Конспект урока русского языка, проведённого 16 декабря учителем
РСШ №3 Бахмутовой Е. Н..
Тема: «Удивительное имя существительное»
(урок-обобщение в 4 классе, интеллектуальная игра)
Цели: 1)обобщить знания учащихся о существительном, как части речи;
2)развивать умения учащихся осознанно применять изученные правила;
3) воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
Орг. момент.(4 мин.)
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что о нём говорили русские и зарубежные писатели.
( выступление детей)
1)А. С. Пушкин с любовью относился к родному языку. По его мнению, русский язык – это выразительный и звучный, гибкий и мощный язык. Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».
2) Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков»
3)И.С.Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
- Сегодня наш урок посвящён имени существительному, и тема нашего урока так и звучит: «Удивительное имя существительное». (слайд)
Наш урок пройдет в форме интеллектуальной игры. Цель урока: обобщить знания о существительном, как части речи.
- Имя существительное - важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
- Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина « Евгений Онегин», а вы подсчитайте, сколько существительных встретилось в этом отрывке.
Возок несётся чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
- Здесь 28 существительных.
2. Обобщение теоретических знаний учащихся о существительном, как части речи.(5 мин)
- Что такое существительное?
- На какие вопросы отвечают?
- что обозначают?
(слайд) Имя существительное - часть речи.
кто? что?
Предмет
Явления природы
Признак
Действие
Состояние
- На какие группы можно разделить имена существительные? Приведи примеры.
Одушевлённые и неодушевлённые.
- Какого рода могут быть имена существительные?
(слайд) Женский
- Изменяются ли существительные по родам? А как изменяются?
- Все ли существительные изменяют форму ед. и мн. числа? Приведи примеры.
(слайд)
Изменяются по:
- Назови падежи с вопросами.
(слайд)
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
- Что такое склонение?
(слайд)
Склонение – это изменение существительных по падежам.
- Ск. типов склонения в русском языке? Какие сущ. относятся к 1, 2, 3 склонению?
(слайд)
Три типа склонения имён существительных.
1 скл. | | 2 скл. | | 3 скл. |
Ж. р. М. р. -а, - я. | | М. р. с н. о. Ср. р. – о, - е | | Ж.р. с н.о. (с ь на конце) |
- Какую роль выполняет имя существительное в предложении?
- Придумайте предложение, в котором главные члены предложения - это имя существительное.
- Вспомни алгоритм написания безударного окончания существительного.
(слайд) Определю тип склонения.
Определю падеж Подберу проверочное слово
Напишу окончание
- Назови проверочные слова для проверки безуд. окончаний существительных.
(слайд)
Проверочные слова:
1 скл. | | 2скл. | | 3 скл. |
| | | | |
страна земля | | конь окно | | любовь |
- Назови падежные окончания существительных ед. ч. в Р., Д., П. падежах?
(слайд)
| 1скл. | 2 скл. | 3скл. |
Р. п. | - и | | - и |
Д. п. | -е | | - и |
П. п. | -е | - е | - и |
Назови падежные окончания существительных мн. ч. в Д., Т., П. падежах?
(слайд)
Окончания существительных во мн. числе. |
Д. п. | - ам, - ям |
Т. п. | - ами, - ями |
П. п. | -ах, - ях |
3.Закрепление практических навыков учащихся.
- А сейчас я приглашаю к игровым столам команды.
Прошу вас представиться.
1конкурс « Представление команд» (2 мин)
1 команда- «БАМ»
Будем активно мыслить.
Пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
2 команда- «ПУПС»
Пусть ум победит силу.
Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней-
И наша дружба вместе с ней!
2 конкурс «Разминка» (5мин)
- Найди лишне слово.
(слайд)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите.
(слайд)
Вещь, друг, страна, весёлый, книги, пальто.
3 конкурс «Решение лингвистических задач» (4 мин)
1 команда
- Почему выделенные существительные имеют разные окончания в предложении?
(слайд)
Голуби живут и в городе, и в сельской местности.
2 команда
(слайд)
-Правильно ли указан падеж выделенных существительных?
Спросил про соседа (В.п.)
Узнал у соседа (Р. п.)
4 конкурс «Ловушка для иностранцев» (2 мин)
- Объясните значение слов.
-ШКОЛА
-ДРУГ
5 конкурс «Один за всех, все за одного» (4 мин)
-определи род существительных.
Работает каждый член команды. (по цепочке) (слайд)
БАМ | | ПУПС |
| | |
молоко дом рояль газель малина такси мебель конь | | вуаль дерево стол кофе туча мозоль тюль лошадь |
- А теперь команда БАМ называет существительное в ед. числе, а ПУПС во мн. ч., а потом наоборот.
(слайд)
БАМ | | ПУПС |
| | |
окно малыш девочка молоко туча | | деревни ложки джинсы мячи кости |
6 конкурс «Аукцион» (1 мин)
- Кто больше назовёт слов, которые употребляются только в форме мн. числа.
7 конкурс «Капитанов» (3мин)
- Образуйте от данного слова 3 существительных(1, 2, 3 скл.)
-старый
- бедный
8 конкурс «Эрудитов» (3 мин) (слайд)
Прочитайте. Запишите пословицу:
БАМ: в котором нет сущ. 2 скл.
ПУПС: в котором нет сущ. 3 скл.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Слово не стрела, а пуще стрелы разит.
Не в бровь, а в глаз.
9 конкурс « Блиц – турнир» (5 мин)
-Чья команда быстрей поднимет карточку с правильным ответом (А, Б, В), та и получает балл.
(слайд)
К какому склонению относится сущ. ж. р. с окончанием - а, - я?
к 1 скл.
ко 2 скл.
к 3 скл.
В каком падеже у сущ. 1 скл. окончания - у, - ю?
в Д.п.
в В.п.
в Р.п.
Укажи строчку, в которой перечислены сущ. 2 скл.
кровать, капель, молодёжь
апрель, картофель, медведь
занавеска, чашка, салфетка
Укажи сущ. с твёрдой основой.
капля
зерно
море
У сущ. какого рода на конце после шипящих не пишется Ь?
ж.р.
ср.р.
м.р.
Прочитай предложение. Укажи падеж выделенного сущ.:
Врачи оказали помощь пациенту.
И.п.
В.п.
Р.п.
Прочитай предложение. Укажи существительное, в котором окончание является орфограммой. Груз доставляли по реке на лодке.
груз
по реке
на лодке
Укажи сущ. во мн. ч.
лодки
мышь
лицо
Укажи слово, которое будет проверочным при написании безударных падежных окончаний сущ. 1 скл.
мама
дядя
стена
Укажи слово, в котором пишется окончание - е.
от рощ…
по травк…
у рябинк…
У сущ. какого склонения в Д.п. пишется окончание - е?
1 скл.
2 скл.
3 скл.
Прочитай слова. Сколько сущ. имеют окончание - е?
В повест…, у собак…, от дяд…, в вазочк…, на берёзк…, от пыл…, около деревн…, на плакат… .
3 сущ.
4 сущ.
5 сущ.
Укажи строчку, в которой у сущ. пишется окончание - и?
за учител…, по тропинк…, под дерев…
на подушк…, в книг…, о подарк…
на лошад…, от бабушк…, у дедушк…
Ученик указывал склонение и падеж сущ. Где он ошибся?
Мальчик в тетради решил задачу.
мальчик – 2 скл., И.п.
в тетради – 3 скл., Р.п.
задачу – 1 скл., В.п.
4. Итог урока.(1мин)
Подсчёт баллов. Вручение призов
Домашнее задание. (по желанию)
Сочините стихотворение, используя слова: падежи, подскажи, изучаю, скучаю, не спешу, пишу, тетрадь, пять.
Или упр.123.
- Да, действительно, удивительное это имя существительное.
Давно живёт существительное в мире этом,
Даёт название предметам:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья.
-Наш урок закончен. Всего доброго.