УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 КЛАССЕ
Учитель русского языка и литературы
общеобразовательной средней школы № 3 Тахиаташского района Республики Каракалпакстан
КАБУЛОВА УЛЖАН АБДУЛЛАЕВНА
ТЕМА УРОКА
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
- познакомимся с вопросительными местоимениями;
- узнаем об особенностях вопросительных местоимений;
- научимся находить вопросительные местоимения в предложениях, определять их морфологические признаки и синтаксическую функцию.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О МЕСТОИМЕНИИ?
МЕСТОИМЕНИЕ – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет ( кто? что?), признак
(какой? чей?), количество (сколько?), но не называет их.
МЕСТОИМЕНИЯ помогают объединить предложения в связной текст, избежать повторения одних и тех же слов в речи.
В предложении МЕСТОИМЕНИЯ обычно бывают подлежащим , дополнением и обстоятельством.
По значению МЕСТОИМЕНИЯ делятся на разряды:
личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
КТО? ЧТО?
КАКОЙ?
КОТОРЫЙ?
ЧЕЙ?
Местоимения-существительные
СКОЛЬКО?
Местоимения-прилагательные
Местоимение-числительное
КТО? ЧТО?
1. Изменяются по падежам
И.п. Кто? Что?
Р.п. Кого? Чего?
Д.п. Кому? Чему?
В.п. Кого? Что?
Т.п. Кем? Чем?
П.п. О ком? О чём?
2. Не имеют категорию рода и числа
3. Синтаксическая функция
А) подлежащее: Кто твой любимый герой ?
Что ты прочитал ?
Б) дополнение: О чём эта книга ?
Кому ты написал поздравление ?
КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
1. ИЗМЕНЯЮТСЯ
М.р. Ж.р. С.р.
А) ПО РОДАМ Какой? Какая? Какое?
Который? Которая? Которое?
Чей? Чья? Чьё?
Б) ПО ЧИСЛАМ: КАКИЕ? КОТОРЫЕ? ЧЬИ?
В) ПО ПАДЕЖАМ
КАК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
2. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
В предложении являются определением
С чьим ты мнением согласен ?
Какой сегодня день недели ?
В котором часу вы к нам придёте ?
СКОЛЬКО?
1. ИЗМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПО ПАДЕЖАМ:
И.п. Ск О лько? В.п. Ск О лько?
Р.п. Ск О льких? Т.п. Ск О льким?
Д.п.Ск О льким? П.п. О Ск О льких?
2. Имеет форму только множественного числа
3. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
А) подлежащее: Сколько ребят купаются в озере ?
Б) обстоятельство: На сколько ты опоздал ?
В) дополнение: У скольких ребят нет дневников ?
ПОРАБОТАЕМ С ЗАГАДКАМИ
Показать ему не лень!
Не любит вся детвора?
Я показываю для вас.
Нам даёт природа?
Кто свернулся здесь в клубок?
НАЙДИТЕ
И
НАЗОВИТЕ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
МЕСТОИМЕНИЯ.
ПРОВЕРИМ
Какой сегодня день?
Показать ему не лень!
(Календарь)
Чей "голос" с утра,
Не любит вся детвора?
(Будильник)
Который сейчас час?
Я показываю для вас.
(Часы)
Сколько времён года,
Нам даёт природа?
(Четыре)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
( Ёж)
ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ
- Кто придёт завтра ?
- Какие цветы вы любите ?
- О чём ты читаешь ?
- Во сколько начинается представление ?
- К которому часу придёте ?
Задание: записать предложения, выписать вопросительные местоимения, определить их род, число, падеж и синтаксическую функцию.
ПРОВЕРИМ
род число падеж синт. роль
Кто ? - - и.п. подлежащее
Какие ? - мн.ч. в.п. определение
О чём ? - - п.п. дополнение
Во сколько ? - мн.ч. в.п. обстоятельство
К которому ? м.р ед.ч. д.п. определение
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
- к вопросительным местоимениям относятся местоимения:
кто? что? какой? который? чей? сколько?
- эти местоимения используются в вопросительных предложениях;
- вопросительные местоимения какой? который? чей?
изменяются по родам, числам, падежам, в предложении
выполняют роль определения;
- вопросительное местоимение сколько? изменяется только по
падежам, произносится с ударением на первый слог, имеет
форму только множественного числа, в предложении могут
быть подлежащим, дополнением, обстоятельством;
Домашнее задание
1. Параграф 93
2. Упражнение 443 ( Вставить подходящие по смыслу вопросительные местоимения)
с ПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! ДО СВИДАНИЯ!