"Деепричастие – самостоятельная часть речи".
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению деепричастия в ходе группового и парного взаимодействия.
Задачи:
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Деепричастие – самостоятельная часть речи»
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Предметные:
научить узнавать деепричастия, отличать их от других частей речи;
научить использовать деепричастия в речи;
закрепление изученного материала по теме.
Регулятивные:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
уметь работать в паре, группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint
Ход урока. Организационный момент. Приветствие.
Притча Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
"Переверни, и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать новое, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие". (Зачем была прочитана эта притча? Как она связана с уроком?)
1. Интеллектуальная разминка. Игра «Кулинар» (работа в парах)(слайд)
Цель: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей к лингвистическому материалу, повторить морфологические признаки и орфограммы причастий.
В конверте лежат картинки продуктов, на обратной стороне записаны слова с пропущенными буквами. Ребята вытягивают картинки (выясняют содержимое холодильника), записывают причастия, вставляя н или нн (По Полежаевой Е.А.) затем составляют с другом рецепт из предложенных продуктов (необязательно использовать все продукты).
Выявление темы урока - Открываем тетради, записываем дату. Пишем «Классная работа». Оставляем строку для формулировки темы урока.
2 этап. Синтаксический разбор предложения. Ситуация практического затруднения. ( коллективная работа в тетрадях и у доски)
Цель: создать условия, при которых дети оказываются в ситуации практического затруднения.
Записываем предложение: На высоком небе горят, переливаясь, рождественские звезды. ( в тетрадях и на доске)
Заканчиваем разбор предложения, подписываем над словом «переливаясь» - деепричастие
3 этап. Решение учебной задачи. (коллективная работа в тетрадях и у доски)
Цель: создать условия, при которых учащиеся смогут ответить на вопрос «Что такое деепричастие?»
- А теперь давайте попытаемся разобраться, что же такое деепричастие. Действительно ли мы открыли новую часть речи? Сделаем морфемный анализ слова переливаясь.
Ученик у доски делает морфемный анализ:
Переливаясь – деепричастие; постфикс –СЯ – указывает на возвратность действия, как и в глаголе умываетСЯ; корень ЛИ: -ЛИть, заЛИть; приставка ПЕРЕ- имеет значение «через что-то»: ПЕРЕбежать, ПЕРЕпрыгнуть; суффикс –ВА –образует видовую пару: перелить (сов. вид) – перелиВАть (несов. вид), забыть (сов. вид) – забыВАть (несов. вид).
- Скажите, можем ли мы заполнить пропущенную строчку в начале классной работы? Что же мы сегодня с вами открыли? Сформулируйте тему урока.
Эпиграф к уроку «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью.» Л. Н. Толстой
Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
(Дети записывают на пропущенной строке в тетради: «Деепричастие». Термин возник в 17 веке. Обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам ч.р.похожа на наречие, т.к. не изменяется
Упр.214 – опорный материал(1 пример рассмотреть)
Упр№215 (устно1-2 предложения)
4 этап. Исследование морфологических признаков причастия.(слайд)
Самостоятельная работа. Изучив опорный материал на стр.83, заполните карточку №1(приложение)
Представление результатов исследования. (Результаты фиксируются на доске)
Запись на доске
Вывод. (слайд)
Карточка №2. Морфологический разбор (приложение)
Игра «Я работаю волшебником». Образование деепричастия
Предлагаются картинки. Необходимо образовать глагол, деепричастие. Обозначить суффиксы.
Вывод.
5 этап. Употребление в речи.
Вывод: обогащают нашу речь, делая ее образнее, ярче, выразительнее.
(Звукопись, олицетворение, фразеологизмы, пословицы)
Пословицы.(устно) Найдите деепричастия, Как вы понимаете смысл каждой из них?
Не узнав горя, не узнаешь и радости.
МИНУТКА ОТДЫХА (для глаз)
6этап. Закрепление.Выборочно – распределительный диктант
Итоговый контроль. Тестирование (приложение)
Рефлексия.
- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
- Чему научились на уроке?
Завершите заполнение оценочного листа. (приложение)
Домашнее задание. – через АСУ РСО (Найдите деепричастия в веселых историях из сборника «Знаменитые шутят». Выпишите их.)
1. Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили:
– Аркадий Петрович, почему вы такой знаменитый, а чемодан у вас так себе?
Гайдар, улыбнувшись, ответил:
– Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе.
2. Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его:
– Скажите: этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?
Андерсен, не смущаясь и глядя на задавшего вопрос, спокойно ответил:
– А этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?
3. Увидев двух ссорящихся, Гете сказал:
– Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее.
4. Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей.
– А где же книги других авторов? – спросил встревоженно, глядя на продавца, Дюма.
– Других? – растерявшись, переспросил книготорговец. – Проданы.)
6