1. Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.
2. Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
3. Научить распознавать фразеологические обороты; выявить их эмоционально-выразительные достоинства; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Форма: урок-практикум с использованием ИКТ
Место урока в системе: в разделе «Лексика» § 8
Средства наглядности: раздаточный материал.
Сценарий урока:
Вступительное слово учителя
Введение в урок (создается проблемная ситуация, ставится познавательная задача)
Учитель говорит, что занятие посвящается фразеологизмам. Что же это такое? Попробуем в этом разобраться.
Игра «Подскажи словечко»
Попробуем провести опыт: я буду произносить начало словосочетания, а вы его заканчивайте: (слайд 3)
Семеро одного …. (не ждут)
Работал (плохо) … (спустя рукава)
Встал (рано) … (с первыми петухами или ни свет ни заря)
Ком в горле … (застрял)
Работал (охотно) …. (с огоньком)
В ответе (говорил не по существу) … (лил воду)
Крикнул (громко)… (во всю Ивановскую)
За каждый правильный ответ – жетон
Рассказ учителя
Вот видите, какие вы догадливые, а знаете, почему все вы правильно договаривали? Да потому, что слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами речи. Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли. В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли такой длинный путь развития, что смысл отдельных слов, входящих в них, стал для нас совершенно непонятен, а смысл всего оборота резко отличается от прямого значения слов, в него входящих. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новые слова или заменять одно слово другим. Нельзя сказать вместо «сесть в калошу» – «сесть в детскую калошу», или вместо «положить в долгий ящик» – «положить в длинный ящик». Источники фразеологических оборотов различны. Одни из фразеологизмов возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). В языке отразились многие явления из жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые корнями уходят в давно ушедшее прошлое. Знание фразеологизмов обогащает наш язык, даёт возможность лучше постигнуть его, более серьёзно им пользоваться.
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Библии, многие из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Примеры уроков-6 класс »
Примеры уроков
Модуль 4
§ 8 Стилистическая окраска фразеологизмов
Тема: Фразеологизмы
Цели:
1. Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.
2. Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
3. Научить распознавать фразеологические обороты; выявить их эмоционально-выразительные достоинства; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Форма: урок-практикум с использованием ИКТ
Место урока в системе: в разделе «Лексика» § 8
Средства наглядности: раздаточный материал.
Сценарий урока:
Вступительное слово учителя
Введение в урок (создается проблемная ситуация, ставится познавательная задача)
Учитель говорит, что занятие посвящается фразеологизмам. Что же это такое? Попробуем в этом разобраться.
Игра «Подскажи словечко»
Попробуем провести опыт: я буду произносить начало словосочетания, а вы его заканчивайте: (слайд 3)
Семеро одного …. (не ждут)
Работал (плохо) … (спустя рукава)
Встал (рано) … (с первыми петухами или ни свет ни заря)
Ком в горле … (застрял)
Работал (охотно) …. (с огоньком)
В ответе (говорил не по существу) … (лил воду)
Крикнул (громко)… (во всю Ивановскую)
За каждый правильный ответ – жетон
Рассказ учителя
Вот видите, какие вы догадливые, а знаете, почему все вы правильно договаривали? Да потому, что слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами речи. Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли. В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли такой длинный путь развития, что смысл отдельных слов, входящих в них, стал для нас совершенно непонятен, а смысл всего оборота резко отличается от прямого значения слов, в него входящих. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новые слова или заменять одно слово другим. Нельзя сказать вместо «сесть в калошу» – «сесть в детскую калошу», или вместо «положить в долгий ящик» – «положить в длинный ящик». Источники фразеологических оборотов различны. Одни из фразеологизмов возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). В языке отразились многие явления из жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые корнями уходят в давно ушедшее прошлое. Знание фразеологизмов обогащает наш язык, даёт возможность лучше постигнуть его, более серьёзно им пользоваться. Многие фразеологические обороты пришли к нам из Библии, многие из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают?
(Сообщения учащихся)
Закрепление материала по выявлению источника происхождения фразеологизмов
1. Определите происхождение фразеологизмов и дайте их толкование
перемывать косточки
уйти несолоно хлебавши
как с гуся вода
где раки зимуют
2. Определите профессию работника по его словарю.
сгущать краски; не жалеть красок
учитывать все минусы и плюсы; привести к общему знаменателю; ставить знак равенства
игра в одни ворота; игра не по правилам.
Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.
За каждый правильный ответ - жетон
Обучение умению распознавать фразеологические обороты.
Игра “Раз хлопочек, два хлопочек”. Отметьте двумя хлопками фразеологический оборот, одним хлопком не фразеологический оборот. (Работа по вариантам)
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)
Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы? Можно ли заменить фразеологический оборот одним словом? Каким членом предложения могут быть фразеологические обороты?
Обучение умению толкованию фразеологических оборотов
Определите, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке (рисунки на слайдах -ребусы)
За каждый правильный ответ - жетон
А сейчас давайте посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, поймёте значение «звериных» фразеологизмов. Как вы думаете, на что они указывают?
Волчий аппетит, хитрый как лиса, кошачья походка, трястись как заяц, медвежья услуга, крокодиловые слёзы, утиный нос, медведь на ухо на ступил, слон в посудной лавке.
За каждый правильный ответ – жетон
Обучение умению находить фразеологизмы в тексте
Я вам раздам листочки, на которых напечатан текст, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов и дать им толкование. (Работа в группах по 4 человека)
Кашу маслом не испортишь.
«Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят», - сказала мама. А Саша стучит. «Прекрати стук!» – сказал папа. А Саша стучит. «Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!» Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. «Отдай!» «Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!» Саша заплакал. «Я машину чиню». А бабушка: «Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят». «Не все: мы не спим». «Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать». Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Первой группе, правильно выполнившей задание, выдаются жетоны
.
Обучение умению давать толкование лексическому значению фразеологизмов, подбирать фразеологические синонимы и антонимы
Можно поиграть ещё и в такие игры: «Исправьте ошибку», «Замените слова фразеологизмами»
За каждый правильный ответ – жетон.
Чтобы выполнить следующее задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и антонимы.
Какие слова называются синонимами? Какие слова называются антонимами? А можно к фразеологизмам подобрать синонимы и антонимы?
У ребят в тетрадях разные варианты ответов.
За каждый правильный ответ - жетон
Закрепление материала и работа с учебником
Задания на выбор:
Модуль 4 – выбрать фразеологизмы во всём модуле
Упр. 61
Упр. 64, 66
Подведение итогов работы с учебником: выявление умения определять синтаксическую роль фразеологизмов
Обобщение темы и подведение итогов
Что вы узнали сегодня о фразеологизме? Каково его происхождение? Каковы функции фразеологизма? Чем отличается фразеологизм от слова и что имеет с ним общего? Как вы думаете, где можно узнать о происхождении и значении фразеологизма? Конечно, в словарях!
Домашнее задание
Составить сообщение об одном из фразеологизмов по выбору
Сделать иллюстрацию к фразеологизму по выбору
Обратится к опыту старших: собрать как можно больше фразеологизмов
Оценка работы учащихся
Отметки ребятам выставляются в журнал в соответствии с полученными жетонами
Модуль 5
Тема: «Причастие – особая форма глагола»
Цели урока:
дать представление о причастии как о самостоятельной части речи;
познакомить с основными грамматическими признаками;
формировать умения отличать причастия от прилагательного.
Подготовка к уроку:
Для проведения урока учитель отбирает в свою папку ресурсы коллекции, обслуживающие данную тему, и располагает их в необходимой последовательности. Можно сделать ссылки на них из специально созданной презентации, для самооценки подготовить «Лист учета знаний»
Условия для использования ЦОР:
Оборудование: компьютерный класс/ персональный компьютер, проектор и экран или интерактивная доска / принтер.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока и необходимыми дополнительными материалами ЕК.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение пользоваться ресурсами ЕК.
Формы организации учебной деятельности
Самостоятельная индивидуальная работа. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний.
Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организовать самостоятельную работу учеников с электронными дидактическими материалами, обеспечить ее результативность, стимулировать ее выполнение, поставив цель, сформулировав конкретные задачи; организовать контроль усвоения.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: выполняя поставленные учителем задачи, освоить новый материал и затем применить полученные знания на практике, уметь излагать материал урока.
II. Для проведения урока учитель отбирает из ресурсов ЕК, обслуживающих данную тему, возможные дополнительные материалы вы можете найти например, зайдя на учительский портал
Сценарий урока
1. Организационный момент.
Актуализация прежних знаний.
Работа с эпиграфом урока
Они служат к сокращению человеческого слова, заключают в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Задание:
дать характеристику предложения,
определить части речи в предложении.
Вопрос: О какой части речи пишет Ломоносов?
Вы высказали много гипотез, и чтобы приблизиться к разгадке, поиграем в игру.
2.Игра «Третий лишний».
смеющийся, весёлый, красивый, грустная
мчится, прибежавший, уснул, смеялся;
(Смеющийся, прибежавший)
Почему вы выделили именно эти слова? В чем их отличие от остальных слов в ряду?
(Отвечают)
Такие слова лингвисты выделили в самостоятельную часть речи, и называется она «Причастие»
Ⅱ. Запись темы урока «Причастие – особая форма глагола».
Объясните, как вы понимаете это слово?
Подберите однокоренные слова или слова, помогающие понять значение этого определения.
(Причастие — причастный, приближенный).
Вот как сказали об этой удивительной части речи русские лингвисты(на доске проецируются высказывания ученых)
Лингвисты о причастии
Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
В.И. Даль
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
А.С. Пушкин
Как вы понимаете их слова?
Учитель
Итак, причастие как отдельная часть речи была описана в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова. Само слово ряд ученых считают пришедшим из старославянского языка, где оно обозначало «сопричастность». В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает ряд следующих близких по семантике слов: «причастье – участье, прикосновенность,… сродство, соотношение, сопричастие, связь …» и далее так определяет причастие: «Причастие- это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного»
Наша цель: проверить правильность высказываний, дать свое определение причастию, определить основные грамматические признаки данной части речи, научиться отличать причастие от прилагательного и глагола.
Работа с учебником
§ 4, 1 группа- упр. 22,
2 группа – упр. 23
3 группа – упр. 25
Проверка работы учащихся, комментарий учителя
Итог урока
Учитель
Сегодня мы подробно познакомились с особой формой глагола – причастием. Попробуйте заполнить тестовые формы на компьютерном тренажёре. Вам компьютер сам поставит оценки, а вы сделаете для себя определённые выводы. (Учащиеся работают и получают оценки за урок) Если в школе с ИКТ пока ещё есть определённые проблемы, то тест можно подготовить на каждого ученика или на группы учащихся.
Домашнее задание
§ 4, упр. 26
Модуль 5
Тема: «Причастие» (Урок-обобщение материала)
Цели урока:
Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме "Причастие" (умение находить причастия, образовывать причастия от глаголов, отличать причастия от имён прилагательных, образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
Развивающие - формирование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; формирование самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные - воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы.
Сценарий урока
Учитель
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?
(причастие)
Наша задача – обобщить всё, что мы знаем о причастии, на основе поэтических и прозаических произведений Сергея Есенина. Мы убедимся, что этот автор довольно часто пользуется причастиями. Они красивые, звучные и интересные формы в речи поэта.
Словарная работа
- Словарное слово – этюд. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву ю, «опасные буквы» в этом слове: Э и Д.
- Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.
- Узнайте из толкового словаря Ожегова значение этого слова. (Работа со словарём)
(Это слово многозначное, имеет 3 значения:
1. Эскиз. 2. Небольшое произведение художественной литературы. 3. Небольшое музыкальное произведение.
- Ребята, вы сразу запишите домашнее задание:
1) Написать сочинение – этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов.
2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему «Причастие» .
Работа с эпиграфом к уроку
Мир тебе, отшумевшая жизнь. Мир тебе, голубая прохлада. С.Есенин
- О чем говорят эти строки?
- Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – отшумевшая жизнь, голубая прохлада).
- Что это за части речи? (Причастие, прилагательное).
Слово учителя
Портрет С.Есенина на экране
Сергей Есенин – удивительный поэт. Его поэзия, образная, раздольная, как живой неиссякаемый родник слов и чувств. Он пишет о России, о родине много, с упоением, с великим творческим подъёмом, воспевая красоту ее природы, чувства людей, их жизненные силы. Сам он говорит, что его поэзия жива одной большой любовью к Родине.
…подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию, послушайте, пожалуйста.
Сообщение ученика
Изображение природы на экране
Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова… (нужный материал подобрать)
Фронтальный опрос (на компьютере).
А теперь мы с вами вспомним о причастии. Тестовые задания – это компьютерные тренажёры. Однако можно предложить тест на листочках.
Поменяйтесь друг с другом листочками, проверьте работу. Сдайте листочки.
А теперь по критериям оценок (на экране) вы узнаете, какую оценку вы получили за тест.
Вариант 1
1. Укажите действительное причастие настоящего времени:
8. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ащ- - -ящ-:
а) бор.. .щиеся за свои права;
б) ветер, гон.. .щий пыль;
в) плохо слыш...щий человек;
г) ма.. .щийся от безделья.
9. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ущ- - -ющ-:
а) терп.. .щий боль;
б) люб...щий макароны;
в) бре...щийся юноша;
г) ка.. .щийся грешник.
10. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -им-:
а) реша.. .мая задача;
б) колебл.. .мый ветром;
в) предвид.. .мый результат;
г) привлека.. .мый ароматом.
11. Отметьте слова, в которых пишется -нн-:
а) заброше...ная деревня;
б) тушё.. .ая картошка;
в) потуше.. .ая свеча;
г) краше.. .ая в яркий цвет.
12. Отметьте слова, в которых пишется -н-:
а) ошибка исправле...а;
б) овощи посаже.. .ы;
в) девочка рассея.. .а;
г) бумага скомка.. .а.
13. Отметьте слитное написание не с причастиями:
а) (не)забываемые впечатления;
б) пока (не) раскрытый секрет;
в) (не) сморщенное, а свежее яблоко;
г) (не)доумевающий взгляд.
14. Отметьте словосочетания с определяемым словом - причастием:
а) выученные уроки;
б) отремонтированная квартира;
в) закрывающий дверь;
г) выбранный депутат.
15. Вставьте в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.
а) Ночами на реке г...рит много бак...нов предупр...жда.. щих к.. .питанов об опас...ных местах.
б) Из(не, ни)могающ.. .м от жары ч.. .новникам пр.. .ходит…ся находит.. .ся в о(ф, фф)исе в к...стюмах и галстуках.
8. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ащ- - ящ-:
а) тяжело дыш.. .щий;
б) круж.. .щиеся листья; в) стел.. .щиеся травы;
г) та.. .щий весной снег. 9. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс –ущ- - - ющ
а) веру.. .щий человек;
б) кол.. .щийся кустарник;
в) кле.. .щий карандаш;
г) мо...щиеся обои. 10. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -им-:
а) листа... мый календарь;
б) слыш... мый издали; в) стал невид... мым;
г) отправля... мый по почте.
11. Отметьте слова, в которых пишется –нн-: а) кваше.. .ая капуста; б) нагруже... ый вагон;
в) сгущё... ое молоко;
г) вяза...ые бабушкой носки.
12. Отметьте слова в которых пишется -н-: а) здание построе... о;
б) женщина растеря... а;
в) волосы причё'са...ы;
г) материалы собра... ы.
13. Отметьте слитное написание не с причастиями: а) план (не) намечен;
б) еще (не) стираное бельё;
в) (не) сделанная работа;
г) (не) продуманные, а случайные слова.
14.Отметьте словосочетания с определяемым словом – причастием:
а) выполненное задание;
б) сложенные аккуратно;
в) спасенный из огня;
г) созревающие груши.
15. Вставьте в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.
Работа с предложением
Записать под диктовку предложения
1. Ученик у доски должен выполнить синтаксический разбор, расставить знаки препинания и дать характеристику предложения.
Я в твоих глазах увидел море, полыхающее голубым огнем. (С. Есенин).
2. Следующий ученик выполняет морфологический разбор причастия, а затем разбор по составу.
Опрос:
Чем прилагательные отличаются от причастия?
(Причастие обозначает непостоянный признак, по действию; а прилагательное обозначает постоянный признак).
В чём сходство?
(Отвечают на вопрос какой?, являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой).
Групповая работа
- Будем работать по рядам.
Каждому ряду будет дано задание, но сначала давайте вспомним, когда пишется –Н-, а когда –НН- в причастиях и в прилагательных.
А) В прилагательных, образованных от существительных, пишем одно Н, если:
а) прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса –ин- (голубиный), б) прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов –ан- (-ян-).
-НН-:
а) если прилагательное образовано присоединением суффикса -н- к основе существительного на Н. б) если прилагательное образовано от существительного на –мя (время). в) если прилагательное образовано с помощью суффикса –енн- или –онн-.
Б) В причастиях пишется –НН-:
а) если в слове есть приставка б) если есть зависимое слово в) если слово образовано от глагола СВ г) если есть суффикс –ова-, -ева-, -ирова-.
В кратких причастиях пишется только одна буква –Н-.
I ряд – работа с перфокартами
Вставить –Н- или –НН- в причастия и прилагательные:
поляна освещена книга интересна даль туманна размешанные краски фигуры изображены
II ряд – работа по карточкам
Надо подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы.
Ты смотришь на лунный свет, который плывет по сонной реке. Ты смотришь на лунный свет, плывущий по сонной реке.
Я всего лишь уличный мальчишка, который улыбается встречным лицам. Я всего лишь уличный мальчишка, улыбающийся встречным лицам.
- После замены глаголов, у вас получатся строчки из стихотворений С.Есенина.
Вывод учителя
- Сравнивая предложения, можно ещё раз отметить, что употребление причастий делает речь более яркой, выразительной и образной.
- Но несмотря на достоинства, причастия, по словам А.С.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы.
Задание классу. Сравнение текстов с причастиями и без причастий.
- А теперь задание будет для всего класса. Работа с раздаточным материалом.
- Перед вами раздаточные листы с отрывком из воспоминаний С.Есенина. Но он неполный: вместо причастных оборотов - … Восполните текст своими примерами.
а)
1. Мы едем по узкой асфальтированной дороге, … 2. Прямо перед нами серый двухэтажный дом, … 3. В палисаднике яблоня, …
(2 ученика зачитывают получившийся текст, а затем читает учитель текст).
б) А теперь послушайте текст мастера слова С.Есенина с авторскими причастиями: (изображение природы на экране) (2 картины)
Мы едем по узкой асфальтированной дороге, упирающейся в небольшую деревушку. Прямо перед нами серый двухэтажный дом, сложенный из тесаных камней. В палисаднике яблоня, усыпанная румяными яблоками.
Итог урока (стихотворение сопровождается музыкой и показом пейзажей)
А теперь послушайте стихотворение С.Есенина (Учитель подбирает стихотворение о природе, в котором много употреблено причастий)
- Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово, выражение или речевой оборот.
- А что вы скажите о причастии?
Работа с учебником
Стр. 100 – ответить на вопросы
- Какова роль причастий и причастных оборотов в речи?
(Употребление их обогащает речь, делает её более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли).
Домашнее задание
Напоминаю, что дом. задание вы получили в начале урока:
1) Написать сочинение – этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов.
2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему «Причастие» .
3) И предлагаю ещё поработать с учебником в разделе «Повторение» в 5 модуле – выполнить одно упражнение по выбору.
Модуль 6
Тема: «Понятие о деепричастии. Деепричастный оборот»
Цели:
познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, их ролью в предложении,
добиться умения отличать их от других частей речи,
формировать навык разграничения основного и добавочного действия,
сформировать начальные представление о деепричастном обороте, о знаках препинания при нем.
анализ языковых единиц (метод самостоятельной работы по осмыслению нового материала).
Можно конспект урока составить в виде таблицы или схемы
Этап урока
Сценарий урока
Деятельность учащихся
Оргмомент
Учитель проверяет наличие на партах учащихся учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.
Учащиеся готовятся к уроку.
Объяснение материала. Наблюдение над языковым материалом.
На доске записаны предложения. Учитель и учащиеся работают вместе, анализируя данный материал.
Фронтальная беседа с классом.
Цветок искрится на солнце и переливается после летнего дождя.
Подчеркните члены предложения.
Чем осложнено предложение? Чем выражены однородные члены? Докажите, что это однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, соответственно, являются одинаковыми членами предложения, в данном случае – сказуемыми)
Цветок переливается, искрясь на солнце, после летнего дождя.
Подчеркните члены предложения.
Есть ли тут однородные члены? Докажите.
На какие вопросы отвечают слова “искрясь”? “переливается”? От каких слов задаем к ним вопросы?
Делаем вывод, что эти слова отвечают на разные вопросы: как? или что делая? – “искрясь” и что делает? – “переливается”. Вопросы к этим словам задаем от разных слов: цветок (что делает?) переливается, переливается (что делая? как?) искрясь. Таким образом, исходя из правила определения однородных членов, данные слова не могут быть таковыми.
Можно ли с помощью вопроса “что делая?” к слову “искрясь”, определить, каким членом предложения оно является? Какой вопрос помогает определить, какой это член предложения?
Чем слово “искрясь” похоже на глагол? Чем отличается от него?
Делаем выводы: 1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым, 2) слово не имеет привычных глагольных окончаний, 3) не является, как глагол, сказуемым, 4) не изменяется.
Что обозначает глагол как часть речи? Что обозначает слово “переливается”? А что обозначает слово “искрясь”? Содержит ли это слово значение действия? Объясните.
Какое действие в предложении главное, основное, а какое – добавочное? Попробуем объяснить.
Делаем вывод, что слово “искрясь” дорисовывает основное действие, которое выполняет цветок, описывает его.
Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию.
Как и причастие, эта часть речи является «гибридом» самостоятельных частей речи – глагола и наречия.
Замените слово “искрясь” на глагол. Прочитайте полученное предложение. Почему вы смогли заменить это слово на глагол? От какой части речи оно образовано?
Есть ли у слово “искрясь” зависимое слово или зависимые слова? Докажите. Как называется причастие с зависимым словом? Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимым словом?
Делаем вывод: деепричастие с зависимым словом– деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти на следующих уроках), в предложении является обстоятельством.
Назовите деепричастный оборот в нашем предложении. Подчеркните его.
Запись в грамматические тетради (тетради-шпаргалки):
Деепричастие = грамматические признаки глагола (обозначает добавочное действие при глаголе, имеет вид – что Делая? что Сделав? Возвратность. Имеет зависимые слова) и наречия (не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством). Деепричастие всегда образуется от глагола.
Деепричастие + зависим (ое, ые) слов (о,а) = деепричастный оборот.
Устная и письменная работа по предложенному материалу. Фронтальная беседа с классом. Один учащийся работает у доски, выполняя задание под контролем учителя, затем его сменяет другой ученик.
Наблюдение по учебнику. Стр. 112-114 – правило.
Подводим итог, обобщая материал о грамматических признаках деепричастия.
Учащиеся читают правило, делают выводы о признаках деепричастия.
Работа по новой теме. Первичное закрепление знаний. Применение новых знания на новом языковом материале.
1. Упражнения 8, 12, 15
Читаем предложенный текст.
Определите тип речи? Стиль?
Какие выделенные слова являются глаголами? Докажите? Какие деепричастиями? Что они обозначают? Какие вопросы и от каких слов вы зададите к деепричастиям?
Учащиеся читают текст, отвечают на заданные вопросы.
Выполняют предложенные задания по грамматическому анализу текста.
На доске задания попеременно выполняют
4 учащихся.
2. Наблюдение. На доске записано четверостишие из стихотворения Э.Асадова “Лес”:
С какой целью они использованы в стихотворении? Зачем нужны?
Делаем вывод
Учащиеся списывают четверостишие, выполняют грамматические задания. Один ученик работает с текстом на доске.
Итоги урока.
Фронтальная беседа с классом.
О какой части речи мы с вами сегодня говорили?
Признаки каких самостоятельных частей речи включает в себя деепричастие?
Чем деепричастие похоже на глагол? Наречие? Расскажите.
Что называется деепричастным оборотом?
Может ли деепричастие не иметь зависимых слов?
Как оно называется при этом?
Ученики отвечают на вопросы, при необходимости, используя грамматические и рабочие тетради, учебник.
Домашнее задание.
§ 2-4; упр. 27, 29, 30 (по выбору) Устно объяснить роль деепричастий в тексте.
Запись в дневники.
Модуль 6 Тема: «Деепричастный оборот»
Цели:
сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;
актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте;
развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;
воспитывать любовь к русской речи.
Оборудование:портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; рисунки учеников, схема-кластер “Деепричастие”; карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом; компьютерная презентация.
Работа с эпиграфом к уроку
До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.
Н.Чернышевский
Сценарий урока
Сообщение темы урока и цели
Учитель
Мы продолжаем изучение темы “Деепричастный оборот и знаки препинания при нем”. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: “Роль деепричастий в поэзии А.С. Пушкина”.
Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.
1. Стадия осмысления
Актуализация прежних знаний
Учитель
Составим коллективный портрет деепричастия (кластер), результаты вывесим на доску (групповая работа).
Контроль знаний по теме
Составление и заполнение таблицы “Отличия причастий от деепричастий”. (У учеников таблица с пропущенными строками, их нужно восстановить, таблица 1 сдается учителю на проверку).
Таблица 1
Причастие
Деепричастие
1. Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного;
1. Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому;
обозначают признак предмета по действию
обозначают добавочное действие
2. В предложении причастия являются определениями или составной частью именного сказуемого.
2. Деепричастия в предложении бывают только различными обстоятельствами.
Отвечают на вопросы какой? каков?
Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему?
3. Относясь к именам существительным, причастия согласуются с существительным в роде, числе и падеже
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая – в красный (неверный ответ).
– Верите ли вы, что деепричастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.)
– Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу.)
– Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.)
– Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность.)
– Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие – неизменяемая форма глагола.)
– Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.)
2. Стадия самостоятельного осмысления
Самостоятельная работа
Учитель
Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.
Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.
(А.С. Пушкин)
• Определите тему текста. (Метель.) Озаглавьте его. (Метель.) Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет – снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)
• Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.
• Объясните постановку знаков препирания.
• Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида “деепричастие + зависимое слово” (тяжело поднимаясь).
Учитель
Осуществите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.
Исследование текста
Учитель
Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Текст
Деепричастие с основным глаголом
Морфологические признаки деепричастия
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
“Зимний вечер”
Кроет, крутя. (Помогает создать динамичную картину)
3има!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью, как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке.
“Зима!.. Крестьянин, торжествуя”
Торжествуя, обновляет;
снег почуя, плетется;
взрывая, летит.
(Помогают создать динамичную картину)
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
“Зимнее утро”
Блестя, лежит.
(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
“Зимнее утро”
Скользя, предадимся.
(Помогает создать динамичную картину).
“Соберите” эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня).
Отчет об исследовательской работе
У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.
Игровая пауза
Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.
Писатель А.И. Куприн говорил: “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...”.
Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему “Зима”.
4. Рефлексия
Устная публикация (представление).
Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.
Остальные ученики “опубликуют” свои работы в рукописном журнале.
Учитель
Довольны ли вы своей работой сегодня?
Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!
Домашнее задание
Предлагаю нарисовать красками иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.
Модуль 6
Тема: Деепричастный оборот
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок—путешествие во времени с привлечением сведений о мужском и женском костюме XVIII в
Цели:
повторить опознавательные признаки деепричастного оборота, правила его выделения на письме, синтаксическую роль деепричастий;
проверить насколько усвоено умение выделять запятыми деепричастный оборот, его границы.
Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, иллюстрации (мужской и женский костюм XVIII в.).
Сценарий урока
Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме: «Деепричастный оборот», проверим, насколько крепки границы между причастиями и деепричастиями, и увидим, что происходит при нарушении этих границ. Мы попробуем самостоятельно построить предложения с деепричастными оборотами. Но сначала давайте вспомним, какую конструкцию мы называем деепричастным оборотом.
Актуализация опорных знаний
Учитель
Ребята, давайте попробуем составить рассказ о деепричастии по схеме. (Рассказ ученика по схеме)
Правило
Глагольные признаки деепричастия
Отнаречные признаки деепричастия
Употребление в речи
Работа с устными текстами, комментарии учителя, замечания
Учитель
А теперь я предлагаю вам перенестись мысленно в XVIII век, когда царь Петр I повелел «учинить новую моду». Начнём мы всё-таки путешествие во времени с упр. 28 на стр. 127. Прогуляемся по Москве. Потом перейдём к упр. 29 на стр. 128. Посмотрите в учебник. Кто объяснит мою задумку?
(Ответы)
(Соединив задания и содержания двух предложений, можно предаться разным фантазиям. Например, погуляв по Москве, посетив её достопримечательности (упр. 28 - выполнить), путешественники встречаются с необычным объектом, который их переносит в прошлое (упр. 29 –выполнить).
А дальше… препятствия. Их надо преодолеть, чтобы вернуться назад. Каждый из вас должен выбрать уровень определенной сложности. Познакомимся с содержанием текста.
(Один ученик читает)
В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Надевая белоснежную рубашку с кружевными манжетами дворянин повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол отводя ему роль жилета. Интересно, что нашивая на камзол до 30 пуговиц застегивали только верхнюю их половину. Вовсе не застегивали кафтан, который прикрывая кюлоты доходил почти до колен притягивая взоры золотым и серебряным шитьем и нарядными металлическими пуговицами. Позаимствовав из Англии моду на гетры русские дворяне надевали их зимой поверх белых шелковых чулок. Парик причиняя определенные неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являясь обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находя применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополняя костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплатив 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С. Рябцеву)
Каждый определяет свой уровень работы по тексту и формируются группы
Уровень «Ты сможешь»
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста.
Озаглавьте текст.
Как связаны между собой предложения.
Выполните задания (объясните подчёркивания).
Уровень « Хорошо»
Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Исправьте речевые ошибки
1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день.
2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.
3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках — «мушечницах».
Уровень «Отличник»
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Дополнительное задание. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Исправьте речевые ошибки
1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день. 2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи. 3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках — «мушечницах».
Замените причастные деепричастными оборотами
Женский костюм XVIII века
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.С. Рябцеву)
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Мужской костюм 18 века
парик кафтан камзол колюты шляпа туфли
Женский костюм 18 века
корсет фижмы - каркас в виде обруча, вставлявшийся под нижнюю юбку глухое платье веер распашное платье
Здесь можно поработать со словарём В XVIII в. законодательницей европейской моды была Франция. Поэтому названия многих предметов туалета того времени французские, как, например, "кюлоты" — короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан. Кстати, участники французской революции — представители парижской бедноты, не носившей такой одежды, получили прозвише «санкюлоты» (по-русски буквально означает «бескюлотники», т.е. "не имеющие кюлот". (Ю.С.Рябцев. История русской культуры)
Работа по развитию речи Учитель
Ребята, обратимся к развитию речи. Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде XVIII века, но понять ее мешают грамматические ошибки. Давайте исправим их. Исправьте грамматические ошибки. (Учитель привлекает опыт двух групп «хорошистов» и «отличников») 1. Пытаясь сохранить макияж, у дам в XVIII веке было принято умываться не каждый день. (Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
Ключ Пытаясь сохранить макияж, дамы в XVIII веке умывалисьне каждый день.
2. Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи.
(Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым)
Ключ
Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.
3. Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробоч ках — «мушечницах .
(Подсказка: деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия)
Ключ
Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках — «мушечницах».
Работа по конструированию предложений (дидактическая игра «Путаница»)
Учитель
Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные причастия решили вмешаться и все перепутать. Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли.
Женский костюм XVIII века
Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивающий талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.С. Рябцеву)
Ключ
Собираясь на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячась под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас (фижмы) и, прикрепляя его к поясу, добивались расширения платья. Корсет, стягивая талию, придавал фигуре стройность. Дама XVIII века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно.
Подведение итогов урока
Учитель
Итак, подведем итоги нашего урока. Сегодня мы, совершив путешествие во времени и открыв для себя массу интересных подробностей о моде XVIII века, повторили тему «Деепричастный оборот». Мы находили деепричастные обороты в текстах, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение таких слов, как «кюлоты» (Кто мне объяснит его?) и фижмы (Кто помнит значение слова?).
Домашнее задание
1 уровень сложности
Учитель
Одним из важных предметов дамского туалета был веер. Он выполнял массу функций: на его створках писали модные фразы, в нем прятали записки. С его помощью можно было разговаривать, не произнося слов. Дома вам предстоит составить текст о тайнах дамского веера. Предлагаю вам свои подсказки
Задание
Составьте текст, используя деепричастные обороты.
Для справок: разворачивая веер — замужество закрывая — безразличие открывая один листик — дружба открывая два листика — сочувствие открывая три листика — любовь складывая стрелой — призыв к решительности
2 уровень сложности
§ 4, упр. 30, стр. 128
Этот урок можно провести в конце учебного года перед
Праздником славянской письменности, который отмечают 24 мая
Тема: «Язык мой, давай с тобой дружить».
Цели: знать историю языка, вырабатывать умение правильно и красиво говорить, воспитывать любовь к родной речи.
Оборудование: презентация, высказывания о русском языке, азбука, раздаточный материал (карточки), иллюстрации памятников Кириллу и Мефодию
Сценарий урока
Работа с эпиграфом урока
Можно предложить следующий:
Да здравствует старословянский!
В нём кровь замешалась и пот!
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжёлый, как сотовый мёд!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые, -
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времён донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли.
О.Дмитриев
Учитель
Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:
Братья! Двоицу святую В сей день радостно почтим! Просветителей честную Память светло совершим. Песнью хвальною, велегласною Да восхвалим их: Радуйся, Кирилле, Радуйся, Мефодие, Радуйтесь, Словенских стран апостолы!
Как вы думаете: можно представить себе жизнь без письменности?
(Ответы учащихся)
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность. Не надо писать, диктанты, сочинения, изложения, не надо читать книги… Допустим, но ведь тогда надо отменить книги, газеты, журналы, почтовые отделения, карточки в регистратурах, билеты на поезда и самолёты… Да и было ли бывсё то, что нас окружает. Конечно, нет! Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без письменности?
Давайте заглянем в историю!
Ученики заранее готовят сообщения.
(Они могут быть приблизительно и такими, как приведённые ниже)
Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с … медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
(Из «Словаря юного филолога»)
Учитель
Есть и другие предположения. Библия нам передаёт множество исторических сведений о возникновении СЛОВА и РАЗНЫХ НАРЕЧИЙ. В этой священной книге говорится: «В начале было Слово. И Слово было у Бога и Слово было Бог»
А теперь посмотрите на слайд. Перед Вами репродукция памятника Кириллу и Мефодию. Знаете ли вы кто они и чем прославились?
(Учащиеся отвечают)
Сообщение ученика
В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг. Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом...
Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером
Ученик
В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ.
/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/
Летописец (вставая)
По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
Сообщение ученика
На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.
Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший. Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.
- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.
-А почему у славян нет своих книг?
-Потому что писать на славянском языке нельзя.
В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.
Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол.
Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.
Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их)
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.
Сия зримая мала книжица По-реченному алфавица, Напечатана бысть по царскому велению Всем младым детям к научению.
Вот азбука – начало все начал. Открыл букварь – и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам Не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа Грядущего неписанного слова, Великого, как Тихий океан.
Так появилась славянская азбука, которая впоследствии стала называться кириллицей. (В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название.
Сообщение ученика
В 988 году в Киеве открылась дворцовая школа «Ученья книжного». Возник центр книжной культуры, той, которая соединила Киевскую Русь со всей многовековой цивилизацией. Наряду с латинской, греческой, арабской школами, на историческую арену выходит славянская школа. Рождение новой школы непосредственно связано с созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году. Первая школа, где велось преподавание церковнославянского языка, была открыта братьями в столице Моравского княжества Велиграде. Ими было воспитано около 200 княжеств. Их ученики стали открывать свои школы, учить других, и к концу века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке, который был понятен всем славянским народам того времени. Первые школы создавались князьями, но уже в Киевской Руси сложились два типа школ: демократические школы мастеров грамоты, где учили упрощённый 32-буквенный кириллический алфавит, и дворцовые, соборные, монастырские, где давались 44-45-буквенная кириллица, отражающая все особенности церковнославянского языка.
«Книжное учение» было возможно там, где находились богатые собрания рукописных книг – при монастырях, епископских кафедрах, кафедральных соборах.
(Учитель комментирует текст, разъясняя количество букв в кириллице)
Можно здесь рассказать о старославянском и древнерусском языках, об особенностях современного русского языка, который впитал в себя старославянизмы и слова древнерусского языка, кратко рассказать об их признаках (ра, ро, ре, ле; оро /оло /ере; ж, дж…)
Можно предложить детям попробовать перевести старославянские и древнерусские отрывки из текстов не с целью перевода как такового, а с целью видения особенностей разности//одинаковости с современным русским языком.
Ученик читает наизусть стихотворение О.Дмитриева
Старославянский язык
А всё же до жалости редко
Среди почитаемых книг
Мы ищем язык наших предков –
Для нас неудобный язык.
Пускай не во всём он понятен,
И мудрым учёным, порой.
И белых в нём более пятен,
Чем даже на карте земной, -
Но вслушайтесь в давнюю эту
Эпоху, за каждой строкой.
В словах легковесности нету,
Поспешности нет никакой!
Над лунным челом летописца
Татарские кони храпят.
И всё ж принимает страница
Не каждое слово подряд:
Когда они слабы и мелки,
Не гоже и браться за труд,
Над ним не секундные стрелки,
Смертельные стрелы поют.
И долгий подсказывал опыт,
Что выразить может верней,
Коней несмолкающих топот,
Звон лат, и монет, и церквей.
Набата отверстое горло,
Рёв рога и дробь топора, -
Не наше ленивое «оро»,
А старое грозное «ра»!
Великих высот достигали
Два слога в звучанье стальном,
Двумя оставаясь слогами
В воинственном слоге одном.
И с краткость – признаком силы
Слова обретали тогда
Летящую тяжесть секиры,
Спокойную грузность плода…
Да здравствует старословянский!
В нём кровь замешалась и пот!
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжёлый, как сотовый мёд!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые, -
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времён донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли.
О.Дмитриев
Вопросы из истории
1. Когда был создан первый алфавит братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием?
(24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита)
2. В 988 году Русь приняла христианство. Что после этого события стали изображать на багряном стяге русские войны?
(Лик Спасителя)
3. При каком князе-правителе Киевская Русь приняла христианство?
(Владимире Красное Солнышко)
4. Какой царь пригласил моравских братьев на русскую землю?
(Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их")
5. В 1574 году был напечатан первый русский букварь. Кто это сделал?
(Первопечатник Иван Фёдоров)
На арене истории Древней Руси появляется яркая и многогранная фигура первого историка-летописца монаха Киево-Печерского монастыря. Он был хорошо образованный патриот, знал византийскую и античную литературу, заботился о расширении исторического кругозора своих читателей.
(Нестор - Летописец)
Лингвистические вопросы
Учитель
А как вы понимаете такие выражения:
«Начать с азов», «Аз да буки - вот и все науки», «Не суйтесь, буки, наперёд азов», «Ни аза не мыслит»? Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Отвечают)
Игра “Собери пословицу”
Ученики получают листы с "рассыпанными" пословицами
Задание: составить целую пословицу.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Не красна птица пером, красна умом.
Золото добывают из земли, а знания с книги.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Что писано пером, не вырубишь топором.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки
Чёрные птички На каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы)
Носила меня мать, Уронила меня мать, подняли меня люди, понесли на торг торговать, отрезали мне голову, стал я чёрную воду пить, и я ясно говорить. (Гусиное перо)
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга)
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Кулик – не велик, Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. (Школьный звонок)
Учитель
Подводя итог нашего урока, хочется сказать словами поэта:
Родная речь – Отечеству основа, Не замути Божественный родник – Храни себя – душа рождает слово – Великий святорусский наш язык!
И в конце урока мы составим своеобразную памятку «Как надо вести себя в речи с другим человеком»
Письмо под диктовку
Поступай так в речи по отношению к другим, как бы ты желал, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Говори так, чтобы тебя поняли!
Отвечай на том же языке, в той же тональности, в которой к тебе обратились.