Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.
1. Прочтите название текста. Попробуйте предположить, о чем пойдет речь.
2. Прочтите текст. Понравился ли он вам? Что вас в нем привлекло?
3. О ком идет речь в тексте? Правильны ли были ваши предположения? Обратите внимание, что этот кто-то так и остался неназванным. Как он описан в последнем абзаце?
4. Выпишите из текста местоимения, укажите их разряд. Местоимений каких разрядов нет в этом тексте? Приведите свои примеры.
5. Объясните правописание местоимений никого, ничего, кто-то, какой-то. Приведите свои примеры на данные орфограммы.
7. Есть ли у вас домашние животные? Случались ли с ними забавные происшествия? Расскажите о каком-нибудь происшествии. Постарайтесь заинтриговать своего читателя так же, как это сделал Юрий Коваль в данном рассказе