- систематизировать и обобщить знания по теме урока;
- осуществить контроль умений;
- вырабатывать навыки самоконтроля.
Все, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумали наши предки.
Самая древняя часть речи – имя существительное.
кто? ученица
часть речи
Имя существительное
что? книга
обозначает предмет
отвечает на вопросы: кто? что?
- самостоятельная часть речи
- Что оно обозначает? … ;
- Существительное это часть чего? …
- На какие вопросы отвечают? ….
- Приведите примеры.
- Сколько категорий рода имеет имя существительное ?
Распределите существительные по двум группам
начало
Мужчина
здоровье
компьютер
кошка
парта
шапка
небо
друг
храбрец
девочка
день
бабушка
журнал
мама
тетрадь
книга
сосна
снег
неодушевленные
Одушевленные
Вставьте пропущенные буквы и обозначьте одушевленные или неодушевленные имена СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
золот . . медаль
бел . . снег
красив . . девушка
больш . . школа
нов . . шампунь
спел . . яблоко
глубок . . озеро
молод . . человек
свеж . . хлеб
русск . . речь
Графический диктант.
Если одушевленное существительное, то ставите «+».
Если неодушевленное, то ставите «-»
Зима, волк, шуба, баран, снег, сосна, ветка, бабушка, рыба, телевизор.
Ключ к диктанту
- + - + - - - + + -
Критерии оценок
«5» - нет ошибок, 1 ошибка
«4» - 2-3 ошибки
«3» - больше 3 ошибок
От данных существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Книга –
Малыш –
Тетрадь –
Дело –
Собака –
Роща –
Куст –
Урок –
Перемена -
Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные.
А(а)стана, Р(р)ека , Г(г)ород , З(з)апад , К(к)азахстан , Р(р)ассказ , К(к)нига, Д(д)ом, Ш(ш)кола, А(а)лла, П(п)ушкин, Т(т)елевизор, Р(р)екс, У(у)баган
Собственные Нарицательные
Распределительный диктант
«Спорт» «Школа» «Цирк»
указка
арена
гимнаст
теннис
волейбол
клоун
дрессировщик
тренер
ученик
учебник
учитель
футбол
пенал
класс
фокусник
баскетбол
фокус
Спортсмен
Составление предложений
1 ряд: Идёт, школа, в, ученик.
2 ряд: На, ребята, коньки, кататься.
Зачёт по теме.
1 . Имя существительное – это…
а) часть речи; б) часть предложения; в) слово;
2 . Имя существительное обозначает …
а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета;
3 . Какого рода имена существительные , к которым можно подставить слова: она, моя?
а) мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода;
4 . Найди ошибку:
а) м.р. – музыкант, баян, чай; б) ж.р.- клубника , зеркало, море;
ср. р. – письмо, веление, море;
5 . Какие буквы пропущены? На грядк… длинный и зеленый,
А в кадк… желтый и соленый.
а) е; б)и;
6 . Укажите одушевленное существительное:
а) сказка; б) корова; в) ручка;
7 . Укажите собственное существительное:
а) (Р,р) ебята; б) (П,п) ословица; в) (А,а)стана;
8 . Укажите нарицательное существительное:
а) (Б,б)алкон; б) (А,а)лматы; в) (М,м)арина;
9 . Укажите существительное множественного числа:
а) книги; б) путешествие в) слово;
10 . Укажите существительное мужского рода:
а) дорога; б) учебник; в) яблоко;
Ключ к тесту
Критерии оценок
«5» - нет ошибок, 1 ошибка
«4» - 2,3 ошибки
«3» - 4,5 ошибок
«2» - больше 5 ошибок
Заключение урока
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- На какие две большие группы делятся?
- Что обозначает?
Домашнее задание
Составить рассказ с помощью опорных слов: ёж, лиса, лес, солнце, ручей
Эссе «Зима»