Урок-зачет
Тема: «Имя существительное»
Цель:
- повторить, закрепить и обобщить полученные знания об имени существительном;
- грамотно употреблять существительные в письменной и устной речи; развивать интерес, мышление, память, самостоятельность;
- проявить интерес к русскому языку.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Объявление темы урока
- как вы думаете, какая цель стоит перед нами? (ученики отвечают)
- Имя существительное как часть речи
1.(фронтальный опрос).
- что обозначает имя существительное как часть речи?
- какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?
- приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. На какие вопросы они отвечают?
- как определяется род имен существительных? Приведите примеры имен существительных мужского, женского и среднего рода.
- существительные какого рода образуют особую группу?
2.Игра «Одним словом»: по словарной статье узнать, о каком существительном идет речь:
- неаккуратный, несобранный человек (неряха);
- ненастный, прожорливый человек (обжора);
- человек который затевает ссоры. Драки (задира);
- рассеянный, невнимательный человек (разиня);
- безобидный, тихий человек (тихоня).
3.Самостоятельная работа.
Задание: определить род имен существительных:
Учение, день, старость, грязнуля, фамилия, трамвай, плакса, кровать.
- Склонение имен существительных.
1.Фронтальный опрос.
- что такое склонение?
- назовите типы склонений?
- какие существительные относятся к 1-му склонению? Какие ко 2-му? К 3-му?
2.Коллективная работа – игра отгадать загадку, записатьсуществительное – отгадку и определить его склонение.
Стою на крыше, всех труб выше (антенна).
И не снег, и не лед. А серебром деревья уберет (иней).
В раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка).
Кто приходит, кто уходит, все её за ручку водят (дверь).
Светит, сверкает, всех согревает (солнце).
То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка (тетрадь).
3.Самостоятельная работа: определить склонение имен существительных (цифровой диктант).
Мышь, дядя, пчела, гербарий, смелость, камень, дочка, озеро, хлеб, ночь, корова, огонь.
- Падеж имени существительного.
1.Фронтальный опрос.
- сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами.
- какой падеж не употребляется без предлога?
2.Просклонять существительные гербарий, собрание, химия, мать, дочь, племя.
IV. Число имен существительных.
1.Фронтальный опрос.
- какие формы числа имеет существительное и какая часть слова передает изменение по числам?
- какие существительные употребляются только в единственном числе?
- назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.
2.Коллективная работа – игра «Четвертый лишний».
Ножницы консервы транспорт птицы
Очки посуда санки стол
Мука доброта аспирин сумерки
Шахматы ангина молоко брюки
3.Самостоятельная работа – словарный диктант: записать слова в три колонки:
1) существительное, которые употребляются только в единственном числе;
2) существительное, которые употребляются только во множественном числе;
3) существительные, которые употребляются в единственном и во множественном числе.
Сметана, вода, брюки, прятки, зима, мыло, порошок, сутки, пшеница, стулья, тишина, сливки.
V. Синтаксическая роль имени существительного.
1. Рассказ на грамматическую тему «Каким членом предложения может быть существительное» с примерами – предложениями, в которых существительные выступают в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.
2. Коллективная работа – синтаксическая разбор предложения.
Осенний ветер3 срывал с берез3 последние листья3.
3. Самостоятельная работа- морфологический разбор выделенных существительных.
VI. Итог урока
- какую пользу принес нам урок? С чем вы уйдете отсюда?
Домашнее задание: составить кластер на тему: «Имя существительное».