Расставьте в конце предложений недостающие знаки препинания.
Вспоминаем то, что знаем
Проверьте себя.
Прекрасна земля Самарская!
Пойди оглянись вокруг!
Я люблю милые сердцу степные
просторы, лесистые холмы, обширные луга.
А каким будет наш край завтра?
Сможем ли мы сохранить эту первозданную красоту?
Что мы можем сказать по знакам препинания об этих предложениях?
Вспоминаем то, что знаем
Предложения можно охарактеризовать
1. По цели высказывания
2. По интонации
3. По количеству грамматических основ
4. По составу грамматической основы
5. По наличию второстепенных членов
6. По осложнению
Характеристика предложений по цели высказывания и по интонации
Тридцатое января.
Классная работа.
Виды простых предложений (обобщение).
Сформулируйте тему урока
Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Виды простых предложений
Заполняем таблицу «Виды предложений»
По цели высказывания
Побудительные
повествовательные
вопросительные
По интонации
восклицательные
невосклицательные
По количеству грамматических основ
По составу грамматической основы
По наличию второстепенных членов
Осложнения
Найдите в предложениях грамматические основы
На территории Самарской Луки расположены лиственные леса.
Луговые степи Самарской Луки заселили грызуны, а в лесах до сих пор водятся дикие кабаны.
Определите, из чего состоит грамматическая основа предложений
Красота Жигулевских гор!
Где-то засвистело, зашуршало и покатилось эхом по всей Луке.
Школьники часто с экскурсией посещают заповедный парк.
О чем говорит наличие или отсутствие второстепенных членов?
Ученые изучают заповедник.
Заповедник охраняется.
Прочитайте предложения, расставьте недостающие знаки препнания
Волга соединяет Самару Тольятти Казань и Саратов.
Вы наверное бывали в нашем заповеднике?
Ребята поехали на экскурсию по Волге!
Проверьте себя
Волга соединяет Самару, Тольятти, Казань и Саратов.
Вы, наверное, бывали в нашем заповеднике?
Ребята, поехали на экскурсию по Волге!
Решаем задачу урока
Люди, берегите земли, воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Синтаксический разбор и пояснительная
характеристика предложения
Порядок синтаксического разбора
1. По цели высказывания
2. По интонации
3. По количеству грамматических основ
4. По составу грамматической основы
5. По наличию второстепенных членов
6. Осложнения
7. Схема
Голос леса.
Человек, ты пришёл ко мне отдохнуть от повседневных забот и городского шума. Я подарю тебе аромат цветов, шелест травы, пение птиц. Окунись в лесную прохладу, и ты освободишься от мелочных забот и тревог. Я дам тебе покой, равновесие и вдохновение.
Но, к сожалению, ты не всегда способен услышать мой голос…
Вам пришло письмо
Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Берегите свое здоровье!
Берегите свое здоровье!
1)Во время дождя всем казалось, будто лес притягивает к себе дождевые облака. 2)Сильные корни могучих деревьев впитывали живительную влагу. 3) Ее хватало и для лугов, и для полянок, и для ручейков, стекающих к реке.
4)Так и жили, тесно переплетясь, лес и река, тучи и ручейки, васильки и дождь.
5)Но вот пришли люди и вырубили лес. 6)Им не стало хватать места для строительства городов. 7)Исчезла полянка, а затем обмелела и высохла река.
Как вы думаете, почему так произошло?
Развиваем умения
Поработайте в парах. Найдите в тексте сложные предложения. Докажите, что они сложные
Расставьте знаки препинания и выберите осложненные предложения.
Кто из вас ребята бывал в Самарской Луке?
Волга – величайшая река России.
Правый берег Волги густо застроен городами деревнями и поселками.
Ученики нашей школы разумеется активно участвуют в экологических акциях.
Такую красоту нам подарила матушка-природа!
*Задание повышенной сложности.
Проверьте себя
1, 3, 4
Напишите связный текст
(4-5 предложений), отражающий Ваше мнение по ситуации: некоторые люди предлагают отдать большую часть заповедника Самарская Лука под застройку жилыми домами.
*Составьте текст только из осложненных предложений.