kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-исследования "Климат Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии в 7 классе

Тип урока: усвоение новых знаний. Вид: урок-исследование.

Цели урока:

-изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием технологии исследовательского обучения;

-приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний.

-формирование регулятивных УУД- определять цель учебной деятельности, определять план выполнения задания, оценка своего задания по определённым параметрам;

-познавательных УУД- находить нужную информацию в различных источниках, делать обобщения и выводы;

-коммуникативных УУД- сотрудничать при выполнении исследовании объекта, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Задачи:
Образовательные:

1.Дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк,

2. Охарактеризовать климатические пояса Африки. 3.Выяснить влияние климатообразующих факторов на климат материка. 4.Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.

Воспитательные: -воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки; -воспитывать навыки работы в группах, навыки самооценки и взаимопроверки.

Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задачи.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.

Оборудование: карта Африки, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы , контурные карты, таблицы, дополнительный раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация

Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки.

На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа. А ещё он зависит от……………………………..

Вспомним(проверка домашнего задания- усвоение знаний расположения объектов на карте):

  • Что такое рельеф?

  • Какие формы поверхности суши вы знаете?

  • Какие формы рельефа материка вы можете назвать?

  • Подпишите их на ваших контурных картах.

III. Актуализация знаний

  1. Назовите основные климатические пояса.

  2. Какие климатические факторы вы знаете?

  3. Назовите переходные климатические пояса.

  4. ЧТО ТАКОЕ КЛИМАТ?

  5. КАКИЕ КАРТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИМАТА?

  6. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ?

Закончите предложения:

1.Только Африка почти по середине пересекается ………….. .

2.Африка в северной и южной части пересекается ………………… .

3.Здесь Солнце бывает в зените в дни…………………………… .

4.Постановка проблемы исследования

“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение.


 

5. Сегодня на уроке работают 2 творческие группы исследователей.(на столах раздаточный материал по теме урока, на рабочем столе компьютеров вы можете найти презентации, которые помогут найти и использовать необходимый дополнительный материал). ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с планом сбора информации и выбора формы защиты итогов исследовательской деятельности. ( У каждой группы на столах имеются планы действия) например:

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):

  1. Средняя температура января.

  2. Средняя температура июля.

  3. Годовое количество осадков.

  4. Режим выпадения осадков.

  5. Господствующие ветры в январе, июле.

  6. Климатический пояс и область:


 

6.Определение темы и целей исследования

Например: Тема исследования – факторы формирования климата Африки; климатические пояса и типичные типы погод.

Цели исследования:

Гипотеза:

7. Исследование.

ШАГ 1. Сформулируйте тему вашего исследования. Особенности

климата материка Африки и факторы оказывающие влияние на его формирование.


 

ШАГ 2. Сформулируйте цель вашего исследования, сообразно выбранной теме.

Изучение климата материка через характеристику его климатических поясов.


 

ШАГ 3.Определите объекты своих исследований.

1 группа-изучение экваториального пояса,2 группа тропического пояса.


 

ШАГ 4. Выделите предмет своих исследований.


 

Влияние климатических факторов на формирование климата выбранных поясов.


 

ШАГ 5. Сформулируйте гипотезу.

На формирование климата экваториального и тропического поясов влияет географическое положение материка ,постоянные ветра, рельеф, близость к океану.


 

ШАГ 6. Поставьте задачи вашего исследования.

  • Задача 1. Определить географическое положение климатического пояса. Нанесите границу на контурной карте и подпишите его.

  • Задача 2. Определите господствующие воздушные массы и ветры их свойства по сезонам года (зима, лето).

  • Задача 3. Определите среднегодовую температуру января и июля.

  • Задача 4. Соотнесите ваши данные с предложенными климатограммами. Какая из них подходит вашему климатическому поясу?

  • Задача 5.Определите влияние климата на особенности приспособленности человека к типам погод вашего климатического пояса.

  • Задача 6. Сделайте выводы по результатам исследования, сообразно поставленным целям и задачам.

  • Задача 7. Подготовьте защиту своего исследования в форме выступления, используя при этом материалы работы.

8.Интерпретация полученных данных(выступление групп)-первичное усвоение новых знаний

Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените.…………………………………………………………………………………. 9. Применение знаний новых знаний в учебной деятельности:

Определи климатический пояс Африки, ответив на данные вопросы:

  • В каком климатическом поясе Африки протекают самые полноводные реки? (Субэкваториальный климатический пояс.)

  •  

  • В этом климатическом поясе можно услышать треск камней и здесь дуют ветры “самум”. (Тропический климатический пояс) Одно время года.(Экваториальный)

  • В этом климатическом поясе низкое атмосферное давление и большое количество осадков, выпадающих равномерно в течение года. (Экваториальный)

  • Территория этого пояса расположена в районе тропиков. Осадков мало. очень жарко в дневные часы. (Тропический климатический пояс.)

В этом поясе зима сухая, лето влажное. Осадки выпадают летом.(

Субтропический климатический пояс.)

ИЛИ:

– На климат материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы.

Попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки. Какова их роль?

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

Или: карточки с вопросами.


 

10.Итог урокаАнализ и оценка успешности достижения цели урока ,перспектива следующей работы.

11.Домашнее задание

1) параграф 26,

2) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)

Рефлексия.

1.Я удовлетворен уроком, урок был полезен

для меня и получил заслуженную оценку.

2.Урок был интересен, урок был в

определённой степени полезен для меня

3. Пользы от урока я получил мало

и не было интересно.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока-исследования "Климат Африки" »

Урок географии в 7 классе

Тип урока: усвоение новых знаний. Вид: урок-исследование.

Цели урока:

-изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием технологии исследовательского обучения;

-приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний.

-формирование регулятивных УУД- определять цель учебной деятельности, определять план выполнения задания, оценка своего задания по определённым параметрам;

-познавательных УУД- находить нужную информацию в различных источниках, делать обобщения и выводы;

-коммуникативных УУД- сотрудничать при выполнении исследовании объекта, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Задачи:
Образовательные:

1.Дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк,

2. Охарактеризовать климатические пояса Африки. 3.Выяснить влияние климатообразующих факторов на климат материка. 4.Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.

Воспитательные: -воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки; -воспитывать навыки работы в группах, навыки самооценки и взаимопроверки.

Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задачи.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический.

Оборудование: карта Африки, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы , контурные карты, таблицы, дополнительный раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация

Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки.

На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа. А ещё он зависит от……………………………..

Вспомним(проверка домашнего задания- усвоение знаний расположения объектов на карте):

  • Что такое рельеф?

  • Какие формы поверхности суши вы знаете?

  • Какие формы рельефа материка вы можете назвать?

  • Подпишите их на ваших контурных картах.

III. Актуализация знаний

  1. Назовите основные климатические пояса.

  2. Какие климатические факторы вы знаете?

  3. Назовите переходные климатические пояса.

  4. ЧТО ТАКОЕ КЛИМАТ?

  5. КАКИЕ КАРТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИМАТА?

  6. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИЗ КЛИМАТИЧЕСКОЙ КАРТЫ?

Закончите предложения:

1.Только Африка почти по середине пересекается ………….. .

2.Африка в северной и южной части пересекается ………………… .

3.Здесь Солнце бывает в зените в дни…………………………… .

4.Постановка проблемы исследования

“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение.



5. Сегодня на уроке работают 2 творческие группы исследователей.(на столах раздаточный материал по теме урока, на рабочем столе компьютеров вы можете найти презентации, которые помогут найти и использовать необходимый дополнительный материал). ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с планом сбора информации и выбора формы защиты итогов исследовательской деятельности. ( У каждой группы на столах имеются планы действия) например:

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):

  1. Средняя температура января.

  2. Средняя температура июля.

  3. Годовое количество осадков.

  4. Режим выпадения осадков.

  5. Господствующие ветры в январе, июле.

  6. Климатический пояс и область:



6.Определение темы и целей исследования

Например: Тема исследования – факторы формирования климата Африки; климатические пояса и типичные типы погод.

Цели исследования:

Гипотеза:

7. Исследование.

ШАГ 1. Сформулируйте тему вашего исследования. Особенности

климата материка Африки и факторы оказывающие влияние на его формирование.



ШАГ 2. Сформулируйте цель вашего исследования, сообразно выбранной теме.

Изучение климата материка через характеристику его климатических поясов.



ШАГ 3.Определите объекты своих исследований.

1 группа-изучение экваториального пояса,2 группа тропического пояса.



ШАГ 4. Выделите предмет своих исследований.



Влияние климатических факторов на формирование климата выбранных поясов.



ШАГ 5. Сформулируйте гипотезу.

На формирование климата экваториального и тропического поясов влияет географическое положение материка ,постоянные ветра, рельеф, близость к океану.



ШАГ 6. Поставьте задачи вашего исследования.

  • Задача 1. Определить географическое положение климатического пояса. Нанесите границу на контурной карте и подпишите его.

  • Задача 2. Определите господствующие воздушные массы и ветры их свойства по сезонам года (зима, лето).

  • Задача 3. Определите среднегодовую температуру января и июля.

  • Задача 4. Соотнесите ваши данные с предложенными климатограммами. Какая из них подходит вашему климатическому поясу?

  • Задача 5.Определите влияние климата на особенности приспособленности человека к типам погод вашего климатического пояса.

  • Задача 6. Сделайте выводы по результатам исследования, сообразно поставленным целям и задачам.

  • Задача 7. Подготовьте защиту своего исследования в форме выступления, используя при этом материалы работы.

8.Интерпретация полученных данных(выступление групп)-первичное усвоение новых знаний

Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените.…………………………………………………………………………………. 9. Применение знаний новых знаний в учебной деятельности:

Определи климатический пояс Африки, ответив на данные вопросы:

  • В каком климатическом поясе Африки протекают самые полноводные реки? (Субэкваториальный климатический пояс.)

  • В этом климатическом поясе можно услышать треск камней и здесь дуют ветры “самум”. (Тропический климатический пояс) Одно время года.(Экваториальный)

  • В этом климатическом поясе низкое атмосферное давление и большое количество осадков, выпадающих равномерно в течение года. (Экваториальный)

  • Территория этого пояса расположена в районе тропиков. Осадков мало. очень жарко в дневные часы. (Тропический климатический пояс.)

В этом поясе зима сухая, лето влажное. Осадки выпадают летом.(

Субтропический климатический пояс.)

ИЛИ:

– На климат материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы.

Попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки. Какова их роль?

Климатообразующий фактор

Какова роль фактора

Влияние на климат Африки

Географическая широта

Чем дальше от экватора, тем …

Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки

Высота над уровнем моря

Чем выше, тем …

Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег

Господствующие ветры

Пассаты с океана приносят весь год …

Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает

Направление горных хребтов

Осадки выпадают на наветренных склонах

Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари

Течения

Если у берега проходит теплое течение, то

Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.

Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.

Или: карточки с вопросами.



10.Итог урокаАнализ и оценка успешности достижения цели урока ,перспектива следующей работы.

11.Домашнее задание

1) параграф 26,

2) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)

Рефлексия.

1.Я удовлетворен уроком, урок был полезен

для меня и получил заслуженную оценку.

2.Урок был интересен, урок был в

определённой степени полезен для меня

3. Пользы от урока я получил мало

и не было интересно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока-исследования "Климат Африки"

Автор: Амосова Роза Константиновна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141688


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1770 руб.
2530 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1490 руб.
2130 руб.
2220 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства