Дидактический проект урока русского языка
Дата:21 ноября 2014 г.
Класс:3
Учитель: Савчук Л.Н (.Р.Молдова , Р.Глодень , С.Дану)
Тема: Корень
Субкомпетенции: 23;15;19.
Операциональные цели:
О1- узнать, что такое корень слова
О2- знать признаки родственных слов;
О3- учиться подбирать однокоренные слова;
О4- уметь выделять корень;
О5- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.
О6 –знать орфограммы , встречающиеся в корне слова.
Тип урока: формирование способностей добывания знаний.
Дидактические стратегии:
формы: работа в сотрудничестве, работа в группах , индивидуальная работа
методы и приёмы: исследование, кроссворд, упражнение , наблюдение, беседа, проблематизация, аналитико-синтетический метод, анализ, алгоритм, проект.
Дидактический материал:
учебник Т. В. Расскозовой «Русский язык» 3 класс
Школьный куррикулум I-IV 2010, карточки, телевизор, ноутбук, кроссворд, рисунок –дерево.
Ход урока
1.Организация класса
На урок дал нам старт
Заливистый школьный звонок.
Вы готовы красиво писать?
Думать, исследовать, запоминать?
-Мы начинаем наш урок-исследование
-Что такое исследование ?
-Обратимся к толковому словарю Ожигова
Исследовать- подвергать какому-то исследованию
-Люди , которые занимаются исследованиями называются исследова- телями . Исследования происходят в лаборатории . Лаборатория- это наш класс. Результаты исследования записывают в научных дневниках. Научные дневники – это наши тетради. Запишите сегодняшнее число .
Место проведения – это классная работа.
2.Минутка чистописания
Посмотрите на буквенное поле на минутке чистописания мы будем писать букву, которая повторяется на каждой строке . Какая это буква?(К)
-Охарактеризуйте этот звук .
Посмотрите на доску и найдите закономерность.
Кк Ккк Кккк
Продолжите эту закономерность до конца строки.
-Начинаем наше исследование.
-Разгадайте кроссворд и вы узнаете слово, которое мы будем исследовать. (Приложение 1)
1. библиотека
2.воскресенье
3.ветер
4.учитель
5. картина
6.февраль
(Каждое слово проговаривается по слогам .)
3.Преподавание нового
-Какое слово получили? Тема нашего исследования «Корень»
Корень. Где в жизни встречаем корень?
(Пишу на доске .Корень у зубов, у растений, у волос, у слов)
-Для чего нужен корень растениям? А зубам? Рассказываю про акулу)
У зубов акулы нет корней, поэтому если выпадает зуб, то опять вырастает молочный .
- Значит корень-это многозначное слово. Мы будем исследовать корень у слов. Какие орфограммы в словах связаны с корнем?
Послушайте сказку.
Люди шли по улице. И вдруг, им на встречу идёт маленькое словечко. Словечко было очень грустным. Вот оно и говорит : «Люди, возьмите меня, пожалуйста, посадите в землю, полейте.» Люди так и сделали.
Это слово сначала пускало веточки, потом выросло большое дерево. От одного слова образовались различные слова.
Ход- поход, походка, проходить, ходики.
От маленького слова получилось очень много слов . Эти слова родственники .Что у них общего?
Я уберу эту часть. Что произошло? Что же такое корень?
-Корень- главная общая часть родственных слов.
Запишите слово ход и допишите с дерева 3 слова. Выделите корень.
4. Закрепление материала и формирование способностей
Будь внимателен к словам
Отыщи в них корень сам.
Продолжим наше исследование . Спишите слова и выделите корень.
Рис - рисовать
Гора – горе.
Делить – дело.
Соль – солист.
Вывод: Корень одинаков, но слова не являются однокоренными.
Почему? Значит : Мы вывели, что если одинаков корень то это однокоренные слова. Но этого , оказывается мало. У однокоренных слов одинаковое лексическое значение .
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в определении корней? (подобрать однокоренные слова, сравнить корни, определить значение слов).
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Поймай родственное слово».
Если произношу родственные слова – хлопаем, если нет – топаем.
Зима – зимовать соль - солонка
Лето – лететь осина - посинеть
Крот – кот мороз – заморозки
Работа по учебнику
Читаем правило с. 90
6.Закрепление .Оценивание.
Работа по уровням
Красные: дописать однокоренные слова по вопросам:
Что? Что делать? Какой?
Корм
Соль
Синие : Списать только однокоренные слова и выделить корень
Слеза, слезинка слезать слезиться
Водить , вода, водица, водяной
Зелёные:
Выпиши две группы однокоренных слов
Грызун, грузовик, огрызок, погрузил, прогрыз, перегрузка.
Работа в группах :
Корень слова - главная
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
Подберите по 3 однокоренных слова к словам:
1 гр. След
2 гр. Белка
3 гр. Дом
4 гр. Малыш .
5 гр. Река
6 гр. Час
7.Защита проекта «Корень слова»
8. Итоги урока-Что мы делали на уроке?
Зачем мы это делали?
-Корень нужен?
9. Д/З- с.90 правило
Красные : Упр № 3 , 4
Синие: упр №2, 3
Зелёные :упр № 3