kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-зачет русского языка 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   Имя существительное

             ( урок- зачет)

Цель урока:  проверить уровень усвоения материала

                      Выявить пробелы в знаниях учащихся

            Основное содержание урока:

1 Фронтальный опрос учащихся по таблице- схеме: « Имя   существительное»

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Что обозначает имя существительное как часть речи?
  2. Какие существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
  3. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. На какие вопросы они отвечают?
  4. Как определяется род имен существительных? Приведите примеры имен существительных мужского, женского, среднего рода.
  5. Существительные какого рода образуют особую группу?

Игра: «Одним словом»

В клетки по горизонтали вписать слово и определить, какого оно рода?

      1. Неаккуратный, несобранный человек (неряха)

      2. Ненасытный, прожорливый человек  (обжора)

      3. Человек, который затевает ссоры, драки (задира)

      4. Рассеянный, невнимательный человек (разиня)

      5. Безобидный, тихий человек  (тихоня)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по таблице:

Задание – определить род имен существительных  учение, день, старость, грязнуля, фамилия, трамвай, плакса, кровать.

 

Ж.р

М.р

Ср.р

Об.р

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

II  Склонение имен существительных

  1. Фронтальный вопрос

Что такое склонение?

Назовите типы склонений.

Какие существительные относятся к 1 –му склонению? Какие – ко 2-му? К 3-му?

  1. Коллективная работа – игра: отгадать загадку, записать существительное – отгадку и определить его склонение.

Стою на крыше, всех труб выше. (антенна)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (иней)

В раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка)

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят. (дверь)

Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)

То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка. ( тетрадь)

Цифровой диктант: определить склонение существительных.

     Мышь, дядя, пчела, гербарий, смелость, камень, дочка, озеро, хлеб, ночь, корова, огонь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Падеж имени существительного.

  1. Фронтальный опрос.

 Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Работа у доски: раскрыть скобки, употребляя существительные множественного числа в родительном падеже,

     Шесть( ручки), много (реки), деление ( числа), килограмм(яблоки), листья(деревья),много(товары).крыши(сараи).

IY. Число имени существительного.

    Какие формы числа имеет существительное?

 Коллективная работа: выписать существительные в единственном числе, выделить окончание, определить род.

       Библиотека, парты, линейка, журнал, классы, доска, комнаты, ручка, карандаши, портфель, учебники, форма, предметы.

Y. Синтаксическая роль имени существительного.

-Каким членом предложения может быть существительное?

1 Коллективная работа- синтаксический разбор предложения.

Осенний ветер срывал с берез последние листья.

Заключительный этап урока ---тестирование.

Итог урока:

Задание на дом: работа по картинке, ответить на вопросы, стр.116.

Оценки за урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-зачет русского языка 5 класс »

Класс: 5 Дата:

Тема урока

Глагол. Н.ф. глагола

Указатели

Учебник «Русская речь» Жанпеисова У.А.

Цель урока

Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений

Задачи урока


Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку

Основные идеи на уроке

1 опираться на знания учащихся

Научить мыслить критически

Ожидаемый результат

Должны уметь находить глаголы в Н.ф.


Задания, литература

1 учебник

Вопросы урока

План урока: действия учителя и учеников Организационный момент 0,5мин

В чем значение урока--что узнают дети?

-как сумели использовать свои знания?-принесет ли пользу то , что узнали на уроке?

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

. Интервью.Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)- Что вы больше всего не любите? ( Что бы вы пожелали ребятам

Возможности для критического мышления

-какие возможности были предоставлены детям для свободного излагания мыслей?

-была ли организована самостоятельная работа?

Чтобы русский все ребята. На «десятку» знали.
На письме и в разговоре  Меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – Всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

  1. - О какой части речи пойдёт речь на уроке?

  2. - Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.

  3. - Почему я так сказала?

  4. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

  5. - Что такое глагол?

  6. - Что обозначает глагол?

  7. - На какие вопросы отвечает глагол?

  8. - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

  9. - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

  10. - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

  11. - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

  12. - А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим










Новая информация -активизировать деятельность уч-ся

-организовать работу детей, системно используя стратегии крит.мышления (-умение совместно работать

-использование других источников












































Рефлексия

-закрепление пройденного материала, использование его в своей жизни

-систематизировать полученные знания, проверить, насколько дети уяснили для себя тему

 Прочитайте написанные на доске слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.

- Какие можете назвать различия? - Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках)

  1. - С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

  2. - Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

  3. - Какая перед нами возникла проблема?

  4. - Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения ...

  5. - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)

  6. - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

  7. - Чему хотите научиться на уроке?

  8. - А где мы можем узнать о новой форме глагола?- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

Изучение нового материала. Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.) Число? (Число также нельзя определить.) Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.) Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами.) На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

Игра «Кто самый Внимательный».Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.

  • Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)- Кто попробует сделать вывод ?

Такие глаголы имеют 3 названия.

- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?








Работа по учебнику



1 группа упр. 340 Списать однокоренные глаголы и выделить в них корень. Подчеркнуть глаголы в Н.ф. Обозначить окончания.



2 группа упр.341 Написать глаголы в два столбика. Выделить окончания. Составить с ними с\с.



3 группа упр.342 Подобрать к каждому глаголу однокоренной глаголлл, который отвечает на вопрос что сделать Написать. Составить с ними несколько предложений.

2. Игра «Будь внимателен!»

(Коллективно.)

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

  • Зарубить на носу. (Запомнить.)

  • Клевать носом. (Дремать.)

  • Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)

  • Вставлять палки в колёса. (Мешать.)

  • Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

  • Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)

  • Держать язык за зубами. (Молчать.)













-как закончить урок

Вид рефлексии

-прийти к общему выводу

-доказать свое мнение

. Что интересного вы узнали на уроке?

 Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы?


Оценивание-самооценивание

-оценивание в группе

-оценка учителя

Итоговая оценка


Выставление оценок


Д\з

Упр.347,348



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-зачет русского языка 5 класс

Автор: Касымова Кульбаршин Калимжановна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства