kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит интеллектуальную разминку в виде игры "Кулинар". Исследование морфологических признаков деепричастия. Образование деепричастий дано через игру "Я работаю волшебником".Ребята знакомятся с пословицами, фразеологическими оборотами, в которых употребляются деепричастия.В конце урока заполняют оценочные листы, подводят итог уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»

"Деепричастие – самостоятельная часть речи".

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению деепричастия в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Деепричастие – самостоятельная часть речи»

  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные:

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Предметные:

научить узнавать деепричастия, отличать их от других частей речи;

научить использовать деепричастия в речи;

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в паре, группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint

Ход урока. Организационный момент. Приветствие.

Притча Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
"Переверни, и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать новое, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие". (Зачем была прочитана эта притча? Как она связана с уроком?)



1. Интеллектуальная разминка. Игра «Кулинар» (работа в парах)(слайд)

Цель: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические признаки и орфограммы причастий.

В конверте лежат картинки продуктов, на обратной стороне записаны слова с пропущенными буквами. Ребята вытягивают картинки (выясняют содержимое холодильника), записывают причастия, вставляя н или нн (По Полежаевой Е.А.) затем составляют с другом рецепт из предложенных продуктов (необязательно использовать все продукты).

Выявление темы урока - Открываем тетради, записываем дату. Пишем «Классная работа». Оставляем строку для формулировки темы урока.

2 этап. Синтаксический разбор предложения. Ситуация практического затруднения. ( коллективная работа в тетрадях и у доски)

Цель: создать условия, при которых дети оказываются в ситуации практического затруднения.

Записываем предложение: На высоком небе горят, переливаясь, рождественские звезды. ( в тетрадях и на доске)

Заканчиваем разбор предложения, подписываем над словом «переливаясь» - деепричастие

3 этап. Решение учебной задачи. (коллективная работа в тетрадях и у доски)

Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое деепричастие?»

- А теперь давайте попытаемся разобраться, что же такое деепричастие. Действительно ли мы открыли новую часть речи? Сделаем морфемный анализ слова переливаясь.

Ученик у доски делает морфемный анализ:

Переливаясь – деепричастие; постфикс –СЯ – указывает на возвратность действия, как и в глаголе умываетСЯ; корень ЛИ: -ЛИть, заЛИть; приставка ПЕРЕ- имеет значение «через что-то»: ПЕРЕбежать, ПЕРЕпрыгнуть; суффикс –ВА –образует видовую пару: перелить (сов. вид) – перелиВАть (несов. вид), забыть (сов. вид) – забыВАть (несов. вид).

- Скажите, можем ли мы заполнить пропущенную строчку в начале классной работы? Что же мы сегодня с вами открыли? Сформулируйте тему урока.

Эпиграф к уроку «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью.» Л. Н. Толстой

   Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

(Дети записывают на пропущенной строке в тетради: «Деепричастие». Термин возник в 17 веке. Обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам ч.р.похожа на наречие, т.к. не изменяется

Упр.214 – опорный материал(1 пример рассмотреть)

Упр№215 (устно1-2 предложения)

4 этап. Исследование морфологических признаков причастия.(слайд)

Самостоятельная работа. Изучив опорный материал на стр.83, заполните карточку №1(приложение)

Представление результатов исследования. (Результаты фиксируются на доске)

Запись на доске

Вывод. (слайд)

Карточка №2. Морфологический разбор (приложение)

Игра «Я работаю волшебником». Образование деепричастия

Предлагаются картинки. Необходимо образовать глагол, деепричастие. Обозначить суффиксы.

Вывод.

5 этап. Употребление в речи.

Вывод: обогащают нашу речь, делая ее образнее, ярче, выразительнее.

(Звукопись, олицетворение, фразеологизмы, пословицы)


Пословицы.(устно) Найдите деепричастия, Как вы понимаете смысл каждой из них?

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

  • Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

МИНУТКА ОТДЫХА (для глаз)

6этап. Закрепление.Выборочно – распределительный диктант

Итоговый контроль. Тестирование (приложение)

Рефлексия.

-  Как  вы  считаете, достигли  ли  вы  поставленной  цели?

-  Чему  научились  на  уроке?

Завершите  заполнение  оценочного  листа. (приложение)

Домашнее задание. – через АСУ РСО (Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их.)

1. Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили:
– Аркадий Петрович, почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?
Гайдар, улыбнувшись, ответил:
– Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе.

2. Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его:
– Скажите: этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен, не смущаясь и глядя на задавшего вопрос, спокойно ответил:
– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

3. Увидев двух ссорящихся, Гете сказал:
– Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее.

4. Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей.
– А где же книги других авторов? – спросил встревоженно, глядя на продавца, Дюма.
– Других? – растерявшись, переспросил книготорговец. – Проданы.)




6



Просмотр содержимого документа
«приложение»

Фамилия ученика­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _____________________________

Вопросы к уроку:

  • что такое деепричастие?

  • как образуется деепричастие?

  • морфологические признаки деепричастия?

  • какова его синтаксическая роль?

  • научиться различать деепричастия среди других частей речи.

  • какова роль в речи?

    КАРТОЧКА № 1

    ДЕЕПРИЧАСТИЕ

    Признаки глагола Признаки наречия

    _______________ _____________

    _____________________ ________________

    Вопросы: _________________ ______________________



    Суффиксы: _____________ _________________



















Карточка №2.

Переливаясь –депричастие, т.к. обозначает ______________ глагола ГОРЯТ, отвечает на вопрос ____?,__________?

____________часть речи.

Постоянные признаки: ___________, ____________

Синтаксическая роль: ___________

Карточка №3

Выборочно – распределительный диктант.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, тяжело дышащий, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида











Тест

1. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

2. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

3. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.

4. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

5.Найдите деепричастия совершенного вида:

А)нахмурясь Б)требуя В) завидуя Г)выскочив



 Домашнее задание. – через АСУ РСО (Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их.)











Вернись к целям, поставленным в начале урока, определи, удалось ли тебе выполнить намеченное? Если да, поставь +, если нет, поставь –

Оценочный лист:

№ задания

Планируемые результаты

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение определять тему, цель урока



2

Умение отличать деепричастия от других частей речи



3

Умение определять морфологические признаки деепричастия



4

Умение образовать деепричастие от глагола



5

Умение определять синтаксическую роль деепричастия



6

Умение употреблять деепричастия в речи



7

Карточка №1



8

Карточка №2



9

Карточка №3



10

Тест















Просмотр содержимого презентации
«деепричастие»

Смета…ый крем, запече…ый в духовке, украше…ый фруктами, пропита…ый. Мороже…ая, перемеша…ая со сливками, купле…ая на ярмарке, посыпа…ая. Клюкве…ое, посыпа…ое шоколадом, политое крыжове…ым сиропом, украше…ое вишней. Нареза…ый дольками, фарширова…ый мясом, приправле…ый майонезом, только что сорва…ый. Варе…ая, консервирова…ая, запече…ая на костре, варе…ая в кастрюльке.

  • Смета…ый крем, запече…ый в духовке, украше…ый фруктами, пропита…ый.
  • Мороже…ая, перемеша…ая со сливками, купле…ая на ярмарке, посыпа…ая.
  • Клюкве…ое, посыпа…ое шоколадом, политое крыжове…ым сиропом, украше…ое вишней.
  • Нареза…ый дольками, фарширова…ый мясом, приправле…ый майонезом, только что сорва…ый.
  • Варе…ая, консервирова…ая, запече…ая на костре, варе…ая в кастрюльке.

Суше…ый, реза…ый, смеша…ый с лимо…ыми дольками. Посыпа…ая сахаром, варе…ая, консервирова…ая, использова…ая в качестве украшения.  Очище…ый, привезе…ый из-за границы, предложе…ый на десерт, смеша…ый с мандарином.
  • Суше…ый, реза…ый, смеша…ый с лимо…ыми дольками.
  • Посыпа…ая сахаром, варе…ая, консервирова…ая, использова…ая в качестве украшения.

  • Очище…ый, привезе…ый из-за границы, предложе…ый на десерт, смеша…ый с мандарином.

Дее  (от  деяти  в значении  делать )  +  причастие Дееспособный Причастный Деятель Действие К действию причастное

Дее (от деяти в значении делать ) + причастие

Дееспособный Причастный

Деятель

Действие

К действию причастное

глагол наречие .Неизменяемость .Синтаксическая роль . Вид .Возвратность  деепричастие Что делая? Что сделав? Как? Когда? Каким образом? Морфологические особенности

глагол

наречие

.Неизменяемость

.Синтаксическая роль

. Вид

.Возвратность

деепричастие

Что делая? Что сделав?

Как? Когда?

Каким образом?

Морфологические особенности

летать –- лета я .   уснуть ––усну в –усну вши  бегать –-бега я    играть-игра я   сидеть– сид я   ответить- - ответи в  отвечать - отвеча я

летать –- лета я .

уснуть ––усну в –усну вши

бегать –-бега я

играть-игра я

сидеть– сид я

ответить- - ответи в

отвечать - отвеча я

Их можно стиснуть и показывать. Говорят, что до них можно вооружиться.  Его вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние. Их советуют держать востро и не развешивать. Её теряют и ломают . Стиснув зубы Вооружившись до зубов Повесив нос Развесив уши Потеряв голову
  • Их можно стиснуть и показывать.
  • Говорят, что до них можно вооружиться.
  • Его вешают (вместе с головой), если сильно расстраиваются, приходят в отчаяние.
  • Их советуют держать востро и не развешивать.
  • Её теряют и ломают .
  • Стиснув зубы
  • Вооружившись до зубов
  • Повесив нос
  • Развесив уши
  • Потеряв голову
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, тяжело дышащий, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.
  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев,
  • тяжело дышащий, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь

  • Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование

Автор: Вострикова Ольга Михайловна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока-исследования "Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141688"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418148928"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-исследования на тему: "Деление с остатком" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-na-tiemu-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "119368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413392132"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок - исследование по теме "Перенос слов" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-issliedovaniie-po-tiemie-pierienos-slov"
    ["file_id"] => string(6) "148581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419779423"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Урок русского языка по теме:ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЕЩЕ ОДНУ ЧАСТЬ РЕЧИ.  Используемая технология: урок-исследование. "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedstavliaiem-ieshchie-odnu-chast-riechi-ispol-zuiemaia-tiekhnologhiia-urok-issliedovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "101207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410477"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Дидактический проект урока -исследования по русскому языку по теме "Корень " "
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskii-proiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "137437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417352555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства